Отсутствие существенных деталей может указывать на область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики. Так, например, отсутствие зонта в рисунке может свидетельствовать об отрицании поддержки со стороны родителей в трудной ситуации.
4.6 Интерпретация некоторых символов в детском рисунке
Более полная расшифровка деталей может основываться на символическом значении представленных образов.
Например, молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека. Радуга, нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству.
Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий. С точки зрения трактовки образов зонт может рассматриваться как отображение связи с матерью и отцом, которые символически представлены в образе зонта: купол — материнское начало, а ручка — отцовское. Зонт может защищать или не защищать от непогоды, ограничивать поле зрения персонажа, а может и отсутствовать.
Так, например, огромный зонт-гриб может свидетельствовать о сильной зависимости от матери, решающей все сложные ситуации за человека. Размер и расположение зонта по отношению к фигуре человека указывают на интенсивность действия механизмов психической защиты.
Источники света и тепла – желание иметь наставника, потребность в тепле, любви от персонажа с этим источником.
Солнце. Символ авторитетной фигуры. Часто воспринимается как источник тепла и силы. Некоторые авторы конкретизируют, и говорят о солнце, как о символе родительской фигуры, материнской заботы и любви, необходимость которой чувствует ребенок. Исходя из архетипической символики, солнце, море, волны означают атрибуты чувственной сферы, отчуждаемой в себе автором. Темные облака и заштрихованное солнце рисуют несчастные дети.
Грязь – внутреннее беспокойство из-за неприятных моментов.
Линии (небо), облака, дождь – тревожность, страх, грозящая опасность.
Холод (вода, лед, дождь, звезды, холодильник) – депрессивное настроение в данный момент. О том же может свидетельствовать кровать и лежащие в ней люди.
Предметы спорта, кошки, собаки – символы соперничества.
Цветы, бабочки – желание спокойствия, безмятежности.
Шарики, воздушные змеи – желание избавиться от давления.
Детская кроватка, клетка – агрессивность, пленение, символы лишения свободы.
Животные в клетках, барабан, оружие, молот, мотыга, грабли – агрессивность.
Дорожные знаки – сдерживание эмоциональности, подчинение правилам, навязанным школой.
Метла, выбивалка, пылесос, грузовики, грузовая техника, посуда, огромные здания – символ власти и угрозы.
Оружие и другие материалы, связанные с конфликтным отношением – враждебность.
Человек, у которого вместо головы дерево – внутренний конфликт в контексте отношений с близкими людьми.
Глаз на лбу – неестественное видение мира над реальностью.
Прозрачный, «стеклянный» ящик. Символизирует переживание выставления себя всем на обозрение. Его сопровождает желание демонстрировать себя, ограничиваясь лишь визуальным контактом.
Дом – символ семьи.
Деревья. Часто символизируют различные лица. Если они как будто «прячут» дом, - возможна сильная потребность в зависимости при доминировании родителей.
Корни, являются архетипическим образом, предполагающим семью, отца, род.
Кусты. Иногда символизируют людей. Если они тесно окружают дом – вероятно сильное желание оградить себя защитными барьерами.
Погода (какая погода изображена). Отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект воспринимает среду как враждебную, сковывающую.
Оружие и другие материалы, связанные с конфликтным отношением – враждебность.
4.7 Значение цвета в рисунках детей
Следует помнить, что точная интерпретация цветового решения не может быть сделана, если у испытуемого нет всего набора цветных карандашей.
Цвета могут символизировать определенные чувства, настроение и отношения человека. Они также могут отражать спектр различных реакций или областей конфликтов.
Использование одного цвета говорит о возможной боязни эмоционального возбуждения.
Цвет, конвенциальное, обычное его использование, если скажем, нарисован дом.
Зеленый - для крыши, коричневый для стен. Желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым, отображая ночь или ее приближение, выражает чувства субъекта, а именно: враждебность среды, необходимость скрыть действие от посторонних глаз.
Количество используемых цветов. Хорошо адаптированный, застенчивый и эмоционально не обделенный субъект обычно использует не менее двух и не более пяти цветов. Субъект, раскрашивающий дом 7-8 цветами, в лучшем случае является очень лабильным. Использующий всего один цвет – боится эмоционального возбуждения.
Выбор цвета. Чем дольше, неувереннее и тяжелее субъект подбирает цвета, тем больше вероятности наличия личностных нарушений.
Цвет черный – застенчивость, пугливость.
