Рассуждение о рефлексии на основе идеи кооперации деятельностей и развертывание схемы рефлексивного выхода приводит, по мнению автора, к основному парадоксу «принципиального взаимопонимания рефлектируемой и рефлектирующей» позиций. Невозможность коммуникации обусловливается полным и принципиальным (в силу различия деятельностей) отличием средств, знаний, смыслов двух названных позиций. «Единственная возможность для первого индивида точно и адекватно понять смысл, заложенный в сообщении второго индивида, это – встать на его «точку зрения», принять его деятельную позицию. Но это, как легко догадаться, будет уже совершенно искусственная трансформация, нарушающая естественные и необходимые условия сложившейся ситуации общения»: в описываемых условиях принятие другой позиции означает отказ от собственной деятельности и своей позиции. Способ понимания возможен, но в тех случаях, когда первый индивид обладает совершенно особыми и специфическими средствами понимания, позволяющими ему объединить обе позиции и обе точки зрения, «видеть» и знать то, что «видит» и знает второй, и одновременно с этим, - то, что должен «видеть» и знать он сам; первый индивид должен иметь такое представление о ситуации и всех ее объектах, которое механически соединяет представления первого и второго, и это должны быть специальные средства и комплексные представления, вырабатываемые с целью объединения разных «точек зрения» и разных деятельностных позиций. А до тех пор, пока таких средств и такого представления нет, первый индивид всегда стоит перед дилеммой: он должен отказаться либо от знаний и представлений, передаваемых ему вторым, рефлектирующим индивидом, либо от своей собственной деятельностной позиции.
Используя идею рефлексивного выхода и кооперации деятельностей Г.П. Щедровицкого, А.А. Тюков развивает ее, предлагает рассматривать рефлексию, отталкиваясь от принципа коммуникации деятельностных позиций, доказывает реальность коммуникативных отношений, исходя из того, что разрыв изолированности деятельностных позиций может происходить в поле сознания.
К образующим сознания относятся не только чувственные образы и представления, но и сугубо индивидуальные личностные смыслы. Одной из важнейших образующих сознания являются значения, общественно выработанные и закрепленные в языке и культуре. Значения, отнесенные к самым разнообразным гетерогенным элементам структуры деятельности, становятся реальными коммуникативными связками рефлектирующей и рефлектируемой позиций. Кроме того, значения, функционируя в языке, требуют к себе системного и логически организованного отношения, а значит, субъект при работе со значениями может отказаться от хаотического анализа деятельности, происходящего в калейдоскопе представлений. Иными словами, сознательная работа в мыслительно организованных значениях, относимых к рефлектируемой деятельности, позволяет осуществлять полноценную рефлексию.
Рефлексия оказывается сознательным деятельностным процессом, в самых разнообразных формах создающим субъективное инобытие деятельности. Этот процесс организован языковыми средствами, и поэтому рефлексия не всякий сознательный процесс, а только тот, который организован мыслительно и направлен на деятельность как на свой предмет.
Условием возникновения рефлексии и рефлексивного выхода как начального момента процесса является «разрыв», возникающий в общественной структуре деятельности. Здесь следует подчеркнуть, что для возникновения рефлексивного отношения недостаточно только практической невозможности исполнения деятельности из-за отсутствия знаний, средств, материала или по каким-то другим причинам. Оказываясь перед «барьером», индивид может начать прямой познавательный анализ окружающих условий и предметной ситуации. В этом случае аналитическая активность направлена на отдельные предметы внешнего окружения, а не на собственную деятельность как целое. Потому целесообразно предположить, что к рефлексивному выходу приводят разрывы в коммуникации, т.е. невозможность продолжения коллективной деятельности из-за парадоксов непонимания. Если одному из участников коммуникации требуется передать другому смысл и содержание своей деятельности и по какой-либо причине происходит непонимание сообщения, т.е. второй индивид не может воспроизвести смысл деятельности первого, то оба вынуждены обратиться к анализу причин возникшей ситуации и представить внутри ее деятельность первого как целое. Приведенное утверждение не означает, что не существует рефлексии в индивидуальной деятельности. Просто индивидуальная рефлексия является вторичной формой – персонифицированным и интериоризированным процессом, который в своей первичной и действительной форме был меж индивидуальным.
