Абрамова Г.С. указывает, что существует образ «не – Я», который закрепляется ребенком в дошкольном возрасте и используется для установления отношений с другими людьми.
Галина Сергеевна полагает, - эта дифференциация чувств, которую переживает ребенок по отношению как к своим, так и к чужим взрослым, связана со способностью самовосстановления. То есть, ребенку надо стать психотерапевтом для самого себя, чтобы продолжать свою социализацию в обществе. Этот образ «становится….содержанием психической реальности, структурируя отношения с другими людьми, удерживая содержание «Я – концепции» [ 1 ].
Соседи вносят в жизнь ребенка множество переживаний, которые Абрамова Г.С. называет «обусловленностью любви» [ 1 ]. То есть, «они демонстрируют ребенку ту сторону отношений, которую можно было бы квалифицировать как не - любовь» [ 1 ], проще говоря, - «антипод безусловной родительской любви, принятия, прощения» [ 1 ].
Галина Сергеевна Абрамова отмечает, что выражение амбивалентного поведения к близким людям показывает, что оно опосредуется достаточно содержательной «Я - концепцией» и концепцией другого человека.
Абрамова Г.С. приводит во внимание тот факт, что самый юный возраст самоубийств приходится именно на этот период жизни. Одним из переживаний, толкающих ребенка к самоубийству, является переживание экзистенциальной пустоты, то есть переживание тревоги, ощущения тяжелого дискомфорта о вопросе смысла существования.
Ребенок становится очень чувствителен к правде и шутке.
При возникновении такого вопроса вводит ребенка в мир подтекста, жизненной многозначности. Дети в таком возрасте очень трудно переживают потерю доверия к искренности взрослых. Сомнения в правдивости взрослого вызывает у ребенка сильные переживания, которые в запущенных случаях порождают страх перед другим человеком и недоверие к нему.
Его собственное глобальное нравственное чувство, основанное на переживании себя как человека и других людей как людей, подвергается серьезным испытаниям при общении с взрослыми и сверстниками.
Успех ребенка, отмечает Г.С. Абрамова, тесно связан с признанием его сверстниками, что обусловлено отношения человека к человеку. Симпатию и признание сверстников получают те дети, которые проявляют желание помочь, поддержать другого человека, могут выслушать, умеют радоваться чужим успехам.
Дети же агрессивные, плаксивые и обидчивые не вызывают симпатии сверстников.
Если у ребенка снижается успешность, то сверстники начинают меньше ему подчиняться симпатизировать ему. В другом случае, если у ребенка повышается успешность, то зачастую это приводит его к лидирующей роли и сам он воспринимается как более симпатичный.
Здесь имеет место ложь. Почему дети старшего дошкольного возраста лгут? Абрамова Г.С. предполагает, - потому что умеют создавать эту реальность, знают ее свойства и пробуют обращаться с ними.
Сопоставление этих двух явлений – явления лжи и успешности ребенка в группе сверстников приводит Галина Сергеевну Абрамову к мысли о том, что они позволяют обсуждать проблему прозрачности – плотности границ психологического пространства.
Успех, воплощенный в преобразованиях предмета, ложь о предмете наделяют этот предмет особыми свойствами.
Если в семье несколько детей или дети объединены в группу, то борьба за мою игрушку или место является неотъемлемой частью их жизни.
Мотивы лжи в той или иной степени связаны с предотвращением возможного воздействия на разные модальности психической реальности: чувства, мысли, желания и возможности.
Абрамова Г.С. говорит, что каждый мотив, каким бы он ни был, можно прокомментировать как вариант рефлексии на содержание отношений, как вариант сознания отношений как особой сферы, имеющей свои законы функционирования.
Игра со сверстниками для ребенка старшего дошкольного возраста является своеобразной групповой психотерапией, где он может на какое – то вредя отпустить все страхи, злость и грусть.
Дети этого возраста умеют играть «в войну», но не знают, как играть «в мир» [ 1 ]. Абрамова Г.С. объясняет это тем, что дети просто не знают как это воспроизвести, и дело здесь, отчасти, в том, что игра «в войну» выполняет функцию компенсации напряжения, которое так или иначе существует у ребенка в отношениях с взрослыми из - за демонстрации физического и психологического превосходства их над детьми.
Это очень сильный фактор развития в этом возрасте – не чувствовать на себе давления. Он отмечается и в фактах поведения одаренных детей, которые по разным причинам были лишены общения на равных со сверстниками.
Именно в середине детства для комфортного самочувствия и нормальной уверенности в себе ребенку необходимо общение со сверстником своего пола.
Игра своим содержанием задает жесткие условия, которым надо соответствовать, чтобы быть ее участником.
