ВОПРОС 16. Особенности восприятия ребенком художественных, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства
Эстетическое восприятие – это восприятие чувства прекрасного, красоты посредством эстетического воспитания. Эстетическое восприятие включает 3 компонента:1. интеллектуальные; 2. эмоционально – волевые моменты; 3. познавательная сторона. Выготский отмечал - трактовка педагогами понятия о том, что эстетическое восприятие представляет собой совершенно пассивное переживание, отдание себя впечатлению, прекращение всякой деятельности организма, составляет только половину правдивости этого высказывания в виду психологических заблуждений. Активный характер восприятия сказки, по мнению А. Запорожца, заключается в том, что восприятие маленького ребенка отличается от восприятия взрослого ребенка тем, что это развернутая деятельность, которая нуждается во внешних опорах, и выделил специфическое действие для этой деятельности. Это – содействие, когда ребенок становиться на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия. Особое значение для развития личностидошкольника имеет восприятие ими художественных произведений. Это сложный психический процесс. Восприятие предполагает способность узнать, понять изображение. Здесь имеет место и эмоциональная окрашенность воспринятого, выражения отношения к нему. Дошкольники активно относятся к воспринятому, пытаясь, сами непосредственно воздействовать на ход событий, например, сказки и т.д. В процессе развития художественного восприятия зарождается и оценка воспринятого, Оценки еще примитивны («Как красиво!» и др.). Восприятие художественных произведений дошкольников будет более глубоким, если он научится видеть элементарные средства выразительности – цвет, цветовое сочетание, форма, композиция и другое. Характер восприятия картины изменяется с возрастом: 1 ступень (3 года) – называют отдельные предметы; 2 ступень(5 лет) – описывают предметы, устанавливают первичные связи; 3 ступень (7 лет) – объясняет содержание картины. Восприятие ребенка изменяется в зависимости от постановки вопроса: 1. на вопрос что изображено на картине - отвечает перечислением. 2. навопрос, что делают дети, изображенные на картине - дает описание картины. 3. на вопрос, о чем нарисовано на картине – дает истолкование, пытается понять то, что изображено. Ребенок адекватно понимает изображение картины, если взрослые дают соответствующие пояснения, помогают рассматривать детали в определенном порядке. Восприятие дошкольника становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Б. Биттельхейм – психоаналитический анализ сказки. Волшебные сказки – незаменимые инструмент формирования личности ребенка. Развитие личности – процесс постепенный, предполагающий определенные этапы, ступеньки по которым нужно подняться. Каждая ступенька «обслуживается» своей сказкой. Эта сказка помогает ребенку сформировать свою душу так, чтобы забраться на следующую ступеньку. Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Сказка очень близка ребенку эмоционально по мироощущению, т. к. ребенок ближе к миру животных, чем к миру взрослых. Психотерапевтический эффект сказки по Б. Биттельхейму. Предмет внимания – дети с нервными расстройствами. Отношение ребенка к той или иной сказке помогало ему распознать природу той психической травмы, которую ребенок получил в семье и причина нарушений кроется в потере смысла жизни. Б. Бетелльхейм стремился найти ответ на вопрос, каким должно быть литературное произведение, способное помочь ребенку найти смысл в его жизни. Он приходит к выводу, что такое произведение должно завладеть вниманием ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции. Словом, это произведение должно задевать все стороны личности ребенка. В добавление к перечисленному, такое произведение должно способствовать повышению уверенности ребенка в себе и в своем будущем. По мнению Б. Бетельхейма, всем этим требованиям удовлетворяет только народная сказка. Почему же именно она? Сказка — произведение искусства. Как подчеркивает Б. Бетельхейм, значение сказки различно для каждого человека и даже для одного и того же человека в разные моменты его жизни. И как почти каждый вид искусства, сказка становится своего рода психотерапией, потому что каждый ребенок открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Развитие восприятиярисунка в дошкольном возрасте происходит по трем направлениям: во-первых, изменяется отношение к рисунку как к отображению действительности, во-вторых, развивается умение правильно соотносить рисунок