Большое количество декларируемых норм поведения и ценностей говорят о разделении норм поведения готов на «идеальные» и «реальные» .
К идеальным (декларируемым) нормам поведения относятся:
· Гомо/бисексуализм.
· Сатанизм/оккультная практика.
Эти декларируемые нормы в реальности не обязательны для соблюдения, а зачастую их соблюдение частично заменяется игрой.
Они живут, черпая вдохновение из той музыки, литературы, искусства и философии, которая вводит в депрессию, кажется слишком сложной и мрачной. Они живут тем, что заставляет всё время испытывать эмоции. Отчужденность от мира, темная, мрачная романтика, интерес к смерти – являются основным мировоззрением готов. Большинство людей, интересующихся сверхъестественным, мрачным и вампирами в частности, являются готами. Готическое мировоззрение характеризуется пристрастием к «темному» восприятию мира. Сложно описать все составляющие такого комплексного понятия как готическое мировоззрение, но в целом это особо романтично – депрессивный взгляд на жизнь, отражающийся в поведении (замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость), восприятия реальности (мизантропия, утонченное чувство прекрасного, пристрастие к сверхъестественному), отношениях с обществом (не приятие стереотипов, стандартов поведения и внешнего вида, антагонизм с обществом, изолированность от него). Естественно все вышеперечисленное относиться далеко не ко всем готам. Движение «гóтов» характеризуется распространением среди участников обоих полов бисексуализма, позиционируемого как неотъемлемая часть образа жизни «гóта». Иногда девочки-гóты (встречается самоназвание «готесса»), говоря о себе в третьем лице, определяют себя в мужском роде («он»), отговоркой при этом является разъяснение, что речь идет о ней как о человеке (слово мужского рода). Практикуется «свободная любовь» на готических вечеринках и встречах.
Специалисты выделяют следующие подгруппы «гóтов»:
1. Гóты – сатанисты.
2. Гóты – «вампиры». Характерные черты: особое распространение бисексуализма среди участников, а также демонстративное «кусание в шею» в качестве приветствия между «гóтами» и как своего рода визитная карточка гóта-«вампира».
3. «Кибер-гóты» (виртуальные группы, более общающиеся в интернете; помимо черного цвета акцент в одежде делается на кислотно-розовый и кислотно-фиолетовый).
4. «Панко-гóты» (внешняя атрибутика является сходной с «панковской»).
5. «Фетиш-гóты» (пропагандирующие садо-мазо).
6. «Трайбл-гóты» (поклонники культа друидов).
7. Маргинальные слои «гóтов» («бэби-гóты», маргинальная часть «роле-гóтов» из числа так называемых «ролевиков», «алко-гóты» и др.).
8. Окологотические фанатские сообщества.
9. Готы-модники (увлекающиеся лишь внешней атрибутикой движения).
Существует еще несколько видов готов:
Псевдоготы (Херки) — молодые люди, которые надевают чёрную одежду, но не разделяют готическое мировоззрение. Таких готов большинство.
Тру-готы – «правильные» готы, которые хорошо разбираются в готической культуре, музыке и живут всем этим делом как климактерические домохозяйки - сериалами про любовь. В другом значении термин используется в качестве насмешливой характеристики наиболее ортодоксальных представителей гот-движения.
Мини-готы (baby bat, киндерготы) - начинающие, поверхностные готы, не знающие и не понимающие суть субкультуры.
Киберготы - готы, тяготеющие к эстетике киберпанка. Их внешний вид — смесь готического фетиша и техногенно-урбанистических наворотов вроде всяких проводов, шестеренок и цепочек. Частенько напоминают ранних “кислотных” рэйверов.
Андрогинные готы - стараются одеваться так, чтобы невозможно было определить их пол. Пик их моды пришелся на конец 80-х и в данный момент уже прошел, то есть они почти вымерли. Однако Мэрлин Мэнсон до сих пор следует этому стилю.
Готика напрямую связана с образом смерти, и даже сам вид готов (бледное лица, круги под глазами) отсылает нас к её образу. Фактическое восприятие смерти как фетиш – одна из характерных особенностей готического мировоззрения и может считаться одним из признаков принадлежности к готам. Подобные особенности восприятия могут проявляться во множестве различных видов – например, в любви к прогулкам по кладбищам, пристрастие к произведениям описывающих смерть (литература, арт, кино). В радостной музыке нет силы для готов, так как радость – проста, в то время как внутренняя сосредоточенность, холодная грусть и ирония имеют сотни оттенков. Если человек пришёл через тяжелый период жизни, он слушает ту музыку, которая даёт энергию, силу. В этот период познаётся то, что настоящее в жизни, а что нет, так как восприятие обостренно, и человек способен тонко чувствовать разницу между искренней музыкой и «конвейерной».