Особенно активно сверстники избегают контактов с ребенком, который не только не умеет играть, но еще и не умеет сотрудничать, а только мешает играть. Такого ребенка не только будут обходить стороной, но просто выгонят из игры. Не менее активно отвергаются и те дети, которые излишне подвижны, не умеют спокойно вести себя, хотя они могут быть достаточно умелыми и дружелюбными. Такое непризнание получают и слишком медлительные дети, которые не умеют развивать необходимую динамику действий, от таких просто убегают.
«Середина детства – это колыбель неврозов всех видов» [1, 498 с.], то есть таких, которые вызывают остановку развития. Невроз всегда является воспроизведением, который блокирует любую активность, это, возможно, может быть страх. Страх – главная причина неврозов у 5 – 7 детей и возникает как тормоз всех проявлений психической жизни, зачастую на фоне дефицита любви со стороны близких взрослых.
Опасность этого возраста состоит в том, отмечает Г.С. Абрамова, что ребенок еще не знает меры своим силам, как физическим так и умственным, поэтому его воздействие как на себя так и на других может быть чрезмерным, взрослым надо обязательно пресекать агрессию и насилие, проявляемое детьми.
дошкольный возраст общение кризис
1.4 Поведение детей старшего дошкольного возраста как форма отражения отношений с взрослыми в работах И.В. Дубровиной
Дубровина Ирина Владимировна – доктор психологических наук, профессор, академик РАО, возглавляет лабораторию научных основ детской практической психологии Психологического института РАО.
Ряд особенностей поведения является нормальным только для детей определенного возраста. Например, если младенец не умеет пока терпеть и мочит пеленки, то это мало тревожит родителей, но для ребенка 10 лет такие случаи являются патологией.
В вопросах, связанных с половыми различиями в старшем дошкольном возрасте поведение, как мальчиков, так и девочек, совпадает во многом. Это нормально. В тех случаях, когда у мальчика встречается полное соответствие с поведением девочки, считается расстройством половой принадлежности.
Достаточно часто встречаются различные припадки, страхи, и другие отклонения в поведении. Но такие расстройства у детей бывают длительными. Они могут длиться месяцами, или даже годами. Такое сохранение этих состояний встречается редко, но они должны насторожить взрослых.
Временные изменения в поведении и эмоциональном состоянии ребенка, как отмечает И.В. Дубровина, - явление обычное и нормальное. Потому что развитие происходит неравномерно и не плавно, а сменяется то критическими, то сенситивными периодами, я бы сказала, скачкообразно. Однако все эти явления и колебания в одних условиях происходят чаще, чем в других, поэтому важно принимать во внимание обстоятельства жизни ребенка. Например, регрессом в поведении многие дети реагируют на появление младшего брата или сестры, а возрастание тревожности - на перемену детского сада или группы. Сам стресс усиливает имеющиеся у ребенка эмоциональные или поведенческие трудности.
Разграничение нормального и ненормального поведения не может быть абсолютным. Поведение должно оцениваться с точки зрения норм его непосредственной социокультурной среды. Различия в культуре в обществе серьезно влияют на вариации нормального поведения.
Отдельные реакции встречаются намного чаще, чем целый их ряд одновременно. Особого внимания требует ребенок с множественными эмоциональными и поведенческими расстройствами, в особенности, если они одновременно касаются разных сторон его психической жизни.
Одни симптомы можно объяснить плохим воспитанием ребенка, другие – психическим расстройством. Например, грызение ногтей может встречаться как у нормально развивающихся детей, так и у детей с психическими расстройствами (к примеру, невроз). Обычно плохие взаимоотношения со сверстниками чаще связаны именно с психическим расстройством и поэтому требует более пристального внимания.
Умеренные, редко возникающие симптому нарушения поведения для детей более обычны, чем часто повторяющиеся расстройства. Необходимо проследить как часто и насколько длительно они проявляются.
Анализируя детское поведение, следует сравнивать его проявления не только с теми чертами, которые характерны для детей вообще, но и с теми, которые являются обычными для данного ребенка. Следует относиться внимательно к изменениям в поведении ребенка, которые трудно объяснить законами нормального развития и созревания.
Принято считать, что симптом, проявление которого не зависит от какой бы, то ни было ситуации, отражает более серьезное расстройство, чем симптом, возникающий только в определенной обстановке.
Таким образом, решая вопрос об отклонении поведения ребенка от нормы, следует принимать во внимание комбинацию всех вышеназванных критериев.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся трудности в поведении и развитии детей дошкольного возраста. Среди них можно выделить нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность), отставание в развитии и различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи). Подчеркнем еще раз, что работа с детьми, имеющими те или иные неврологические отклонения, не входит в компетенцию практического психолога, ибо требует специальных профессиональных знаний в области медицины и детской психиатрии. Однако психолог должен уметь дифференцировать подобные случаи, для того чтобы своевременно направить ребенка к психоневрологу.