При особенно неблагоприятных условиях, резкая сексуальная окраска самых различных переживаний, вплоть до оформленного стремления к половому акту, может иметь место даже у детей младшего школьного возраста. У других детей, в этом же или в несколько более позднем возрасте, преждевременный интерес к сексуальному может проявиться в более скрытом виде: особое половое любопытство, половые элементы в привязанности к товарищам и т. д.
Признаки ранней и односторонне развивающейся гиперсексуальности:
1) ребёнок в таких случаях оказывается более остро эгоцентричным, чем это свойственно его возрасту;
2) наклонность к непосредственному получению удовольствия не по возрасту преобладает у него над стремлениями к более далёким и отвлечённым целям;
3) замечается отрыв от разнообразных областей окружающей реальной жизни и приковывание к отдельным её сторонам, содержащим в себе элементы сексуальности (фантазии, узко ограниченная сфера исследовательских интересов);
4) такие дети сильно привязываются к товарищам и/или воспитателям по признаку личной симпатии;
5) игры, занятия привлекают их точно так же, главным образом, скрытой в них сексуальной стороной (прикосновения и т. д.).
При интенсивном проявлении этих явлений дети начинают страдать упадком общей своей работоспособности, так как их внимание и память, мысли и стремления направлены в сторону полового интереса, а на повседневные требования среды остаётся мало энергии.
При преследованиях или увещаниях, обычно – нелепо, неумело проводимых, со стороны взрослых, заметивших эти половые проблемы, дети замыкаются, прячутся, стараются (большей частью безуспешно) преодолеть себя; это создает у них внутреннее раздвоение, повышенную пугливость, рефлексию и зачастую служит источником обострённого развития религиозного чувства («Бог накажет»).
Гиперсексуальные дети часто отличаются повышенной нервозностью, неуравновешенностью, что объясняется как отрывом их от многих областей окружающей повседневности, так и (при онанизме) потерей ими значительной части нервной энергии, пугливостью и т. д. Переходный возраст даётся этим детям особенно трудно, так как они вступают в него с большой внутренней неустроенностью [7, с. 109-111].
2.4 Лечебно-воспитательная работа с половой перевозбудимостью
Меры воздействия на половую перевозбудимость могут быть двух родов: а) индивидуальные,— когда лечебно-воспитательное влияние направлено непосредственно на ребенка; б) коллективные, - когда это влияние проводится через детский коллектив. Конечно, оба вида влияний могут многообразно объединяться и комбинироваться.
По содержанию своему лечебно-воспитательная борьба с половой перевозбудимостью может быть разделена на следующие группы:
а) элементарное и более глубокое половое просвещение;
б) так называемые физиогигиенические меры;
в) «сублимирующая» (т. е. создающая богатые творческие отвлечения, творческие переключения) организация ближайшей материальной среды;
г) сублимирующая организация коллектива учреждения; использование коллектива специально для борьбы с гиперсексуальностью;
д) меры воздействия с помощью искусства (литература, сцена, живопись и т.д.)
В основе всех этих мероприятий лежит организация коллектива учреждения и материальной среды последнего. Индивидуальная борьба с каждым отдельным ребенком, уклонившимся в половом отношении, будет бесплодной,— не говоря уже об излишне обостренном внимании к своей особе, которое возбуждается у ребенка таким «приставанием» к нему воспитателя. Так как, в основе, половой изъян создан средой, содержащей в себе слишком бедный материал для полезных переключений,— очевидно, лечение, наоборот, должно заключаться в создании среды, богатой этим материалом. Хорошая организация живой воспитательной среды (дети и воспитатели в одном коллективе), умелая организация технических элементов среды (обстановка, распорядок дня, организация труда, игровой материал и пр.) — вот где находится центр всех мероприятий. Все прочие средства лежат на периферии вопроса.
Особое внимание должно быть обращено на детских организаторов этих коллективов (лидеров), так как зачастую, в случаях гиперсексуальности, во взаимоотношениях лидера с группой могут преобладать элементы скрытого садизма (половое властолюбие, мучительство) с его стороны и, наоборот, черты скрытого мазохизма (повышенная внушаемость, податливость — с замаскированной половой окраской) со стороны группы. Надо стараться, чтобы в каждой группе не меньше половины состава были сексуально здоровые дети («сублимирующее ядро»); самопроизвольные группировки по признаку гиперсексуальности надо тактично раздробить и пополнить здоровыми детьми.
При организации материальной среды учреждения: а) необходимо добиться максимума коллективизации детских проявлений: игровой, спортивный, учебный, трудовой материал — должны быть приспособлены для коллективных занятий (одиночество — опаснейший источник полового); б) с другой стороны, материал должен быть построен так, чтобы непосредственное удовлетворение, даваемое занятием, наступило скорее, чем в нормальной детской обстановке (ввиду ослабления гибкости у гиперсексуалов и быстрого появления чувства трудового, игрового безвкусия); в) среда должна сформировать здоровые телесные ритмы (автоматическая задержка ненужных влечений), для чего распорядок дня и вообще использование времени в отношении к этим детям должны быть особенно строго точными.
