Поведение таких молодых людей отличается особой свободой, произвольностью и подчиненностью своим собственным оценкам. Их принцип выражается в двух простых и ясных фразах: «Даже если все вокруг презирают тебя за твои убеждения, ими нельзя поступаться, если ты уверен в своей правоте. Нельзя подчиняться силе только потому, что ты слабее». Конечно, за все в жизни приходиться платить. Готам выпадает расплачиваться сложными взаимоотношениями со взрослыми, со сверстниками, с официальными лицами, а иногда и к себе подобными. Отсюда, видимо, и столь бросающаяся в глаза обособленность готов: их повышенное (с нашей точки зрения) стремление к независимости даже в мелочах, а иногда и чувство одиночества, непонятности.
6. Демонстративное поведение неформальности готов. Оно включает знание неформального «общественного мнения». Это общее мнение сплачивает их, объединяет, придает им характеристики социального движения. Так же можно выделить демонстративное поведение участников субкультуры готов и его психологические причины, выделяя следующую функцию такого поведения: данное поведение позволяет участникам субкультуры воздействовать на свое собственное сознание: уменьшать остроту внутренних конфликтов, совершать замещающие действия по реализации тех или иных мотивов (символическая функция). [10]
Фактическое восприятие смерти как фетиш – одна из характерных особенностей готического мировоззрения и может считаться одним из признаков принадлежности к готам.
Как правило, к готике многие проходят через «черную» полосу жизни, ряда разочарований, психологических проблем, не понимая со стороны окружающих и частых депрессий.
Выделяют следующие особенности, характеризующие людей, вступающих в готическую субкультуру. К ним относятся: стремление быть самим собой, заражение и подражание, стадный инстинкт, наличие конкурентов, недоброжелателей и врагов, завышенные притязания и демонстративное поведение неформальности готов. Если анализировать психику готов, то, как правило, это меланхоличные юноши и девушки. Поведение таких молодых людей отличается особой свободой, произвольностью и подчиненностью своим собственным оценкам.
Есть только некоторые размытые объединяющие принципы в этой философии и возвышенного максимализма: жить одним днем, но чтобы это стоило того. Сделать так, чтобы всё было красиво или не было вообще. Любить – так до конца, выглядеть – так индивидуально, говорить – так правду; жить переправляя все свои эмоции как позитивные, так и негативные, боль и отчаяние в жизненную энергию. И всегда добиваться большего по принципу: «Цель оправдывает средства».
Итак, представителями готической субкультуры являются готы и готессы. Готы – абсолютные индивидуалисты, возрождающие романтику. Их стразу определишь среди толпы по обычной сурово – черной или блестяще – кожаной одежде. Они носят только серебро (как знак призрения к золоту, тупости и бессмысленности пролитой крови). Готика напрямую связана с образом смерти, и даже сам вид готов (бледное лицо круги под глазами) отсылает нас к её образу. Фактическое восприятие смерти как фетиш – одна из характерных особенностей готического мировоззрения и может считаться одним из признаков принадлежности к готам. Подобные особенности восприятия могут проявляться во множестве различных видов – например, в любви к прогулкам по кладбищам, пристрастие к произведениям описывающих смерть (литература, арт, кино). Если анализировать психику готов, то, как правило, это меланхоличные юноши и девушки. Поведение таких молодых людей отличается особой свободой, произвольностью и подчиненностью своим собственным оценкам.
1.3 Последствия готического образа жизни
Говоря о последствиях готического образа жизни, отмечается определенная опасность подобного образа жизни в силу его ассоциальности и вненормативности. Кроме того, если подросток не выходит из молодежной субкультуры, как из сообщества, до определенного возраста, то после ему это уже очень трудно сделать, поскольку исчезают психологические возможности для адаптации в обычной жизни. Однако, многие ребята, приходя в молодежную субкультуру, эффективным образом удовлетворяют свои нормальные потребности – после выхода из движения они, как правило, уже не страдают подростковыми комплексами: не «бунтуют» по ничтожным поводам, не превращают жизнь в бесконечный поток приключений – все это остается в прошлом. Такой вывод подтверждается американскими данными. В 70-е годы было проведено обследование людей, принимавших участие в молодежном бунте 60-х годов. Небольшой процент из них погибли от наркотиков или ушли в религиозные секты – большинство же сумело адаптироваться в обществе, и зачастую испытывает меньше психологических проблем, чем люди, не принимавшие участия в молодежном движении. Кроме того, для некоторых подростков (преимущественно психически больных) – молодежные субкультуры – единственный способ быть членами какого – нибудь общества, найти свое место в жизни, свою культурную нишу.[11]
Последствия готического образа жизни можно разделить условно на социальные девиации и психологические отклонения.
