Несмотря на такую «ситуативность», обусловленную евроазиатским положением России, следует помнить, что ценности традиционной русской культуры и ее духовной основы – православия, располагаются ближе к полюсу коллективистски-ориентированных культур [19].
В 1999 году в рамках проекта РГНФ «Изменяющаяся этническая идентичность. Опыт кросс-культурного анализа этнопсихологических исследований в России и СНГ в 90-х годах ХХ века» Лебедевой Н.М. было проведено эмпирическое исследование изменения базовых культурных ценностей русских [19]. Целью исследования являлся сравнительный анализ структуры ценностей двух респондентов (студентов и взрослых – учителей и других специалистов) для определения сходств и различий в структуре базовых ценностей двух поколений. Сходства – показатель неизменности ценностного ядра русской культуры, а различия – направления изменения ценностей в последнее десятилетие ХХ века. Мотивом к проведению данного исследования была неудовлетворенность результатами и их интерпретацией в работах Шварца относительно стран Восточной Европы. В результате исследования были сделаны следующие выводы: отвержение ценностей, свойственных традиционной русской культуре (довольство своим местом в жизни, благочестие, скромность) свидетельствуют об изменениях в ценностно-мотивационном блоке русской культуры. Можно сказать, что в ряду ценностей русской культуры к концу ХХ века наблюдаются серьезные изменения, затрагивающие ключевые основы национального характера. Молодые отвергают ценности коллективизма: уважение традиций, умеренность, равенство, а люди постарше – ценности индивидуализма: разнообразие жизни, интересная жизнь, наслаждение жизнью, удовольствие.
По данным исследования, опубликованным в докладе «10 лет российских реформ глазами россиян» в России на 2002 год существовали две сформированные модели ценностей [41]. Одна – постиндустриальная индивидуалистическая западного типа (порядка 25-30% населения), вторая – патриархально-коллективистская (порядка 30-40% населения). Остальная часть населения имеет противоречивую систему ценностей.
В исследовании 2004 года «Семейное воспитание: нормативные представления и социальные практики» Пресняковой Л. отмечается снижение роли традиционалистских ценностей воспитания и одновременное повышение роли ценностей модернистских, которые особенно характерны для представителей молодого поколения – респондентов в возрасте 18-24 и 25-34 лет [39]. При этом самые молодые респонденты заметно чаще, чем их ближайшие предшественники (и уж тем более – чем представители среднего и старшего поколения), называют такие качества, как самостоятельность и независимость, стремление успеху.
По данным последних исследований происходит смена культурных ценностей россиян, что связано с политическими изменениями (переход от авторитаризма – к плюрализму), изменения в ценностях, пропагандируемых СМИ (навязывание рыночной морали – «ты мне – я тебе»), общественными изменениями (классовым неравенством). По мнению Шварца, типы ценностей как единая система связаны с другими переменными (установками, поведением, групповым членством и др.). Поэтому закономерно возникает вопрос о том, что изменяется в отношениях родителей и детей, каким образом существующие изменения в ценностной структуре отразились на представлениях родителей о взаимодействии с ребенком, о том, как нужно воспитывать ребенка.
1.2 Родительские представления о воспитании детей
1.2.1 Зависимость родительских представлений о воспитании от принадлежности к коллективистскому или индивидуалистическому типу культуры
Родительские представления о воспитании, установки и методы воспитания детей зависят от тех традиций, ценностей, норм и ожиданий, которые свойственны социальной, культурной, национальной и религиозной среде, к которой принадлежит та или иная семья. Оказывается, все эти факторы во многом определяют особенности родительского поведения [40].
Исследования американских психологов показывают, что у коренных американцев и представителей разных этнических меньшинств – африканцев, азиатов, латино-американцев, культурные ценности и общие родительские убеждения по отношению к детям различны [40].
Так, для коренных американцев очень важны следующие ценности: центральное положение семьи, единение, гармония и скромность (ценности коллективизма).
Для афро-американцев главными культурными ценностями являются независимость (индивидуалистические ценности), уважение к властям, послушание и расовая идентификация (коллективистские ценности).
Для американцев азиатского происхождения на первом месте стоит самоконтроль, соблюдение социального этикета, эмоциональная зрелость и уважение старших (ценности коллективизма).
Для латино-американцев самое главное – верность семье, тесные межличностные связи, взаимное уважение и самоуважение (ценности коллективизма).
