Впервые развёрнутая система анализа и интерпретации рисунка семьи была предложена В. Вульфом. Он давал задание нарисовать свою семью и анализировал следующие моменты:
а) последовательность рисования членов семьи указывающая на значимость их роли в семье: ребенок начинает рисовать с более значимого и заканчивает рисовать менее значимым;
б) пространственное расположение членов семьи, являющееся, по мнению автора, показателем их эмоциональной близости;
Большое расстояние между элементами изображения означало, по мнению некоторых авторов, отрицательный эмоциональный климат, преобладающий в этих отношениях и безропотное подчинение [8].
в) состав нарисованной семьи в сравнении с реальной: например, отсутствие члена семьи, может выражать, стремление избавится от эмоционально неприемлемого члена семьи;
г) отличие в форме, пропорциях, деталях и величине между графическими презентациями и реальным положением вещей: если действительность не соответствует соотношению величин в рисунке, то это указывает на то, что изменение пропорции скорее детерминировано психическими факторами. Изображением ребенком отдельных членов семьи неадекватно большими В. Вульф связывал с восприятием их доминантности, рисовать себя большим – с чувством своей значимости. Интерпретируя различия в изображении отдельных частей тела, автор опирается на предположение, что различия порождаются особыми переживаниями, связанными с функциями данных частей тела [10].
4.2 Проявление признаков характеризующих отношение в семье
Дошкольники нарисуют членов семьи выстроенными в ряд. Размер, порядковая позиция, включение или пропуск – всё это принципиальные значимые диагностические индикаторы.
Наиболее привлекательный, близкий – рисуется первым, слева или на переднем плане. Выше и крупнее остальных. Точность в деталях. Остальные фигуры повернуты к нему. Одежда отличается от других членов семьи, но схожа с рисующим.
Наименее привлекательный - самый маленький, рисуется последним и в стороне, может зачеркиваться и стираться в конце.
М.М. Кольцова доказывает, что объект вызывающий положительные эмоции, рисуется с массой деталей, при этом движение руки - плавные, закругленные, окраска в светлых тонах. Негативное отношение выражается схематичным рисунком, силуэтом, отсутствием деталей, темными красками. [17].
Родство будет показано близостью или сходством наряда, неприязнь переводом в конец, исключением или, как в одном случае, изображением брата (или сестры) как червяка.
Изображение рядом стоящих фигур – восприятие их особой близости.
Ребёнок склонен располагать себя на рисунке напротив любимого родителя или сиблинга.
Изображения рядом с авторитетным лицом в семье – чувство соперничества и желания занять его место.
Дети, изображая двоюродных сестер, братьев, животных которых они хотели бы иметь, и тому подобное, выражают свою потребность иметь постоянного спутника в играх, друга в семье, с которым можно было бы общаться на равных. Ощущение пустоты в эмоциональном общении.
Ребенок удален от всех или вообще отсутствует – страдание от одиночества, изоляции в семье, или – неполноценность и отсутствие общности (если родители критичны и выставляют ребенка в дурном свете).
Самый последний в ряду семьи – заниженный статус (особенно если он не самый младший).
Изображение себя ярким на фоне тусклых родителей – гиперопека со стороны родителей, возвышение ребенка над собой.
Кот рядом с одним из персонажей – желание любви и привязанности со стороны этого персонажа.
Если родители разошлась, а ребенок рисует их вместе – желание восстановить отношение.
Часто, когда дети рисуют своих родителей на большом расстоянии друг от друга, а между ними рисуют какие- либо предметы – это может свидетельствовать о том, что родители находятся в состоянии развода или уже разведены.
Рисует того, с кем живет – принятие реальности.
Если пара вместе, а ребенок рисует их раздельно – эдипов комплекс (норма).
Рисунок с препятствиями, разделением персонажей – изоляция, ограничение в межличностных отношениях.
Каждый находится в отдельной комнате и занимается своими делами – социальной изоляции [3].
Изоляция в квадрате, на листе – отрицание без агрессивности, робость.
Складывание листа для выделения персонажей – тревожность.
Рисует себя и родителя противоположного пола в стороне друг от друга отказ от отношений с другим полом.
Изображение, помещенное внизу листа, может свидетельствовать о наличии депрессивных тенденций, чувстве незащищенности.
В остальном при интерпретации следует опираться на методику «Человек». Например, изображение, смещенное влево, возможно, связано с наличием импульсивности в поведении, ориентацией на прошлое, в ряде случаев с зависимостью от матери.
