Руки длинные и слабые - зависимость, потребность в опеке.
Руки сильные - агрессивность, энергичность.
Преувеличенный размер рук интерпретируется как склонность к агрессии, или, как компенсация ощущаемой слабости и вины.
Руки слишком крупные - сильная потребность в лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению.
Очень короткие руки или их отсутствие - чувство неадекватности вместе с отсутствием стремлений.
Руки за спиной или в карманах – чувство вины, неуверенность в себе. Но другими авторами руки за спиной интерпретируются, как нежелание уступать, идти на компромиссы даже с друзьями. Склонность контролировать проявление агрессивных, враждебных тенденций. Некоторыми авторами сокрытие рук интерпретируется, как выражение чувства вины из-за мастурбации [3].
Руки как боксерская перчатка – агрессия, актуальлная или вытесненная.
Большой размах рук - интенсивное стремление к действию.
Руки шире у ладоней или у плеча - недостаточный контроль действий и импульсивность.
Руки, изображенные не слитно с туловищем - субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля.
Руки скрещены на груди - враждебно-мнительная установка, Некоторыми авторами интерпретируется как застенчивость [3].
Руки расслабленные и гибкие - хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях.
Руки напряжены и прижаты к телу - неповоротливость, ригидность.
Отсутствие рук в рисунках детей старше 6 лет, может быть показателем застенчивости, пассивности или задержки интеллектуального развития. К десяти годам, пропуски рук становятся отклонением (согласно исследованию Л. Партриджа 67 % детей в возрасте 5 лет и 93 % в 10-ти летнем возрасте рисуют руки) [3].
Деформация или акцентирование руки или ноги на левой стороне - социльно-ролевой конфликт.
Руки изображены близко к телу – напряжение.
Большие руки и ноги у мужчины - грубость, черствость.
Сужающиеся руки и ноги – женственность.
Руки, повернутые в стороны, достающие что-либо - зависимость, желание любви, привязанности.
Руки вытянутые по бокам - трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами.
Руки тонкие, слабые - ощущение недостаточности достигнутого.
Руки неясно очерчены - нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях.
Руки отсутствуют у женской фигуры - материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая.
Пальцы сжаты в кулак – протест, бунтарство.
Пальцы отделены (отрублены) - вытесненная агрессия, замкнутость.
Большие пальцы - грубость, черствость, агрессия.
Пальцев больше пяти - агрессивность, амбиции.
Пальцы без ладоней - грубость, черствость, агрессия.
Пальцев меньше пяти - зависимость, бессилие.
Пальцы длинные - скрытая агрессия.
Пальцы прижаты к телу - вытесненный протест.
Кулаки далеко от тела - открытый протест.
Пальцы крупные, похожие на гвозди или шипы - враждебность.
Пальцы одномерные, нарисованные в виде петли – сознательные усилия против агрессивных чувств.
Ноги.
Большие ноги подразумевают потребность в безопасности.
Рисунок без ног может означать нестабильность или отсутствие опоры, замкнутость, робость. Дезертиры, например, часто рисуют людей без ног [10].
Ноги непропорционально длинные - сильная потребность в независимости и стремление к ней.
Маленькие неустойчивые ноги – неуверенность нестабильность личности, отсутствие крепкого основания. Недостаток базовых чувств защищенности; Постоянное чувство тревоги препятствует развитию эмоциональной зрелости и достижению психического здоровья [8].
Ноги слишком короткие - чувство физической и психологической неловкости.
Я. Боверс, например, отмечает, Что при изображении человеческой фигуры лицами, перенесшими насилие, отсутствие нижних частей тела в одних случаях может говорить о подавленной сексуальности, а в других – об искаженном образе «Я» [8].
Рисунок начат от ступней и ног - боязливость.
Ступни не изображены - замкнутость.
Ноги широко расставлены - откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность).
Ноги неодинаковых размеров - амбивалентность в стремлении к независимости.
Ноги акцентированы - грубость, черствость.
Ступни непропорционально длинные - потребность в безопасности, потребность демонстрировать мужество.
Ступни непропорционально мелкие - скованность, зависимость.
Поза.
Если нарисован человек так, что виден его затылок – проявление замкнутости.
Голова в профиль, тело в анфас – проявление тревоги, вызванное социальным окружением и потребность в общении.
Если нарисован человек, сидящий на краешке стула – желание найти выход из сложившейся ситуации, страх одиночества.
Человек, сидящий на краешке стула - сильное желание найти выход из ситуации, страх, одиночество, подозрения.
Человек изображен бегущим - желание убежать, скрыться от кого-либо.
