Ожидание достижения цели агрессии и возмездия за агрессивное поведение: Пока субъект располагает возможностями совершения прямой агрессии, реализация которых не представляет трудностей, ожидание вероятности нанесения вреда жертве и тем самым достижение цели агрессивного действия играют незначительную роль. Существенное значение это ожидание приобретает лишь в том случае, когда ответная агрессия субъекта не может достигнуть инициатора агрессии непосредственно, например, нет возможности с ним встретиться. Тогда может последовать непрямая агрессия типа нанесения ущерба собственности агрессора или его репутации. Вероятность, что подобные косвенные агрессивные действия на самом деле поразят агрессора, весьма различна и является в качестве ожидания последствий результата действия - одним из решающих детерминантов. Например, если единственное, что человек может сделать, состоит в жалобе на агрессора начальнику, а поведение последнего не позволяет надеяться на его заинтересованность в содержании жалобы и в принятии им мер, то часть возникшей агрессивной тенденции останется нереализованной и сохранится на будущее. Если же прямая агрессия возможна, то решающее значение приобретает ожидание иного рода, а именно вероятность ответа на агрессию субъекта также агрессией, т. е. что в результате своего агрессивного акта субъект снова превратится в жертву. В действенности ожидания возмездия решающим оказывается обстоятельство, подвергся субъект нападению или нет. Если субъект стал жертвой агрессии, то он осуществляет принцип возмездия, даже когда вероятность ответного возмездия велика.
Благоприятствующие агрессии ключевые раздражители: Особенности контекста влияют на оценку ситуации, указывая субъекту, какой смысл ей следует приписать. Один из примеров это так называемый эффект оружия. Если в лабораторном помещении находится оружие, то агрессивность испытуемого будет повышаться. Ключевые раздражители оказывают мотивирующее воздействие лишь в том случае, когда отвечают текущему мотивационному состоянию.
Удовлетворение, приносимое достигнутым в ходе агрессии результатом: Для человека, подвергшегося агрессии и думающего о возмездии, восприятие поединка боксеров после испытанного одним из них поражения сопровождалась замещающим переживанием, отражавшим, возбуждавшим и умножавшим надежды на отмщение, что приводило к усилению мотивации. Наиболее непосредственное удовлетворение субъекту приносят любые реакции жертвы, выражающие ее страдание, прежде всего реакции, свидетельствующие об испытываемой ею боли. Если враждебная агрессия базируется на принципе возмездия, то максимальное удовлетворение принесет созерцание боли заранее определенной силы. Подобное созерцание сокращает агрессивную мотивацию вплоть до нулевого уровня и одновременно закрепляет агрессивное поведение в аналогичных ситуациях. Причинение незначительной боли не полностью удовлетворит субъекта и сохранит остаточную агрессивную тенденцию.
Самооценка: Процессы самооценки представляют собой решающий детерминант агрессивности субъекта, уровень самооценки регулирует внутренне обязательные нормативные стандарты, которые могут, как препятствовать, так и благоприятствовать свершению агрессии. Если в результате несправедливого (по мнению субъекта) нападения, оскорбления или намеренно созданного препятствия будет задето и умалено его чувство собственного достоинства (его нормативный уровень), то агрессия будет нацелена на восстановление своего достоинства осуществлением возмездия.
Итак, в самых общих чертах алгоритм развития агрессивного цикла выглядит так: в начале происходят невидимые наблюдателю и чувственно не оформленные для самого больного процессы отклонения от нормального хода биологической жизни. На этом этапе происходит включение механизмов компенсации, направленных на преодоление возникших патологических изменений.
1.2 Понятие субкультуры. Субкультура как закономерное социальное явление
Что такое молодежная культура? Когда она возникает, в чем проявляется и как изменяется со временем? Для того, чтобы ответить на эти и другие интересующие нас вопросы, необходимо идти от самых истоков, вооружившись, прежде всего знанием ключевых понятий и терминов.
Культура - это некая целостная система с присущей ей внутренней определенностью ценностно-иерархических взаимоотношений.