При налаживающемся коллективе и организующейся среде приобретает серьезный смысл и, так называемое, половое просвещение, которое без этих предпосылок большей частью бесполезно,— даже, наоборот, часто увеличивает долю болезненного полового любопытства или болезненного нравственного раздвоения. Половое просвещение, по преимуществу, должно проводиться через детский коллектив. Половые разъяснения в одиночестве — самому «виновнику», без предварительной широкой коллективной подготовки и без создания средств отвлечения, часто порождают лишь добавочную, при том бесплодную, напряженность (за редким исключением - особо гибких натур, которым достаточно иногда дать нужный научный толчок, чтобы их исправить). Половое просвещение должно проводиться в форме общих, но вполне конкретных научных разъяснений, - без персональных примеров и объяснений (слушатели сами учтут, что кому нужно).
При конкретных разъяснениях по поводу отдельных половых проблем (онанизм, ранние половые акты, истязания, эксгибиционизм и пр.) надо указывать действительный выход для переключений той энергии, которая ушла в данный вид половой активности; социально полезный труд, научные исследования, спорт, товарищеская связь, здоровые приключения, художественная работа и т. д.
При проведении физиогигиенических мер надо соблюдать основную предосторожность: гиперсекеуалы большей частью особо сильно сосредоточены на своих внутренних ощущениях, наслаждаются ими. Поэтому надо добиться, чтобы физиомероприятия проводились не как средства непосредственного отвлечения от полового, а как общевоспитательные воздействия: спорт, спортивная тренировка в процессе. повседневной трудовой деятельности,— гимнастика, как общая закалка и т. Умелой организацией всей среды, всего времени, всей трудовой, учебной, социальной, игровой активности детей надо добиться здоровых общефизиологических реакций, при которых отдельные вредные физиологические стремления (хотя бы и половые) сами собой угасают.
При физкультуре следует избегать средств, возбуждающих половую сферу: некоторые виды борьбы, катанье верхом (друг на друге, на лошади) и т. д. Ценнейшим средством для борьбы с гиперсексуальностью является использование мер художественного воздействия на детей. Сами по себе, правильно поставленные художественные впечатления, дающие радующий и полезный действенный выход, являются богатым источником для ценных отвлечений от полового влечения, направляют детские мечтания и стремления в сторону творческого труда, полезных приключений и исследований, здорового межличностного общения. Надо создавать свои пьесы, рассказы, картины. Но надо учитывать, что неумелая насмешка над влюбчивостью может повлечь как к обнажению полового влечения), так и к возникновению мистического отвращения к половому.
Меры индивидуального воздействия (при обязательном проведении вышеуказанных массовых мер):
а) интимное ознакомление с корнями полового влечения (беседа, возбуждение доверия и т. д.);
б) осторожные личные разъяснения на фоне общеколлективных воздействий;
в) отыскание у сексуализированных детей наиболее творчески богатого интереса - для более легкого лечебного переключения (у садистов — организаторская работа, у мазохистов — лирика, у онанистов — часто философские искания и т. д.);
д) более тщательное наблюдение над проявлениями этих детей.
Меры строгости (запреты, гласный надзор), тем более, меры изоляции или изъятия гиперсексуала, допустимы лишь при абсолютной беспомощности коллектива и серьезной опасности насилия со стороны гиперсексуального ребёнка. Зачастую эти дети, в излеченном состоянии, открывают богатейшие творческие залежи, используемые в первую очередь именно для ослабления тех же половых влечений у прочих детей.
Чем больше трудных гиперсексуалов в учреждении, тем, очевидно, больше приходится пользоваться и методом индивидуального воздействия (конечно, при наличии, на первом плане, коллективных мер).
Вопрос о совместном воспитании полов, при наличности гиперсексуальности, в принципе, должен разрешаться положительно. Для хорошо организованного трудового детучреждения эта мера, в общем и целом, положительной своей стороной во много раз окупает отдельные частичные отрицательные издержки. В менее хорошо устроенном учреждении положительное разрешение зависит от большого или незначительного в нем числа гиперсексуальных детей, от наличности в нем прочного здорового детского ядра, от воспитательских способностей персонала, от технических возможностей учреждения и т. д. Во всяком случае, возможности здорового, социального, действенного общения полов должны быть использованы часто и смело, если, конечно, у коллектива, благодаря ряду предварительных мероприятий, есть уверенность, что эффект этого общения окажется в его руках [7, с.111-115].