- уважение традиций
- истинная дружба
- защита окружающей среды
Также низкие значения по шкалам:
- разнообразие
- яркость впечатлений
2.3 Обсуждение результатов
Таким образом, у коллективистов самые высокие значения по шкале концентрации на ребенке (что подтверждает нашу гипотезу и отличает коллективиста от индивидуалиста). Также в средних значениях находятся шкалы – супружеские конфликты (что характерно для типичной российской семьи по последним исследованиям), мученичество родителей (эта шкала коррелирует с конфликтностью в семье), власть матери (что говорит об авторитарности в воспитании), раздражительность (отражает общее неблагополучие детско-родительских отношений). То есть с одной стороны, гиперопека, забота, концентрация на ребенке, а с другой стороны – авторитарность и повышенная конфликтность в семье.
В общем можно сказать, что представления коллективистов о воспитании ребенка носят не совсем благоприятный характер – отсутствует предоставление ребенку свободы, автономности, нет места для развития лидерских качеств. Но присутствует желание ускорить развитие ребенка – отсюда и появляется раздражительность и мученичество родителей. Если ребенку не предоставляют возможности проявить активность, высказаться, но требуют от него активного развития, успешности, то чего можно от этого ожидать?
Самая благоприятная тенденция в родительских представлениях о воспитании коллективистов – признание равенства родителей и ребенка (5,2б из 10, т.е. в средних значениях).
Чем можно объяснить такую тенденцию коллективистов к гиперопеке? Мы предполагаем, что здесь играет роль следующие коллективистские особенности: большая зависимость от старших, авторитет старших, уважение их мнения. Но, с другой стороны, мы наблюдаем противоречивую картину – такие ценности как «гордость старшими» и «уважение традиций» находятся в относительно невысоких значениях у коллективистов. Возможно, идет смена ценностных ориентаций, связанная с современными общественными тенденциями (неуважение старшего поколения, их ненужность обществу), но родительские представления о воспитании еще остаются в коллективистском духе. Что и является неблагоприятным – внутренний конфликт между своими предпочтениями в воспитании (которые идут из образа семьи, в которой вырос и воспитывался человек) и представлениями, образами, которые сейчас необходимы обществу. То есть, с одной стороны, я хочу воспитывать ребенка, который уважает старших, родителей, уважает традиции, но с другой стороны, для жизни в обществе, как мне, так и моему ребенку эти качества совсем не нужны.
Теперь подойдем к рассмотрению профиля индивидуалиста.
Самые высокие значения – по шкале излишней дистанции с ребенком (раздражительность, строгость, избегание общения). Также средние и повышенные баллы по следующим шкалам: конфликтность, власть матери, мученичество родителей. То есть присутствует дистанцирование от ребенка, а также некоторая авторитарность в воспитании (проявляющаяся в строгости и власти матери).
Здесь профиль получился абсолютно противоположным коллективисту. Если у коллективиста есть необходимость в поддержании тесного эмоционального контакта с ребенком (даже излишняя концентрация на ребенке), то для индивидуалиста такие шкалы как зависимость ребенка от матери, навязчивость родителей, не являются значимыми. Это можно объяснить тем, что с индививидуалистической точки зрения, ребенку, чтобы выжить, встроиться в общество, успешно социализироваться, нет необходимости быть зависимым от родителя, наоборот, ему необходимо быть независимой, свободной личностью. Вроде бы эта тенденция положительная, но, учитывая высокие показатели по шкалам раздражительности, строгости, избегания общения с ребенком, супружеских конфликтов, мученичества родителей в целом картина не совсем радужная.
Возможно, необходимо искать объяснение этим цифрам все в том же внутреннем конфликте. Ведь, как известно, ценности традиционной русской культуры располагаются ближе к полюсу коллективистски-ориентированных культур, и если родитель умом понимает, что ребенку совсем не нужно быть зависимым от родителя, то его сердце требует близких отношений – возможно отсюда и идет вся раздражительность, вспыльчивость. Также можно предположить, что современная ситуация (нестабильность, отсутствие веры в будущее, разруха, потеря опоры, постоянная занятость на работе, напряженность) не способствует ровным, теплым отношениям в семье. Может и в этом коренится причина раздражительности и нежелания общаться с ребенком.
Мы можем сделать следующие выводы по общим для коллективистов и индивидуалистов показателям: современных родителей с разными типами ценностей (коллективистскими и индивидуалистическими) объединяет тенденция к раздражительности во взаимодействии с ребенком, что объясняется присутствием конфликтности между супругами, которая уже вошла в норму во многих семьях.
