Смекни!
smekni.com

Закономерности между особенностями личности и продуктами изобразительной деятельности детей 6-ти летнего возраста (стр. 8 из 17)

Связь количественных различий в рисунках человеческой фигуры с хронологическим и умственным возрастом является основой для оценки интеллекта.

Валидность рисунков фигуры человека как выражение умственного возраста была установлена и не оспаривается.

Ф. Гудинаф, предложил первую шкалу для оценки изображения человека при определённом уровне умственного развития. Тест получил широкое распространение в соединённых штатах, так как он нравился детям, был экономичен и удобен в проведении, отличался стабильностью результатов для дальнейшего сопоставления и высокой степенью корреляции со стандартными IQ-тестами. В 1963 году Д. Б. Харрис доработал шкалу и установил отдельные нормы для мальчиков и девочек.

Между 1963 – 1965 годами тест известный как рисуночный тест Харриса-Гудинаф, Был проведён на репрезентативной национальной выборке, составившей, более 7000 американских детей. В результате было рекомендовано дальнейшее усовершенствование теста в бюллетене 1970 года. Национального центра статистики по здоровью [3].

Ребенка просят «как можно лучше» нарисовать человека («мужчину», «дяденьку»). По ходу рисования комментарии не допускаются. Если ребенок выполняет рисунок человека не в полный рост, ему предлагают сделать новый рисунок.

По завершении рисования проводится дополнительная беседа с ребенком, в которой уточняются непонятные детали и особенности изображения [10].

Тестирование предпочтительно индивидуальное. Для дошкольников – исключительно индивидуальное.

Шкала признаков для оценки рисунка содержит 73 пункта. За выполнение каждого пункта начисляется 1 балл, за несоответствие критерию – 0 баллов. В итоге подсчитывается суммарная оценка.

Количественные показатели измерений умственного возраста по изображению человека не могут применяться в определении конкретных неврологических и эмоциональных аспектов, так как здесь требуются качественные показатели.

Валидность изображение человека как отражения умственного возраста была доказана многочисленными исследованиями в области статистического соотнесение со шкалой интеллекта Векслера для детей и Стенфорд-Бине. Когда рисунки рассматривались как выражение чувств, как проекция личности, такого единодушия достигнуть уже не удалось. Здесь субъективный элемент в интерпретации рисунков представляет практически нерегулируемое разнообразие. Индивидуальный опыт проницательность и ум психолога играют важную роль, и одинаковых исследований в этом смысле нет. Тем не имение, очевидно, что черты личности, отраженные в рисунке, коррелируют с результатами глубокого психологического и психиатрического обследования [3].

Маховер сказала: «Знание логики развития необходимо даже, если мы рассматриваем девиацию, которая является незрелым состоянием нормально развивающейся психики». Это можно считать основной предпосылкой любой валидной интерпретации.


3.2 Анализ рисунков умственно отсталых детей

Анализ рисунков умственно отсталых детей показывает, что рисунок 10-ти летнего ребёнка с умственным возрастом 5 лет будет, в значительной степени отличатся от рисунка 5-ти летнего ребенка с умственным возрастом 5 лет. Рисунки детей с умственной отсталостью будут дезорганизованными, слабо интегрированными, и хотя количество баллов одинаковое, часто будут пропущены некоторые простейшие элементы, тогда как более сложные элементы, которые почти не встречаются в рисунках младших детей, будут присутствовать.

Важность пропуска и преувеличения деталей зависит от уровня развития ребенка. Чрезмерно большая голова в 4-5 лет вполне обычна. Пропуски кистей рук в 5 летнем возрасте, не должны рассматриваться стой же небрежностью позже. Мы не ждем кистей в 4 года, мы можем увидеть их в 5 лет, но после 6-ти они должны быть. Искаженная неузнаваемая «мазня», которая называется «человек», Вполне нормальна в 3 года, но не нормальна в 5 лет.

Смешанный профиль с двумя глазами и двумя носами часто рассматривается как переходная фаза между изображением полного лица и профиля. Это переходная фаза на пути к визуальному реализму, который обычно проявляется между 7-9 годами, когда ребенок все более настойчиво пытается нарисовать то, что он видит.

Если результат не соответствует умственному возрасту ребенка, причина различий должна находится или во внутренней неврологической дисфункции или во внешних факторах, неблагоприятно влияющих на эмоциональную жизнь ребенка. В обоих случаях основная проблема – неразвитая, поврежденная, искаженная концепция тела.

При идиотии черкание карандашом в подавляющем большинстве случаев невозможно: для этого нет ни физических возможностей, ни потребности к черканию. Ребенок лишь при усиленном побуждении со стороны, если и начинает подражать действию др. человека, то очень быстро бросает карандаш.

