2.2 Психологические причины вовлечения подростков в субкультуру готов
К психологическим причинам вовлечения подростков в субкультуру готов относятся:
1.Одиночество. Оно является одной из основных психологических причин вовлечения подростков в субкультуру готов, так как не найдя поддержку и понимание среди сверстников, подростки находят единомышленников и признание в такого рода неформальных группах. Специфика подросткового возраста заключается в том, что идет отрицание устоявшихся норм, которые пытается привить старшее поколение. За счет этого возникает чувство неполноценности. Для его преодоления подростки и вступают в субкультуру .
2.В силу возрастных особенностей идет подражание определенному идеализированному образу: внешнему виду, поведению, манере, разговору и т.д. Субкультура готов не только дает возможность подражать кому-то или чему-то, но и выделиться из толпы, которая представляет собой серую массу.
3.Психологическое насилие со стороны родителей и окружающих, унижение, оскорбление, высмеивание, неспособность близких людей обеспечить необходимую поддержку, внимание, чувство надежной привязанности и любви, которое приводит к частым депрессиям, замыкании, суицидальному поведению, алкоголизму и т.д. Многие отечественные ученые выделяют следующие личностные характеристики, формируемые молодежной контркультурой: формируемый субкультурой тип личности лишен стремления, силы, способности к волевому самоутверждению и самоопределению. Отмечается установка на размытую, аморфную, растекающуюся и хаотичную чувственность. Неприятие всякой упорядоченности, организованности жизни ее суровой необходимости, непреклонности ее внутренних закономерностей, взрывчатый, иррациональный характер поведения, сознательно противопоставляемый последовательности и устремленности, связанности и осмысленности поведения. Все типы поведения характерны только для субкультуры готов.
4. Потребность в смысле жизни. Ощущение бессмысленности присуще многим современным подросткам. Субкультура готов не может дать человеку чувство осмысленности, зато дает ощущение тяготы, опасности, неустроенности, ставя перед ним подросткам массу проблем, которые приходится решать. Это придает некоторую осмысленность жизни. Тяготы, которые ощущаются подростком уже сейчас, воспринимаются им как своеобразный залог, гарантирующий, что в будущем его действия окажутся осмысленности. Тут суть скорее в том, что борьба за свой образ жизни «заменяет» поиски смысла. «Отвоеванная» жизнь автоматически кажется более осмысленной. Дело еще, возможно, и в том, что в субкультуре готов человек находиться по своей воле, осознанно принимает её нормы и ценности. Это его свободный выбор. Действия же и решения, принимаемые независимо, а часто и вопреки диктату старших наполняются действительно большим смыслом для подростка, «его» смыслом.[19]
5.Внушаемость. Его можно рассмотреть с двух сторон:
· со стороны сверстников;
· средств массовой информации и Интернета.
И в первом и во втором случае идет навязывание определенных стереотипов поведения. Это является одной из главных среди рассмотренных психологических причин вовлечения подростков в субкультуру готов, так как в подростковом возрасте идет активное формирование личности человека.
6. Сексуальное влечение.Оно основывается на удовлетворении физических потребностей. В рассматриваемой субкультуре сексуальный вопрос стоит остро. Для готов-подростков нормальным является не ведение ранней половой жизни. Среди готов существует некоторое количество сексуальных девиаций, из которых особое место занимают танатофилия, некрофилия, вампиризм, фетишизм и садомазохизм.
7. Нигилизм ( от лат nihil-ничто) – отрицание общепринятых ценностей и форм общественной жизни. Нигилизм можно интерпретировать как протест изнутри. Происходит бунт, мятеж против устоявшихся в обществе стереотипов, норм и правил поведения.
8. Нонконформизм (от лат noneomformist- несогласие) – несогласие, инновативное приспособление. Нежелание быть «как все» толкает подростков на совершение ряда поступков, в том числе и вступление в субкультуру готов.
По нашему мнению, наибольшее значение среди рассмотренных психологических причин вовлечения в субкультуру готов имеет нонконформизм, так как для людей подросткового возраста бунт и мятеж является не только способом самовыражения, но возможностью выделиться из серой массы, что уже само по себе немаловажно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение я хочу сделать несколько выводов по данной курсовой работе.
Субкультура – это, прежде всего, система норм и ценностей, отличающих группу от большинства людей. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этическое происхождение, религия, социальная группа или место жительства. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой обществом, они обнаруживают лишь некоторым отклонения от неё.