Готы следуют своей жизненной философии и, хотя у каждого она разная, в этом как раз она и выражена. Есть только некоторые размытые объединяющие принципы в этой философии и возвышенного максимализма: жить одним днем, но чтобы это стоило того. Сделать так, чтобы всё было красиво или не было вообще. Любить – так до конца, выглядеть – так индивидуально, говорить – так правду; жить, переправляя все свои эмоции как позитивные, так и негативные, боль и отчаяние в жизненную энергию. И всегда добиваться большего по принципу: «Цель оправдывает средства».[7]
Большое предпочтение готы уделяют прогулкам по кладбищам. Тафофилия– любовь к кладбищам, своеобразное проявление влечения к смерти. Причины любви готов к подобному времяпровождению разнообразны – большая часть готов обожает саму атмосферу спокойствия и умиротворенности кладбищ, напрямую связанную с образом смерти. Действительно, атмосфера кладбищ сама по себе готична, а уж если и само кладбище «готично» (надгробия прошлых эпох, склепы, надгробные памятники - ангелы) то тут и говорить нечего. Естественно готов в первую очередь привлекают готические исторические кладбища – именно на таких кладбищах в западных странах проще всего встретить готов (или просто одиноко гуляющих или отдыхающими компаниями).[8]
Современная готическая эстетика крайне эклектична по набору используемых и популярных символов, используя как египетскую, так и христианскую и кельтскую символику. Распространено мнение, что основным символом готической субкультуры является «Анкх». Это наиболее значимый символ у древних египтян. В нем заключены два символа: крест как символ жизни и круг как символ вечности, а вместе они обозначают бессмертие и «жизнь предстоящую». Так, по мнению исследователей, представлялся египтянам ключ, которым можно открыть ворота смерти. Его рисовали в качестве амулетов для продления жизни на земле и обретение жизни в загробном мире. Ключ, открывающий ворота смерти выглядит как анкх. Он же магический символ мудрости. Вера в силу анкха зиждилась на представлении о том, что именно так выглядит ключ, которым можно открыть ворота смерти. Также часто употребляются и другие египетские символы - такие как «Глаз Ра». Христианская символика также используется, по большей части в виде стилизованных распятий. Кельтская символика встречается в виде кельтских крестов и различных кельтских орнаментов.
Достаточно широко представлена оккультная символика – используются пентаграммы (как обычные, так и перевернутые), восьмиконечные звезды. Также используется множество различных символов смерти – украшения с гробиками, черепами, и т.д. на самом деле, готы не придерживаются каких – либо определенных знаков и символов. Превалирует лишь желание выглядеть красивее, необычнее, отсюда и увлечение всякого рода «мрачной» символикой.[9]
Как правило, к готике многие проходят через «черную» полосу жизни, ряда разочарований, психологических проблем, не понимая со стороны окружающих и частых депрессий.
Выделяют следующие особенности характеризующие людей, вступающих в готическую субкультуру:
1. Стремление быть самим собой. Для юношеского возраста характерен поиск собственных возможностей, своего места в мире. Это закономерно приводит к ревизии общезначимых норм и ценностей;
2.Заражение и подражание. Это вытекает из того, что в юношеском и подростковом возрасте особенное значение приобретает референтная группа с её характерным стилем общения, поведения и образа жизни.
3.Стадный инстинкт. Он присущ не только субкультурной молодежи, но и вообще человеку в целом. Особенность данной среды заключается в том, что в период незрелости и несформированности целевых и ценностных установок групповые ценности и цели приобретают доминирующее значение
4. Наличие конкурентов, недоброжелателей и врагов. Необходимое условие для сплоченности группы, не имеющей определенной цели. Нонконформистские тенденции в поведении, натыкаясь на препятствия со стороны окружающих, приобретают еще большую силу, по принципу «запретный плод всегда сладок». Свобода, приобретенная путем борьбы, ценней доступной. К тому же наличие врага – необходимое условие для вычленения «нас» и «своих», бунтовать необходимо против кого-то.
5.Завышенные притязания. Для данного возраста характерны как обостренное чувство справедливости, так и желание выделяться, которые вкупе с недооценкой реальных жизненных трудностей дают эффект завышенных притязаний.
Несмотря на общие побудительные мотивы, готы в своей среде неоднородны. Прежде всего, они различаются психологически тем, к чему приводят их мировосприятие и связанные с ним действия.
Если анализировать психику готов, то, как правило, это меланхоличные юноши и девушки. У человека, одержимого подлинным социальным творчеством, психика не может быть слишком устойчивой. Такой подросток может быть безразличен к тем неприятным и даже опасным для него лично социальным последствиями своих отчаянных поступков, которые остановили бы иного, более предусмотрительного человека. Он глубоко верит в свою правоту и не видит ничего дурного даже в самых крайних своих действиях. Они пристальнее вглядываются в окружающий мир, острее и озабоченней видят его. Их мировоззрение часто более свободно, чем наше, от тенденциозности и заданности. Многие из них мыслят необычно и раскованно.