Наряду с этим имеется тенденция к высоким значениям по шкале мученичество родителей, которая также имеет связь с конфликтностью в семье.
Авторитарность в воспитании проявляется как у индивидуалистов, так и у коллективистов в виде относительно высоких значений по шкале власти матери. Тенденция к ускорению развития ребенка также объединяет коллективистов и индивидуалистов.
Единственный положительный момент, который хотелось бы отметить – это признание равенства родителей и ребенка (5,25б у коллективистов, 4,76- у индивидуалистов). Хотя, исходя из особенностей индивидуалистов, для них должно быть более свойственно признание равенства родителей и ребенка.
Но самое интересное из общих предпочтений у респондентов: значимость семейной безопасности (вместе с высокими показателями конфликтности супругов и мученичества родителей), а также ценность способностей и компетентности (которая провоцирует высокие показатели по шкале ускорения развития ребенка).
Различия индивидуалистов и коллективистов выявились по характерным для каждого типа ценностей шкалам – совместность, принятие своего места в жизни, самодисциплина, лояльность – значимы для коллективиста, а независимость, выбор собственных целей, наслаждение, амбиции, влияние, авторитет и значимое социальное положение характерны для индивидуалиста.
Низкие значения у большинства респондентов по следующим шкалам:
- уважение традиций
- истинная дружба
- защита окружающей среды
Отвержение этих ценностей можно объяснить общероссийской тенденцией отказа от традиционных, созидательных ценностей и перекос в сторону современных, захватнических, ценностей. Преобладает психология охотника над психологией земледельца.
Также низкие значения по шкалам:
- разнообразие
- яркость впечатлений
Возможно, это объясняется выборкой респондентов (женщины в основном не предрасположены к выбору этих ценностей).
Профиль «смешанного» родителя напоминает профиль коллективиста – та же гиперопека и авторитарность. Можно предположить, что это родители с меняющимся типом ценностей – то есть с предпочтений коллективистских они начинают переходить к индивидуалистическим, но родительские представления о воспитании еще находятся на полюсе коллективиста. Происходит как бы «ломка» представлений.
Идеального родителя с оптимальным типом представлений и ценностей в исследовании обнаружено не было. Это может объясняться следующими причинами:
- Современная политическая, экономическая, социокультурная ситуация не способствует сохранению идеальных ценностных ориентаций и оптимальных родительских представлений о воспитании детей. С одной стороны, такие ценности как:
- Лояльность,
- истинная дружба,
- помощь другому,
- равенство,
- гордость старшими,
- уважение традиций,
- совместность,
не востребованы в современном обществе – нет трансляции этих ценностей (сохраняющих и сберегающих, созидательных), зато присутствует трансляция противоположных им ценностей – захватнических, разрушительных.
- Современная ситуация также не способствует сохранению оптимальных родительских представлений о воспитании детей, теплым, ровным, принимающим отношениям, поскольку мы живем в ситуации нестабильности, которая характеризуется постоянным ожиданием политических и экономических изменений, потерей опоры, страхом перед будущим. Остается надеяться, что это переходный период, который сменится стабильным, способствующим стабильным, оптимальным отношениям с ребенком.
- Возможно, в наших результатах отразилась специфика города. Мы можем предположить, что в отдаленных от города районах – селах, деревнях, наиболее распространены сберегающие, нежели захватнические ценности и соответствующие им оптимальные представления о воспитании ребенка.
Изучив профили родительских представлений о воспитании детей, и сопоставив их с родительскими ценностями, мы пришли к следующим выводам:
1. Гипотеза исследования подтвердилась: у родителей с преобладанием индивидуалистических ценностей наблюдается излишнее дистанцирование от ребенка, а у родителей с преобладанием коллективистских ценностей наблюдается излишняя концентрация на ребенке.
2. Выделены 3 группы родителей: родители с коллективистским типом ценностей, родители с индивидуалистическим типом ценностей, родители со смешанным типом ценностей.
3. Установлены значимые различия между родителями с коллективистским и индивидуалистическим типом ценностей.
4. Родители с коллективистским типом ценностей склонны гиперопекающему и авторитарному воспитанию, которое проявляется в оберегании ребенка от трудностей, поощрении зависимости ребенка от родителей, зависимости ребенка от матери, подавлении воли ребенка, навязчивости родителей, власти матери.
5. Родители со смешанным типом ценностей по профилю родительских представлений о воспитании напоминают коллективиста – та же гиперопека и авторитарность. Мы предположили, что это родители с меняющимся типом ценностей – то есть с предпочтений коллективистских они начинают переходить к индивидуалистическим, но родительские представления о воспитании еще находятся на полюсе коллективиста.