Смекни!
smekni.com

Закономерности между особенностями личности и продуктами изобразительной деятельности детей 6-ти летнего возраста (стр. 10 из 17)

Более подробная интерпретация таких элементов как «дом» или «дерево» может быть произведена на основе тестовой методики «Дом. Дерево. Человек».

Интерпретация элемента «Дом».

Собственно дом

Дом старый, развалившийся - иногда субъект, таким образом, может выражать отношение к самому себе.

Дом вдали - чувство отверженности.

Дом вблизи - открытость, доступность, чувство теплоты и гостеприимности.

План дома (проекция сверху) вместо самого дома - серьезный конфликт.

Разные постройки – агрессия, направленная против фактического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственными и культурными стандартами.

Ставни на окнах закрыты - субъект в состоянии приспособиться в интерперсональных отношениях.

Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) - отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценке реальности. Неприступность субъекта (хотя он сам может желать свободного сердечного общения).

Стены

Задняя стена, изображенная с другой стороны, необычно - сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но, вместе с тем, есть сильные враждебные тенденции.

Контур задней стены значительно толще (ярче) по сравнению с другими деталями - субъект стремится сохранить (не потерять) контакта с реальностью.

Стена при отсутствии ее основы - слабый контакт с реальностью (если рисунок помещен внизу).

Стена с акцентированным контуром основы - субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу.

Стена с акцентированным горизонтальным измерением - плохая ориентировка во времени, доминирование прошлого или будущего. Возможно, субъект очень чувствителен к давлению среды.

Боковой контур стены слишком тонок и неадекватен - предчувствие катастрофы.

Контуры стены слишком акцентированы - сознательное стремление сохранить контроль.

Стена изображена в одномерной перспективе (только одна сторона дома) - если это боковая стена, имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции.

Прозрачные стены - неосознанное влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.

Стена с акцентированным вертикальным измерением - субъект ищет наслаждений, прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно.

Двери.

Отсутствие дверей - субъект испытывает трудности в стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).

Двери (одни или несколько) задние или боковые - отступление, отрешенность, избегание, неприятие реальности, неприступность.

Двери открыты - верный признак откровенности, достижимости. Ели дом жилой - сильная потребность к теплу извне или стремление продемонстрировать доступность, откровенность.

Двери очень большие - чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью.

Двери очень маленькие - нежелание выпускать свое "Я". Чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях.

Двери с огромным замком - враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.

Окна.

Первый этаж многоэтажного дома был прорисован в последнюю очередь - отвращение к межперсональным отношениям, тенденция к изоляции от действительности.

Окна сильно открытые, распахнутые - субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок - отсутствие стремления скрывать свои чувства.

Окна полностью закрыты занавесками - озабоченность взаимодействием со средой (если это значимо для субъекта).

Окна без стекол - враждебность, отчужденность.

Окна отсутствуют на нижнем этаже, но имеются на верхних этажах - "пропасть" между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.

Крыша - сфера фантазии.

Крыша, сорванная ветром или разрушенная дымовая труба - символически выражают чувства субъекта, что им повелевают, независимо от его собственной силы воли.

Крыша прорисована жирным контуром, не свойственным всему остальному рисунку - фиксация на фантазиях, как источнике удовольствий, обычно сопровождаемая тревогой.

Необычно тонкий контур края крыши - переживание ослабления контроля фантазий.

Необычно толстый контур края крыши - чрезмерная озабоченность контроля над фантазиями.

Крыша плохо сочетается с нижним этажом - плохая личностная ориентация.

Карниз крыши акцентирован ярким контуром или продлеванием за стены - усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка.

Комната. Могут возникнуть ассоциации:

1) с человеком, проживающим в комнате;

2) с интерперсональными отношениями в комнате;

3) с предназначением этой комнаты (реальным или приписываемым ей). Ассоциации могут иметь позитивную или негативную окраску.

Комната, не поместившаяся на листе, - нежелание субъекта изображать определенные комнаты из-за неприятных ассоциаций с ними или с их жильцом.

Субъект выбирает ближайшую комнату – мнительность.

Ванна. Ванна выполняет санитарную функцию. Если манера изображения ванны значима, возможно, нарушение этой функции.