Изображение, смещенное вправо, указывает на наличие ориентации на окружение и, возможно, зависимость от отца.
Размером и размещением фигуры, будет также выражена значимость. Например, наименьшую значимость имеет тот, кто нарисован ниже всех в конце ряда или даже пропущенный.
Производящий наибольшее впечатление родитель может быть изображен с большими руками, если воспринимается как враждебная, угрожающая фигура.
Руки родителя маленькие, слабые или вообще их нет - родитель слаб, менее значим.
Если изображены родители или няня, то акцент на руках может означать ожидаемую или реальную агрессию.
С большими руками изображается родитель, производящий наибольшее впечатление, и воспринимающийся, как враждебная, угрожающая фигура.
Ничтожно маленькая фигурка на фоне больших родителей – чувство вины, ощущение беспомощности (гиперконтроль), манипулирование родителей.
Некоторые авторы интерпретируют малый размер фигуры, ограниченный набор цветов и бедность деталей, как низкую самооценку [8].
Маленькая фигурка кого-то из окружающих – отрицание персонажа.
Фигура одного из родителей намного больше других, часто с большими руками – один из родителей диктатор (угроза расправы).
Избегание рисования членов семьи – воспоминания о них негативны и ребенок избегает этой темы. Отсутствие члена семьи – выражение негативного отношения к этому человеку, отвержение или символическое исключение. Не рисуя кого-то из членов семьи, ребенок снимает проблему тревожности и конфликтности, исходящей от этого персонажа. В. С. Мухина, собравшая большую коллекцию детских рисунков, не склонна интерпретировать опускание в рисунках члена семьи как выражение негативного отношения: «Один и тот же ребёнок, может в одном рисунке представить всех, а через несколько дней, рисуя свою семью, вдруг упустить из виду кого-нибудь. И делал он это не нарочно без всяких внешних причин объясняющих забывчивость» [17].
Отсутствие себя, наблюдается в рисунках детей с чувством неполноценности или отсутствием вовлечённости, с чувством вины перед родителями. Родительское недовольство, чрезмерная критика, предпочтение брата (сестры) склонны поощрять низкую самооценку, подавлять инициативу и желание достижения. Это приобретает еще большее значение, когда все остальные расположены в хронологическом порядке и ребенок не самый младший. Не рисуя себя или отождествляя себя с братом или сестрой, ребенок так же снимает проблему.
Рисунки без людей – сложности в межличностных отношениях.
Кинетический рисунок семьи (когда все члены семьи, включая ребёнка, заняты каким-то делом) позволяет узнать мнение ребёнка о членах семьи и семейной патологии. При работе со школьниками и подростками этот метод особенно эффективен.
Если рисуется игра - это значит, что ребенок признает связь между членами семьи, взаимный интерес и одновременно соперничество за влияние в семье.
Ребёнок изображает себя играющим с кем-либо – хорошее отношение или сильное желание более близких отношений.
Предмет в игре, его положение по отношению к персонажам указывает на решающую роль этого персонажа. Если предмет лежит, не находится рядом, то энергия распределена равномерно. Если лежит возле ноги – то персонаж неадекватен в смысле соперничества.
Гениталии легко (без торможения) рисуются сельскими детьми и детьми художников, работающих с обнаженной натурой. Кроме того, мальчики открыто рисуют гениталий у животных – самцов и мужчин чаще, чем девочки. Этот факт мы также объясняем идентификацией мальчиков с физическим образом своего пола.
Тщательная прорисовка гениталий. Совращение старшими детьми или взрослыми, или более тонкие манёвры могут вызвать торможение у детей в латентный период развития (6 – 12 лет), особенно у смышленых, восприимчивых детей. У большинства свидетельство разнообразных поведенческих расстройств (агрессии, фобии). Это также может говорить, о неумении приспособится к окружающей среде.
Сокрытие генитальной зоны (руки или какие-либо предметы, прикрывающие нижнюю часть тела) – скромность и целомудрие, если не связаны с поведенческими расстройствами [3].
Линия под персонажем – неуверенность, нестабильность в чувственных отношениях.
Несоблюдения правил задания, недорисованные фигурки, бездеятельность – не хочется рисовать вообще.
Изображение себя боле темным цветом указывает на формирование чувства неполноценности.
4.3 Интерпретация дополнительных деталей
Все дополнительные детали (дома, деревья, скамейки, машины) или предметы, которые человек держит в руках (сумочка, цветы, книги), рассматриваются как отражение потребности в дополнительной внешней опоре, в поддержке, в стремлении уйти от решения проблем путем переключения и замещающей деятельности.