При такой интерпретации рефлексивный выход оказывается не негативным прерыванием одной деятельности и обращением к средствам другой или построением новой. Это всегда процесс выхода «за рамки», но с обращением к осуществляемой деятельности в целом как к определенному содержанию, которое нужно понять.
Рефлексивный процесс отличается своей направленностью на освоение деятельности в целом. Для конструктивной реализации направленности рефлектирующее сознание должно встать на определенную точку зрения. Выбранная точка зрения задает общие категориальные рамки, ограничивающие описание рефлектируемой деятельности: это набор мыслительных средств, с помощью которых осуществляется рефлексивное освоение деятельности.
Отдельные средства соотносятся между собой и взаимоувязываются в некоторую конструкцию, схематизируются. Схематизированное содержание рефлексии экстериоризируется и интерпритируется как модель рефлектируемой деятельности – от рефлектированная деятельность объективируется.
Итак, беря во внимание коммуникативную рефлексию, как уже отчасти мы продемонстрировали, она может рассматриваться и как существенная составляющая развитого общения и межличностного восприятия, которая характеризуется как специфическое качество познания человека человеком. «Размышление за другое лицо, способность понять, что думают другие лица, называется рефлексией».[21]
2.2.2 ЛИЧНОСТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ
Личностный аспект рефлексии ориентирует понимание рефлексии как процесса переосмысления, как механизма «не только дифференциации в каждом развитом и уникальном человеческом «я» его различных подструктур (типа «я» - физическое тело», «я» - социальное существо», «я» - субъект творчества и др.), но и интеграции «я» в неповторимую целостность». (Семенов И.Н., Степанов С.Ю.)
Попадая в ситуацию неопределенности, человек склонен регрессировать на предыдущие этапы своего развития, происходит понимание того, что средствами прошлого опыта такая ситуация не разрешается, необходимо продуцировать новые средства работы с ней [3]. Так же возникает риск быть непонятыми другими людьми при совместном поиске новых решений [24], отсюда комплекс неуверенности в себе и страх перед самореализацией. Здесь и задействуется личностный аспект рефлексии постольку, появляется необходимость преодоления личностных конфликтов, неминуемо возникающих из-за невозможности непосредственного, разрешения задачи и требующих для своего снятия активной само перестройки личности [22].
При этом выделяются различные личностные аспекты мышления: ценностный, мотивационный, эмоциональный, волевой и др., а продуктивному решению проблемы сопутствует самостоятельность (не используются известные алгоритмы или предложенные методы), инсайтность (внезапность и неожиданность момента открытия принципа решения), конфликтность (ощущение напряженности поиска, граничащей с переживанием невозможности или неспособности разрешить проблемную ситуацию) и т.д. Причем главным, объективно необходимым условием, при котором мыслительный процесс приобретает свойство продуктивности, является проблемность ситуации задачи, решаемой человеком. Существо такой задачи в том, что в процессе ее решения обнаруживается противоречие между ресурсами накопленного опыта и уникальностью условий и требований ситуации задачи. Самостоятельное преодоление испытуемыми этого противоречия и становится в итоге искомым решением, причем к нему сложно прийти без самоорганизации, источником которой является познавательная активность личности как целостного саморазвивающегося «Я». В этом суть личностного аспекта рефлексии. Осмысление и переосмысление человеком интеллектуальных и личностных содержаний является механизмом как их поступательного изменения, так и стремительной трансформации и служит механизмом порождения психических новообразований в виде целостных интеллектуальных (выступающих в виде открытия новых свойств предметного мира и соответствующего конструирования средств его преобразования) и личностных (выражающихся в изменении человеком представлений о своем месте в социокультурном контексте, а следовательно, и в преобразовании себя как целостной личности) содержаний. Таким образом, переосмысление как способ активного осуществления «Я» в проблемно-конфликтной ситуации определяет само изменение и саморазвитие субъекта, что вполне оправдывает трактовку переосмысления как рефлексии.
2.2.3 ПРЕДМЕТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ
Понимание рефлексии в интеллектуальном аспекте - «выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия» - служит одним из оснований, позволяющих раскрыть представления о психологических механизмах теоретического мышления и реализовать в возрастной и педагогической психологии.
Предметная рефлексия рассматривается в рамках интеллектуального аспекта. Это смыслы, значения, знания, представления, способы организации и действия по поводу предметного материала задачи[31].