Труба.

Отсутствие трубы – субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома.

Труба почти невидима (спрятана) - нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.

Труба нарисована косо по отношению к крыше - норма для ребенка; значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых.

Водопроводные трубы (или водосточные с крыши) - усиленные защитные установки (и, обычно, повышенная мнительность).

Дым из трубы очень густой - значительное внутренне напряжение.

Дым тоненькой струйкой - чувство недостатка эмоциональной теплоты дома.

Дорожка. Правильные пропорции, легкость рисунка показывают, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и самоконтроль.

Дорожка очень длинная – уменьшенная доступность, часто сопровождаемая потребностью более адекватной социализации.

Дорожка очень широкая в начале и сильно сужающаяся у дома – попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающееся с поверхностным дружелюбием.

Изображение ребенком самого себя среди членов семьи можно интерпретировать по методике Автопортрет и «Дом Дерево Человек».

Элемент «Человек».

В автопортрете часто отражено положительное отношение к своей персоне: изображенный на портрете одет в желательную одежду (в красивое платье или в форму пока недоступной еще профессии), находится в желаемом месте в желаемых обстоятельствах. Такое оптимистическое изображение собственной персоны соответствует центральному личностному образованию нормально развивающегося ребенка: у него отчетливо представлено чувство «базового доверия к внешнему миру» и чувство личной ценности. Хороший, - значит, красиво одетый, при всех положенных хорошему привилегиях.

Голова.

Рисунок большой головы обычно предполагает большие интеллектуальные претензии, или недовольство своим интеллектом.

Рисунок маленькой головы обычно отражает чувство интеллектуальной или социальной неадекватности [10].

Нечеткая прорисовка головы - застенчивость, робость.

Голова прорисовывается в последнюю очередь - межперсональный конфликт.

Большая голова у фигуры противоположенного пола - мнимое превосходство противоположенного пола и более высокий его социальный приоритет.

Шея.

Подчеркнутая шея - потребность в защитном интеллектуальном контроле.

Чрезмерно крупная шея - осознание телесных импульсов, старание их контролировать.

Длинная тонкая шея - торможение, регрессия.

Толстая короткая шея - уступки своим слабостям и желаниям, выражение неподавленного импульса.

Плечи.

Плечи чрезмерно крупные - ощущение большой силы или чрезмерная озабоченность силой и властью.

Плечи мелкие - ощущение малоценности, ничтожности.

Плечи слишком угловатые – признак чрезмерной осторожности, защиты.

Плечи покатые - уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности.

Плечи широкие - сильные телесные импульсы.

Глаза.

Большие глаза предполагают подозрительность, они так же проявляют озабоченность и гиперчувствительность по отношению к общественному мнению.

Глаза с длинными ресницами – кокетливость, демонстративность.

Маленькие или закрытые глаза – погруженность в себя, тенденция к интроверсии.

Рот.

Выделенный рот предполагает возможную затрудненность с речью или примитивные оральные тенденции.

Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в общении.

Рот клоуна – вынужденная приветливость.

Зубы – агрессивность.

Уши и нос.

Большие уши предполагают чувствительность к критике.

Маленькие уши – стремление не принимать никакой критики.

Акцент на нос предполагает наличие сексуальных проблем.

Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии.

В некоторых случаях отсутствие в изображении рук, ртов, ног или глаз отражает переживание собственной неадекватности и бессилия [8].

Туловище.

Туловище угловатое или квадратное - мужественность.

Туловище слишком крупное - наличие неудовлетворенных, неосознаваемых субъектом потребностей.

Туловище ненормально маленькое - чувство унижения, малоценности.

Руки. Символизируют контакт личности с окружающим миром.

Скованные руки - жесткая, обязательная, скованная личность.

Вяло опущенные руки предполагают неэффективность.

Хрупкие или слабые руки - физическая или психологическая слабость, потребность в опеке, зависимость.

Длинные сильные руки - амбициозность и сильная вовлеченность в события внешнего мира, желание чего-либо достигнуть, завладеть чем-либо. Но может быть следствием того, что субъект нуждается в физической силе, ловкости и храбрости как в компенсации.

Руки слишком длинные - чрезмерно амбициозные стремления.