Смекни!
smekni.com

Феномен "бессознательного" Зигмунда Фрейда на примере истерической женщины (стр. 5 из 6)

Фрейд еще в ранних работах подчеркивал, что недостаточное наслаждение, полученное при половом акте, рождает тревожность. Сексуальное желание носительницы истерического характера заблокировано страхом, который вызван изначально отвергнутой отцам детской сексуальности. Злость не может высвободиться, пока не подавлено сексуальное влечение к отцу. Подавленная злость и гордость закрывают доступ к вытесненному желанию. Это и создает препятствие для сближения с мужчиной. Иногда истеричка становится покорной. Но это нельзя рассматривать как проявление любви. Женщина бессознательно стремится переложить ответственность за половой акт на мужчину. Если женщина отдалась мужчине, то она использует этот акт как основание мести всем мужчинам.

Фрейд, описывая истерический характер, обратил внимание на сложный замес романтического обожания и сексуального вожделения, свойственный этому психологическому типу. Раскрывая тайны детской сексуальности, австрийский психиатр показал, что девочка, будущая носительница истерического поведения, испытывает к отцу и поклонение, и влечение. Отсюда и ее взрослая драма: она обольщает мужчин, но не отдается им. Она женщина- вамп, и ей трудно предать отца и предпочесть другого человека.

Часто истерическая женщина- покорна. Паттерн ее поведения выглядит следующим образом: поддразнивание, сопротивление, а затем смирение. В этом отношении мы далеко ушли от флирта истерического характера пятидесяти - или тридцатилетней давности, исключавшего генитальный контакт.

Однако сексуальная покорность ничуть не меняет фундаментальную проблему. Покорность основана на страхе, том самом страхе, который и в прежние времена определял поведение истерического характера, хотя теперь он не является столь интенсивным. Речь идет о страхе сильного генитального возбуждения и утраты контроля. Как это ни странно, сексуальная покорность выполняет функцию предупреждения слишком сильного генитального возбуждения, которое могло бы возникнуть, если бы сексуальное желание переживалось и выражалось открыто и прямо. В этом отношении генитальность служит защитой от сексуальности.

Я хотела бы рассмотреть еще одну истерическую черту, тесно связанную с романтической склонностью. Это театральность или актерство, которое часто ярко выражено в истерическом поведении. В связи с актерством истериков мы обычно думаем исключительно об их эмоциональности, но такое поведение отличается не только эмоциональностью. Это, скорее, преувеличенная и неубедительная эмоциональность. Но, хотя театральность и драматические преувеличения у истерических людей встречаются сплошь и рядом, они не выглядят неискренними. Иными словами, они не преувеличивают и не драматизируют свои чувства сознательно, чтобы добиться конкретной цели или произвести какой-то особый эффект. Фактически они не осознают, что играют. Если после особо впечатляющей театральной сцены, намекнуть истерику, что чувства, которые он пытается изобразить, не очень-то убедительны или что он сам, возможно, не вполне верит в то, что говорит, то скорее всего он не разозлится оттого, что сцена не удалась, а искренне удивится, растеряется и смутится.

Есть множество истериков, в основном женщин, для которых характерны не аффективные взрывы, а взрывы более или менее постоянные и менее интенсивные, по сравнению с теми, которые мы разбирали. У этих людей функционирует та же самая система. В романе Генри Джеймса один герой описывал героиню следующим образом: "Она это сказала, и сразу стало видно, что это женщина, говорящая с сильным французским акцентом все, что ей взбредет в голову". Я хотела бы добавить, что эта истерическая женщина "говорит все, что ей взбредет в голову" именно потому, что любая едва сформировавшаяся прихоть, фантазия, мимолетное впечатление или сиюминутная эмоция в этот момент в ее уме доминируют. В присутствии такой личности создается впечатление, что сама она не вполне участвует в этих проявлениях и аффектах.

Еще одной удивительной чертой истерических женщин является любовь власти над мужчинами. Зачем женщине власть над мужчиной? Что уводит ее от самого желанного, от любви, – к власти? Власть в контексте взаимоотношений мужчина-женщина можно понимать как контроль одного над другим, в контексте нашей темы – женщины над мужчиной. Да, она боится его. Мужчина представляется в женских фантазиях как насильник, женоненавистник, садист. С помощью механизма проекции или проективной идентификации она проецирует на него свою мужскую, отщепленную, "плохую" часть, которая корнями уходит в идентификацию с фаллической матерью, стремящейся к превосходству над своим мужем, отцом девочки, и к власти над ним. Чего можно желать, о какой любви в жизни дочери может идти речь, если образ мужчины у матери был пуст и эта пустота уже задела душу девочки? Лишь власть (контроль) над "чудовищем" может принести успокоение и возможность дальнейшего существования.