с действительностью, видеть именно то, что на нем изображено, в- третьих, совершенствуется интерпретация рисунка, т. е. понимание его содержания. Для младшего дошкольника картинка скорее повторение действительности, особый ее вид, чем изображение. Дети часто предполагают, что нарисованные люди, предметы могут иметь те же свойства, что и настоящие. Когда дошкольнику показывают картинку, на которой изображен стоящий спиной человек, и спрашивают, где у него лицо, ребенок переворачивает картинку, рассчитывая обнаружить лицо на оборотной стороне листа бумаги. Младшие дошкольники относятся к нарисованному предмету как к самостоятельно существующему, хотя и не обладающему особенностями настоящего. Когда детям трех лет показывают перспективный рисунок на переднем плане, которого изображен одноэтажный домик сельского типа, а на заднем — многоэтажный городской дом, и спрашивают, какой дом больше, дети всегда указывают на передний - так как площадь, занимаемая им на рисунке, больше. Всреднем дошкольном возрасте дети в достаточной мере усваивают связь рисунка и действительности. В частности, правильно определяют сравнительную величину знакомых предметов на перспективных изображениях, говорят, однако это относится только к знакомым предметам. Если на картинке изображены незнакомые ребенку предметы или предметы, которые могут иметь разную форму и величину (деревья, горы, и др.), он воспринимает их в зависимости от абсолютной величины и формы самих изображений. Так удаленная елочка оценивается как маленькая, повернутая круглая тарелка — как овальная и т. п. Буквально воспринимают дети и другие особенности рисунков: светотень выступает как грязь, предметы, расположенные на заднем плане и заслоненные другими. Только к концу дошкольноговозраста дети начинают более или менее правильно оценивать перспективное изображение. Удаленный предмет, изображенный на картинке, кажется ребенку маленьким, но ребенок догадывается, что на самом деле он большой. Интерпретация сюжетных рисунков, понимание изображенных на них ситуаций, событий зависят от правильности восприятия. Если сюжет рисунка близок ребенку, он может достаточно подробно о нем рассказать, если же недоступен, — переходит к перечислению отдельных фигур, предметов. Интерпретация рисунка зависит и от сложности композиции. В старшем дошкольном возрасте дети уже в состоянии интерпретировать рисунки, достаточно сложные по композиции, рассматривать их сравнительно последовательно и детально, давать правильные объяснения, если сюжет картинки не выходит за рамки знаний ребенка, его жизненного опыта. Интерпретация сюжетных изображений совершенствуется под влиянием образцов рассказывания по картинкам, которые дают взрослые. Особое значение приобретает сенсорное воспитание в восприятиимузыкальной мелодии и звуков речи. К. отношение звуков развертывается не в пространстве, а во времени, и это затрудняет их выделение и сравнение. Внешние ориентировочные действия при обследовании свойств звуков заключаются в том, что ребенок подстраивает, приспосабливает к этим свойствам свои движения, прежде всего движения голосовых связок. Он пропевает мелодию, проговаривает речевые звуки. Ребенок вначале слышит мелодию, слова слитно, нерасчлененно. Возможность улавливать свойства мелодии, вычленять звуки в слове возникает и развивается по мере того, как дошкольник сам овладевает умением изменять движения голосового аппарата в соответствии с особенностями слышимых звуков, воспроизводить их. В развитии слухового восприятия существенное значение имеют движения рук, ног, всего корпуса. Подстраиваясь к ритму музыкальных произведений или стихов, движения помогают ребенку вычленить этот ритм. Развивающееся чувство ритма ребенок начинает активно проявлять и вне восприятия музыки или стихов, сам, совершая ритмические движения и произнося слова в определенном ритме. Помогают ребенку движения рук и в восприятии отношения звуков по высоте, когда эти движения отражают звуковысотное движение мелодии, изменение высоты звуков. Значительных сдвигов в развитии звуковысотного слуха и чувства ритма уже у младших дошкольников можно добиться путем использования наглядных моделей. Так, например, ребенок овладевает умением более точно улавливать звуковысотные отношения, когда он изображает повышение и понижение звуков мелодии при помощи прыжков Петрушки по «лесенке» вверх и вниз. Восприятию ритмических отношений помогает выкладывание цветных полосочек: более короткой полосочкой изображается более короткий, а более длинной — более длительный звук.