Имбицилы, в отличие от нормальных детей, чрезвычайно пассивны с карандашом и бумагой, не любят черкать, начав наносить каракули, быстро прекращают эти действия, каракули не ассоциируют с реальными предметами, называют их «каляки» или «грязь». При специальном обучении имбицилы тяжелых степеней не в состоянии сразу повторять простые движения, нарисовать линию. Сложные изображения, требующие не одного, а несколько различных движений, им вовсе не удается. При попытке изобразить по представлению тот или иной предмет имбицил, долгое время обучающийся изображению этого предмета, производит заученные движения.

Относительно простые предметы круглой формы изображаются дебилами 1 класса вспомогательной школы менее дифференцировано, чем нормальными первоклассниками общеобразовательной школы, характерные особенности предметов опускаются дебилами. В отличие от имбицилов, дебилы способны реагировать на замечания и могут научиться правильно чередовать элементы простого орнамента.

Рисование умственно отсталых детей, как мы увидели, имеет ряд ярко выраженных особенностей (отсутствие черкания в доизобразительный период, резкое запаздывание в появлении соотнесения рисунка и предмета, копирование отдельных линий образа без их объединения в целостное изображение и др.), позволяющих использовать его в совокупности с другими материалами для постановки диагноза. Умственно отсталые дети, усвоив орудийный смысл рисующих предметов, не стремятся рисовать каракули. Ориентировочно-исследовательская реакция на каракули, как правило, отсутствует вовсе или слабо выражена. Умственно отсталый ребенок, подражая взрослому, совершает последовательный ряд действий, но не может уловить смысловую нагрузку самого графического образа, долго остается привязанным к стереотипному изображению, заимствованному из предъявляемого ему графического образца.


Глава 4. Интерпретация отдельных признаков детского рисунка

интерпретация рисунок личность детский

4.1 Описание методики и параметры интерпретации

Рисунок семьи.

Ребенок не может рассматриваться отдельно от семьи. Не имеет, значение, будет это биологическая, заменяющая, искусственная, или даже придуманная семья для ребенка – это всепроникающая реальность, глубоко влияющая на представление о себе и взаимодействие с окружающими людьми и предметами.

Т. Лидз отмечает, что последующие влияния видоизменяют семейное, но они никогда не переделают или полностью переоформят ранние внутренние опыты. Большинство психиатров согласятся с тем, что семья – это то самое место, где нужно искать причины расстройств поведения [3].

Но если рисунок одной фигуры может существенно корригировать со стандартизированными тестами умственных способностей, то же самое нельзя сказать об изображении человека как части семейной группы.

Просьбу нарисовать человека большинство детей воспринимают, изображая свои концепции тела, где доминирует познавательный аспект. Но когда просишь их нарисовать семью, реакция скорее приобретает эмоциональную окраску, а, следовательно, результат ухудшается, если одна из фигур оценивается количественно по шкале Харриса-Гудинаф. Мобилизация чувств при изображении семьи менее значима как показатель интеллекта, так как имеет смысл как выражение эмоциональной жизни ребенка. Тогда рисунок семьи может рассматриваться как неструктурированная проективная техника, раскрывающая чувства ребенка в отношении тех, кого он считает самыми важными и чьё влияние, формирующее характер, наиболее значимо.

Использование методики «Рисунок семьи» особенно эффективен в течение латентного периода развития ребенка, то есть между шестью и десятью годами, когда графическое изображение все еще относительно свободно от культурного давления, делающее его более конформистским, менее индивидуальным.

Методика «Рисунок семьи» является одной из наиболее широко используемых графических методик. Описание ее применения, особенностей диагностической процедуры, порядок интерпретации можно найти в работах Г. Т. Хоментаускаса; А. И. Захарова; Е. С. Романовой, О. Ф. Потемкиной и др.

Идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла почти в одно время у ряда исследователей – В. Халса, А. И. Захарова, Н. Кормана, Д. Бернса, С. Кауфмана и др. [10].

В. Халс указывал на информативность презентации общего действия и взаимной ориентации фигур в рисунке (смотрят друг на друга или повернуты в разные стороны и т. д.) более детально анализировал процесс рисования (паузы, стирания, спонтанные комментарии).

Ученые выделяют следующие основные параметры интерпретации рисунка семьи:

• структура рисунка семьи;

•особенности нарисованных членов семьи;

•процесс рисования;

При интерпретации процесса рисования обращается внимание на паузы, чрезмерное штрихование, стирания спонтанные комментарии на непоследовательность в рисовании объектов (В. Холс, В. Вольф, Д. Кауфман и др.). Названные процессы оцениваются как индикаторы эмоциональных явлений, имея в виду, что процесс рисования искажается в тех моментах, которые связаны со значительным переживанием конфликта. Однако авторы не склонны однозначно трактовать указанные особенности процесса рисования (например, стирание указывает как на амбивалентность, чувство не безопасности, так и эмоциональное сопротивление, визуально моторные недостатки) [17].