По словам психоаналитика Ф. Валабрега, истерическая пациентка приносит свое тело как загадку, которую должен отгадать аналитик. Единственная цель этого действа – представить разницу полов, определяемую наличием фаллоса. Она предлагает свое тело, свою боль, представая при этом как обладатель какой-то магической силы (колдунья Медея), дающей ей возможность посрамить всех (сама она, в глубине, испытывает непереносимое чувство стыда за свою кастрированность).

Истеричка не прекращает напряженного боя с представителем мужского пола, дабы утвердить всемогущество своих образов (победой становится физическая или символическая (кастрация) смерть мужчины), которые неосознанно разделяет и мужчина, выбранный ею в качестве партнера.

Я опять обращусь к мифу. Еврипидовская Медея, которой Язон предпочел более молодую и высокородную Главку, спасла ему жизнь, принеся в жертву родину, семью, жизнь собственного брата. В конечном счете, ее любовь к Язону превращается в жажду кровавой мести. Злая волшебница убивает не только его новую возлюбленную, но и, ведомая слепой яростью и жаждой мести, убивает своих любимых детей. Месть Медеи явно превышает провинность Язона. Ее можно было бы объяснить, скорее, с позиции бессознательных содержаний, нежели конкретных чувств, вызванных конкретными событиями. Можно думать, что этот сокрушительный импульс ненависти направлен, скорее, на образ отца и смещен на мужчину, сексуального партнера. Месть Медеи потому и выглядит столь жестокой и ужасной, потрясая человеческое воображение, что не имеет прямого отношения к данному мужчине. Он – всего лишь мишень, объект для реализации чувств, издавна, с самого раннего детства, ищущих выхода: ненависть к отцу за то, что она была только отражением его желаний, плюс негативный эдипов комплекс – ненависть из-за его обладания матерью, зависть к обладанию органом могущества – фаллосом.

Кстати у данной легенды есть история, предваряющая все эти трагические события и вместе с тем подтверждающая, что Медея – истеричка. Истерия сама по себе – ярчайший пример различия полов и борьбы женщины за пенис. Медея видит сон, где юноша сражается с минотаврами за ее руку и сердце и побеждает их, но ее родители не позволяют юноше соединиться с возлюбленной, потому что, по их мнению, именно их дочь, а не он, победила минотавров. Кто же она, Медея, чего в ней больше – женского, мужского?

Этот вопрос всегда остро задевает истерических женщин, как правило на подсознании. Ведь именно подсознание играет решающую роль поведении человека. В данном случае для решении этой проблемы необходимо вспомнить один из трудов Фрейда, а именно формулу "Я- Оно- Сверх- я"


Проанализировав высказывания различных ученых на счет истерической женщины, и вспомнив схему, данную выше, можно охарактеризовать истерическую женщину на современном этапе развития, а также классифицировать по различным признакам.

1. Практичные истерички

Основная масса таких истерических женщин не стремится привлечь все внимание на себя, что характерно всем истеричкам. Этот типаж стремится извлекать выгоду из всего, что только можно. И даже порой из того, чего нельзя. На людей и события, которые сулят выгоду, практичные истерики смотрят сквозь "очки доброжелательности", но к тому, что им не выгодно, они относятся безразлично или высокомерно-брезгливо. Действуют такие люди только в своих интересах, в делах аккуратны , однако во всем остальном они остаются вечными детьми, отличаясь яркостью капризных чувств, красочностью воображения, подвижностью психики. Вот почему порой, несмотря на то, что в них проглядывает что-то хищно-практичное, легко помириться с такими людьми. Типичный пример практичной истерички: Скарлет О’Хара из "Унесенные ветром".

2. Умные истерички

Встречаются не часто. Речь идет не просто о богатой эрудиции и формально высоком интеллекте, а о способности глубоко жизненно обобщать явления, проникать в суть вещей. Сила умной истерической женщины в преобладании у нее блистательного ума, экстравагантности, а не дешевой театральности и язвительности. Часто на фоне умной истерички ее окружение блекнет, становясь "серой массой", в чем есть и ее заслуга. К тому же такая женщина, в отличие от примитивной, тонко сообразует свои действия с особенностями ситуации. В стремлении реализовать свою идею готова пойти на многое. Типичный пример - египетская царица Нефертити.

3. "Серые", примитивные истерички

Про женщину такого типа метко говорят — "королева без королевства и подданных". Этим истеричкам не хватает внешнего блеска, остроумия, игры ума. У них нет яркого таланта в какой-либо области, а претензий на особое положение и отношение хоть отбавляй. Их жизнь полна внутреннего конфликта между их скромными возможностями и завышенными притязаниями.