Представителями готической субкультуры являются готы и готессы. Готы – абсолютные индивидуалисты, возрождающие романтику. Их стразу определишь среди толпы по обычной сурово – черной или блестяще – кожаной одежде. Они носят только серебро (как знак призрения к золоту, тупости и бессмысленности пролитой крови). Готика напрямую связана с образом смерти, и даже сам вид готов (бледное лицо круги под глазами) отсылает нас к её образу. Фактическое восприятие смерти как фетиш – одна из характерных особенностей готического мировоззрения и может считаться одним из признаков принадлежности к готам. Подобные особенности восприятия могут проявляться во множестве различных видов – например, в любви к прогулкам по кладбищам, пристрастие к произведениям описывающих смерть (литература, арт, кино). Если анализировать психику готов, то, как правило, это меланхоличные юноши и девушки. Поведение таких молодых людей отличается особой свободой, произвольностью и подчиненностью своим собственным оценкам.
Готы - это представители готической музыкальной субкультуры, зародившейся в конце 80-х годов XX века на волне пост-панка. Они живут, черпая энергию и вдохновение из той музыки, литературы, искусства и философии, которая других просто вводит в депрессию, кажется слишком сложной и мрачной. Фактическое восприятие смерти как фетиш – одна из характерных особенностей готического мировоззрения и может считаться одним из признаков принадлежности к готам.
Последствия готического образа жизни можно условно разделить на две составляющие: социальные и психологические девиации. К социальным девиациям относится употребление алкоголя и суицидальное поведение. Следует отметить, что у готов, злоупотребляющих алкоголем, наблюдается разнообразные расстройства, преимущественно в эмоциональной и волевой сфере.
К психологическим девиациям следует относить деформацию личности готов, которая выражается в отсутствие адекватных представлений о будущем, нарушение эмоциональных отношений в семье и низкий социометрический статус, наличие личностных конфликтов с окружающими, низкий уровень развития самосознания. Мизантропия и депрессии, которые выражаются в ненависть по отношению к людям и постоянно подавленному настроению, что может быт чревато неврозами и психозами.
Сексуальные девиации присущи не для всех представителей данной субкультуры, но приобретают всю большую знаменитость следующие, к ним относятся танатофилия и вампиризм. Танатофилия – это форма фетишизма, связанная с тематикой смерти готы - танатофилы могут представлять при мастурбации свои похороны и скорбь родственников, знакомы и друзей – что нередко является необходимым для получения оргазма. Более развитые танатофилы иногда обставляют какую-либо комнату в виде склепа, с гробом посередине, где занимаются мастурбацией, предаваясь сладкими мыслями о собственной кончине. Вампиризм – сексуальные извращения, сочетание садизма с фетишизмом, когда фетишем является кровь партнера. Элементы вампиризм могут встречаться у готов, наносящих сексуальному партнеру царапины или укусы. Возможно, данные сексуальные девиации в ближайшее время дадут новый толчок в своей популярности в связи с развитием движения готов.
Рассмотрев социальные причины вовлечения в субкультуру готов, можно прийти к выводу, что наиболее значимой является влияние средств массовой информации и Интернета на подростков, так как в последнее время так называемая «третья сила» (СМИ и Интернет), через которую ведется как трансляция, так и интеракция информации, стала активнее развиваться, и теперь уже большинство подростков имеют к ней доступ, что способствует увеличению количества активных участников субкультуры готов.
По моему мнению, наибольшее значение среди рассмотренных психологических причин вовлечения в субкультуру готов имеет нонконформизм, так как для людей подросткового возраста бунт и мятеж является не только способом самовыражения, но возможностью выделиться из серой массы, что уже само по себе немаловажно.
Библиографический список
1. Вся правда о готах [Электронный ресурс] / Что такое готика / http://www.darkgot.ru
2. Готическая мода [Электронный ресурс] /http://www.emod.ru/227.html
3. Готическая символика [Электронный ресурс] / http://www.a-u-m.ru/ezoteric
4. Даркрок [Электронный ресурс] / Даркготик / http://www.darkgot.ru
5. Карманова, А.В. Место образования и самообразования в системе ценностей современных молодежных субкультур [Текст] / А.В.Карманова //Исследовательская и инновационная деятельность учащееся молодежи: проблемы, поиски решения. Труды областной научно- практической конференции молодых ученых Кузбасса / ИУУ СО РАН; отв. Ред. Т.Ю. Дробчик; редкол. Н.А. Жеребцова и др. – Кемерово; ИУУ СО РАН, 2006.-Т.2- С.188-192