К социальным девиациям следует относить:
1. Употребление алкоголя. Нельзя сказать, что в жизни большинства готов алкоголь играет важную роль. Но, и как у большинства «обычных» людей, у готов тоже иногда появляется желание выпить. Большое предпочтение готы уделяют пиву и красному вину. Нормой
2. поведения считается употребление спиртных напитков перед концертами, в выходные дни, при встрече с единомышленниками и т.д. употребление спиртного становится патологически необходимым атрибутом времяпровождения, расширяется спектр поводов и мотивов пьянства. У готов, злоупотребляющих алкоголем, наблюдается разнообразные расстройства, преимущественно в эмоциональной и волевой сфере. Так, у них падает общественная активность, угасают трудовые навыки, страдают нравственные качества. На первый план выступают такие эмоциональные нарушения, как огрубение, взрывчатость, безынициативность, внушаемость. Они становятся невнимательными к окружающим, а порой и жестокими, в отношениях с прежними друзьями – неискренними, холодными, замкнутыми и недоверчивыми. Длительное злоупотребление алкоголем способствует усилению депрессии, чувства вины и психической боли, которые, как обычно, предшествуют суициду.[12]
3. Суицидальное поведение. Молодые люди, принимающие «готический» образ жизни с его темными одеждами и самосозерцательной музыкой более склонны к самовредительству, суицидальным попыткам, чем другие их сверстники. Суицидальное поведение у готов выражается в намерении или стремлении осуществить самоубийство. Чаще всего оно возникает при депрессивных состояниях, бредовых переживаниях или психопатических реакциях. Для готов характерно демонстративное суицидальное поведение. При указанном поведении способы характеризуется в виде порезов вен, изображения повешения. Такое поведение у готов характеризуется поглощенности темами смерти, употреблением алкоголя, отсутствием страха смерти.[13]
К психологическим девиациям относится:
1. Деформация личности гота. Проблема деформации в готической контркультуре и формирования у подростков и молодых людей отклоняющегося поведения приобретает масштабный характер. К главным качествам, характеризующим деформацию личности готов можно отнести отсутствие адекватных представлений о будущем, нарушение эмоциональных отношений в семье и низкий социометрический статус, наличие личностных конфликтов с окружающими, низкий уровень развития самосознания. Такие общечеловеческие ценности как ответственность, участие в политических процессах страны чаще всего отвергаются. У большинства готов отсутствуют четкие жизненные планы. Большинство готов живут в семьях с неблагополучным психологическим климатом, имеют частые конфликты с родителями, учителями и преподавателями, демонстрируют неприязненное отношение к позиции взрослого обще. Готы фактически выпадают из круга нормального подросткового общения, что создает особые трудности в развитии их личности.[14]
2. Депрессия и мизантропия. Психогенные причины депрессии готов часто связаны с потерей, утратой прежних друзей (хотя эта причина на сознательном уровне отвергается) потеря контакта с близкими. Если гота постигает определенная утрата, то это, порождает не только депрессию, но и гнев. Если нет возможности выразить свои чувства, то они вытесняются в бессознательное, в результате чего внутреннее напряжение и фрустрация осложняют процесс беды. [15]
Затянувшаяся депрессия и одиночество становится опасным, если гот чувствует ненависть к людям, которая выражается в мизантропии. Мизантропия – это человеконенавистничество, ненависть по отношению к людям. Эмоциональное наполнение (злость, горечь, равнодушие) зависит от уровня развития гота и от конкретных обстоятельств. Как правило, это ощущение собственной чуждости человечеству, окрашенное злобой (иногда с примесью горечи). Но также может выражаться исключительным путем полного равнодушия к большинству забот остальных людей.[16]
4. Сексуальные девиации. Среди готов существует некоторое количество сексуальных девиаций, из которых особое место занимают танатофилия, некрофилия, вампиризм, фетишизм и садо-мазохизм. Более подробно можно рассмотреть танатофилию и вампиризм.