В любой культуре существует ценностная доминанта, или ядро культуры, а рядом с ним ряд субкультурных образований. Возникает закономерный вопрос - что же такое субкультура? Принято считать, что субкультура - это подсистема целостной системы культуры. Возникновение субкультур связано с определенным уровнем развития общества. Существует такая точка зрения, что субкультуры отсутствуют в примитивных формах общественного бытия. Иногда еще больше акцентируют этот момент, считая, что субкультура - современное порождение городского уклада жизни.
Думается, что причин для возникновения субкультур много и в определенной степени они носят общезначимый характер, но по ряду обстоятельств внимание на них стали обращать только в последнее время.
Какие характеристики присущи субкультуре вообще? Субкультура, как правило, частный случай культуры в целом, Она всегда отличается некоторой локальностью и замкнутостью, в той или иной степени лояльно к основным ценностным установкам господствующей культуры, хотя бывают и исключения. Субкультура - это не обязательно отрицательная характеристика, важным нюансом ее содержания является момент инаковости, непохожести, необщности в развитии ценностных предпочтений, а также определенная самостоятельность и даже автономность. Следует различать понятие субкультуры и контркультуры. Они близки, но не являются синонимами. Sub - по латыни "под", другими словами по смыслу содержит оттенок подчинения, а Contra - "против".
Поэтому понятие контркультуры выражает момент явственного противостояния фундаментальных ценностных установок по отношению к господствующей культуре. Главная характеристика контркультуры - это протест, несогласие, активная оппозиция. Своего рода контркультурой являлось христианство в период своего зарождения и становления. Распятие Христа на Голгофе есть один из элементов духовного противостояния. Борьба с проявлениями язычества в период раннего христианства свидетельствует о тех же процессах. Впоследствии, как известно, христианство вышло за рамки контркультуры и, прочно укоренившись, легло в основу европейской культуры.
Подобная же эволюция прослеживается в различных сферах художественной культуры. Примечательна в этом плане смена общественного мнения по отношению к таким нетрадиционным направлениям в искусстве как импрессионизм, авангардизм, постмодернизм.
Итак, субкультура и контркультура - явления родственные, но не тождественные. Особенность молодежной культуры заключается в том, что она может одновременно выступать как в качестве первой, так и второй. Но субкультура - более широкое понятие.
В этом смысле в один ряд с вышеозначенными понятиями можно поставить и понятие "андеграунд". Андеграунд (или андеграундная культура) в буквальном переводе с английского означает "подполье", "подземка", и трактуется как культурный процесс и продукты культуры, находящиеся вне официальной культуры, а подчас и оппозиционные ей.
Однако есть все же одно качественное различие. В зависимости от государственного строя и политической идеологии общества как субкультура, так и контркультура может быть неодобряемой официальной властью, однако не запрещенной формально. Андеграунд же ближе в этом смысле к диссидентству. "Шагнуть вниз", "спрятаться", действовать скрыто человека и группу людей заставляет здесь не просто желание обособиться от "основной массы", а подчас и политический запрет, наложенный на неформальную деятельность непосредственно государственным аппаратом.
В понятие "диссидентство" вложено более определенное политическое содержание. Это инакомыслие, основанное на несогласии с господствующей идеологией и идущее вразрез с ней. Продуктом этого инакомыслия, а вернее, средством его выражения и является андеграунд - подпольное искусство, включающее в себя все виды искусства официального: живопись, музыка, литература и т.д. И, благодаря все тому же инакомыслию, противоречию, рождаются в этой среде новые направления творчества: авангард в живописи, рок-н-ролл в музыке, концептуализм в литературе.
Таким образом, с момента зарождения субкультуры как таковой у индивида всегда был выбор - в сфере какой культуры ему вращаться как творцу, равно как и потребителю культурных благ, и выбор этот зависит от многих факторов человеческого самосознания - менталитет, политическая направленность взглядов, приверженность к тем или иным жизненным ценностям и многое другое.
И в целом, предоставляя два вида культуры в отношении конкретного индивида, само общество дает ему альтернативу - право выбора. Именно поэтому субкультуру часто именуют альтернативной культурой.