Такие же различия существуют и между общими родительскими действиями и убеждениями:
Коренные американские родители на первое место ставят либеральную дисциплину, совместное выполнение родительских обязанностей и совесть как дисциплинирующий детей фактор.
Афро-американцы также выделяют строгую дисциплину и совместное выполнение родительских обязанностей.
Родители азиатского происхождения подчеркивают значимость родительского контроля, опять же строгой дисциплины, а также умения улаживать конфликты с помощью переговоров и способность родителя выполнять роль учителя.
Родители латиноамериканцы больше всего ценят либеральную дисциплину в семье, совместное выполнение родительских обязанностей и свободу.
1.2.2 Родительские представления о воспитании детей
В психологической литературе понятия «родительские представления о воспитании», «стиль родительского отношения», «тип семейного воспитания», «родительская позиция», «родительская установка» очень часто рассматриваются как синонимы. Все эти термины описывают одно понятие – особенности воспитания.
В данной работе для определения понятия родительские представления о воспитании мы используем понятие представлений из психологии. Представления (из психологии) - наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта, путем его воспроизведения в памяти или воображении [26]. Представления о воспитании содержат в себе понимание средства воспитания, образ того, что я буду делать, чтобы воспитывать ребенка, чтобы взаимодействовать с ним.
Огромный вклад в развитие представлений о специфике отношений между детьми и родителями внесла теория классического психоанализа. Как известно, психоанализ был первой теорией, в которой отношения между ребенком и родителем рассматривались в качестве главного фактора детского развития. Впервые проблема стилей родительского воспитания была исследована А. Адлером (1932) [29]. А. Адлер описывал неблагоприятные ситуации детства, связанные с родительским воспитанием, на основе которых ребенок формирует ошибочные представления о жизни. К ним относятся баловство ребенка и пренебрежение ребенком. Эти деструктивные стили отношения к ребенку препятствуют развитию у него социального интереса, или общественного чувства – способности интересоваться другими людьми и принимать в них участие. А. Адлер подчеркивает, что попустительство и вседозволенность со стороны родителей приводит к развитию неадекватных представлений о самом себе, об окружающем мире, способах конструктивного взаимодействия с другими людьми. Эмоционально отвергаемые, пренебрегаемые родителями дети будут недооценивать собственные силы, преувеличивать трудности жизненных задач, у них могут быть трудности в межличностных отношениях.
Классической считается работа С. Броди (1956), выполненная в рамках клинического подхода [29]. Наблюдая видеомагнитофонные записи 4-х часового общения матери с ребенком, она выделила 4 типа материнского отношения:
1 тип. Мать легко и органично приспосабливается к потребностям ребенка. Для нее характерно поддерживающее, разрешающее поведение.
2 тип. Сознательно мать старается приспособиться к потребностям ребенка, но из-за напряженности и отсутствия непосредственности в общении с ребенком ее попытки часто безуспешны. Мать чаще доминирует, чем уступает.
3 тип. В основе материнства – чувство долга. В отношении с ребенком отсутствует интерес, теплота, спонтанность. Инструмент – жесткий контроль.
4 тип. Мать ведет себя неадекватно возрасту и потребностям ребенка. Ее воспитательные воздействия непоследовательны и противоречивы.
По мнению С. Броди, наиболее вредным для ребенка оказался 4-й стиль материнства, т.к. постоянная непредсказуемость материнских реакций лишала ребенка мира стабильности и провоцировала повышенную тревожность.
Д. Стивенсон-Хайнд, М. Симсон (1982) выделяют 3 типа родительского отношения [8]:
Спокойная мать, преимущественно использующая похвалу как инструмент воспитания. Экзальтированная мать с широкой амплитудой эмоциональных реакций на любые мелочи в поведении ребенка. “Социальная” мать – для нее характерна легкая отвлекаемость от ребенка на любые стимулы.
А. Болдуин (1906) выделил два стиля родительского воспитания: демократический и контролирующий [29].
Демократический стиль характеризуется следующими параметрами: высокая степень вербального общения между родителями и детьми, включенность детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка.
Контролирующий стиль предполагает существенные ограничения поведения ребенка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, четкое понимание ребенком смысла ограничений. Требования родителей могут быть достаточно жесткими, но они предъявляются ребенку постоянно и последовательно и признаются ребенком как справедливые и обоснованные (Крэйг Г., 2000).