Человек в слепом бегстве - возможны панические страхи.
Человеческая фигура имеет видимые нарушения пропорция между правой и левой сторонами - отсутствие личного равновесия.
Человек без определенных частей тела - указывает на отвержение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей.
Человек в плавном легком шаге - хорошая приспособляемость.
Человек - абсолютный профиль - серьезная отрешенность, замкнутость и оппозиционные тенденции.
Профиль амбивалентный (некоторые части тела изображены с другой стороны по отношению к остальным) - особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации.
Неуравновешенная стоячая фигура - напряжение.
Куклы - уступчивость, переживание доминирования окружения.
Робот вместо мужской фигуры - деперсонализация, ощущение внешних контролирующих сил.
Фигура из палочек - может означать увиливание и негативизм.
Фигура бабы-яги - открытая враждебность к женщинам.
Клоун или карикатура - свойственное подросткам переживание неполноценности и отверженности. Враждебность, самопрезрение.
Неспособность нарисовать человека и рисование взамен неодушевлённые предметы должна считаться, возможно, свидетельством девиации, указывающим на сложности в межличностных отношениях, эмоциональную отчужденность, аутизм [3].
Когда ребенка просят нарисовать человека, он изображает человека своего пола. Предпочтение изображение противоположного пола указывает на возможность существования путаницы половой роли, трудности принятия половой роли в соответствии с биологическим полом, или дети, воспитанные в специальных училищах, сталкивающиеся постоянно исключительно с женским обслуживающим персоналом, не имеют возможности изучать мужчин. Мальчики в своей семье, находящиеся всецело под влиянием матери, или девочки в семьях с тираном отцом и матерью, жалко и пассивно подчинённой отцу, могут идентифицироваться с более впечатляющим родителем [3].
Также, изображение человека противоположного пола может указывать на определенный тип реагирования в сложной ситуации, «включение» поведенческих программ, заимствованных у конкретных людей из ближайшего окружения (мам, бабушек).
Изменение своего возраста на рисунке может указывать на самоощущение человека в ситуации жизненных неурядиц.
Невозможность изобразить целостную фигуру отмечается у детей с серьезными нарушениями и показывает их личную дезорганизованность.
Зачеркивание изображений человека – выражение крайне негативных чувств.
Чрезмерная штриховка – тревожность (заштриховано, может, быть, лицо, нижняя часть тела, гениталии), подавленность в начале латентного периода. Штриховка редко встречается в раннем в латентном возрасте, достигая, пика в 13 лет, когда ребенок становится интроспективным и задумывается над своими возможностями. Такие склонности в более юном возрасте показатель эмоционального расстройства [3].
4.4 Интегративно-оценочная интерпретация
Для выявления индивидуально-типологических особенностей человека, его представлений о себе, своей внешности, личности и отношений к ней. Романова Е. С., Потемкина О. Ф. предлагают интегративно-оценочную интерпретацию, которая производится с учетом следующих параметров.
Эстетическое изображение (легкость, гибкость линий, выразительность черт, лаконичность образа) – выполняется лицами, имеющими художественные способности.
Схематическое изображение – в виде лица, схемы тела, бюста, нарисованных в профиль или анфас. Чаще к такому типу изображения тяготеют лица интеллектуального склада ума (мыслители по И. П. Павлову), Для которых важно получить наиболее общее представление о явлении; частности и детали их интересуют по мере надобности. По-видимому, это изображение соответствует синтетическому когнитивному стилю с тенденцией к обобщению.
Реалистическое изображение – выполненное с более тщательными подробностями, то есть прорисовкой, лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантичностью, склонные к детализации; аналитическому когнитивному стилю.
Метафорическое изображение – человек изображает себя в виде какого-либо предмета, Например чайника или химической пробирки, Спортивного снаряда, животного, растения, литературного персонажа и так далее. Такое изображение выполняют лица художественного склада, обладающей развитой фантазией воображения, творческими способностями и, разумеется, известной долей чувства юмора.
«Автопортрет в интерьере» - изображение человека в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты и т.д. По-видимому, к такого рода изображению склонны лица, обладающие способностью к сюжетному описанию, а также направленностью на внешне предметное окружение.
Эмоциональный автопортрет – человек отразил себя в каком-либо эмоциональном состоянии, часто является шаржем или напоминанием его. По-видимому, лица, обладающие более высокой эмоциональностью. Рефлексирующие собственное состояние, склонны к такого рода рисунку. Причем переживаемая эмоция может быть часто противоположна той, которая изображается. Например, грустный человек часто рисует улыбающееся лицо и т.п.