Цвет зеленый – потребность иметь чувство безопасности, оградить себя от опасности. Это положение не столь важно при использования зеленого цвета для ветвей дерева или крыши дома.
Цвет оранжевый – комбинация чувственности и враждебности.
Цвет пурпурный – сильная потребность власти.
Цвет красный – наибольшая чувствительность. Потребность теплоты из окружения.
Цвет желтый – сильные признаки враждебности.
Цвет, штриховка три четверти листа – нехватка контроля над выражением эмоций.
Штриховка выходящая за пределы рисунка – тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию.
4.8 Особенности разделения рисунков детей с неврологическими нарушениями от рисунков детей с эмоциональными расстройствами
В 1940 году Л. Бендер, отмечая различия между умственным возрастом по Гудинаф и отметкой по шкале Стенфорд-Бине в рисунках детей с неврологией, относит этот факт недостаточному представлению о теле. В результате рисунок всегда будет хуже того, который ожидают от нормального ребенка того же возраста и интеллекта. Эти данные помогли Бендер не только диагностировать повреждение мозга, но и определить стратегию терапии, Которая помогла бы ребенку развить соответствующие представления о теле.
Сложность в разделении рисунков детей имеющие невралгические нарушения, от рисунков детей с эмоциональными расстройствами, кроится в терминологии. Те же самые или похожие термины часто применяются к обеим группам: «искаженные», «нелепые», «эксцентричные», «рассогласованные». Проявления, которыми они обозначаются, слишком общие и не четкие, чтобы быть значимыми. Для рисунков детей с поражением мозга, лучше использовать следующие термины: «неразвитое представление о теле»; «персеверация»; «плохое планирование» (рисуют, не задумываясь заранее над тем, уместится ли рисунок на имеющемся пространстве); «импульсивность» (быстрое, небрежное выполнение); «выход за рамки» (рисунок не помещается на бумаге); «несдерживаемый» (неконтролируемая, беспорядочная деятельность); «плохая координация» (линии залезают друг на друга или не пересекаются, слабый контроль над пишущим средством) и «тенденция возвращаться к каракулям». Были попытки достичь большей специфичности, отмечая «асимметрию», «склонность к углу более чем 15˚», «неправильно присоединённые руки», «неверное количество пальцев». Все перечисленное нормально для ребенка дошкольника.
Постоянное при всей соей изменчивости представления ребенка о теле, восприимчивое к воздействиям, нарушающим эмоциональную стабильность. Пока изображение человека представляет концепцию тела на данный момент, в нем выражается бессознательно и символично повреждение, которое заставляет ребенка болезненно осознавать свои чувства.
В зависимости от степени тревоги представление о теле и его графическое изображение может быть широко или частично затронуто, полностью разрушено или отличатся от обычного только в деталях, возможно, также любое колебание между этими двумя крайностями.
Среди наиболее распространенных отклонений можно назвать рассеивание частей тела, отсутствие людей на картинке, явные несоответствия, уничтожение лица только что нарисованной фигуры человека, жесткие роботоподобные фигуры. Все это может быть обнаружено в рисунках детей с серьезными эмоциональными расстройствами.
Рисунки рассматривались и как выражение представления о теле, которое сформировано внешними воздействиями, а также процессом взросления, причем среди внешних влияний особое значение приписывалось фигурам родителей. Как выражение представления о теле рисунки могут рассматриваться с точки зрения интеграции познавательного, эмоционального и перцептивного аспектов, откуда и извлекается это представление. Отсюда вытекает разница между изображением человека ребенком с эмоциональными и неврологическими нарушениями и изображения человека здоровым ребёнком. Рисунок человека особенно эффективен при подозрении на церебральную дисфункцию и наличие эмоциональных расстройств [3].
Гудинаф признает, что свидетельство нестабильности может иногда проявится в рисунках даже раньше, чем становятся клинические проявления заболевания.
Глава 5. Психодиагностическая беседа
Возможность единения рисуночной («невербальной») продукции субъекта с вербальной само по себе расширяет возможности работы психолога по линии единения сознательной и бессознательной сфер психики индивида. Конкретный диалог позволяет не упустить, а наоборот, поставить в центр внимания индивидуальную неповторимость психики и обнаружить конкретный характер личностных проблем, а целостный психоанализ вербального и не вербального материала способствует выявлению системных тенденций поведения, неосознаваемых субъектом, определяемых логикой его бессознательной сферы [17].