Итак, интеллектуальное поведение, которое свойственно высшим млекопитающим и достигает особенно высокого развития у человекообразных обезьян, представляет из себя ту верхнюю границу развития психики, за которой завязывается история формирования психики уже совершенно прочего, нового типа, характерной только лишь человеку, - история развития человеческого сознания. Предысторию человеческого сознания составляет, как мы проследили, продолжительный и сложный процесс развития психики животных. Если окинуть целостным взглядом этот путь, то четко определяются его основные стадии и управляющие им закономерности. Развитие психики животных связано с процессом их биологической эволюции и подчинено общим законам этого процесса. Каждая новая ступень психического развития в своей основе вызвана переходом к новым внешним условиям существования животных и новым шагом в усложнении их физической организации.
Более сложным является вопрос о сравнении проявления эмоций у животных и человека. Трудность его решения состоит в том, что первичные эмоции, существующие у человека и животных, носят врожденный характер. Оба вида живых существ, по-видимому, их одинаково чувствуют, однообразно ведут себя в соответствующих эмоциогенных ситуациях. У высших животных и человека имеется много общего и во внешних способах выражения эмоций. У них же можно наблюдать что-то подобное настроениям человека, его аффектам и стрессам.
Вот один довольно комичный пример. Демонстрация оскала - широчайше распространенная у позвоночных инстинктивная программа. Ее цель - предотвратить при встрече с кем-либо, что вы вооружены и готовы за себя постоять. Приматы пользуются ею при контактах очень широко. Человек в свою очередь скалит зубы при сильном страхе или гневе. Оказаться адресатом такой демонстрации неприятно и совсем не хочется.
Вместе с тем у человека есть высшие нравственные чувства, которых нет у животных. Они, в отличие от "тривиальных" эмоций, воспитываются и изменяются под влиянием социальных условий.
Много усилий и времени ученые затратили на то, чтобы разобраться в вопросе об единстве и разнице в мотивации поведения людей и животных. У тех и других, вне сомнения, есть немало общих, чисто органических потребностей, и в этом отношении трудно найти даже слегка заметные мотивационные различия между животным и человеком.
Есть также ряд потребностей, в отношении которых вопрос о принципиальных различиях между человеком и животными представляется однозначно и определенно нерешаемым, т.е. спорным. Это - потребности в общении (контактах c себе подобными и другими живыми существами), агрессивности, преобладании (мотив власти), альтруизме. Их элементарные признаки можно отмечать у животных, и окончательно до сего времени неизвестно, передаются они человеку по наследству или приобретаются им в результате социализации.
У человека имеются и специфические социальные потребности, близкие аналоги которых нельзя обнаружить ни у одного из животных. Это - духовные потребности, потребности, имеющие нравственно-ценностную основу, творческие потребности, потребность в самосовершенствовании, эстетические и ряд других потребностей.
Итак, мы рассмотрели психику человека и высших млекопитающих, что позволило выделить нам существенные точки для их сравнения:
мотивация к деятельности
приобретение "опыта" одним из двух возможных путей
основные виды ощущений
мышлении
проявление эмоций
специфические потребности.
У нас получились достаточно однозначные результаты, которые демонстрирую сходства и различия психических явлений двух, рассматриваемых нами видов.
В заключение, хотелось бы обозначить важный аспект: как бы далеко не зашли наши достижения в области экономики, физики, медицины и т.д. нельзя не учитывать природное начало человечества. Оно сосуществует и даже порой конкурирует с природным. И только если рассматривать их воедино, можно достичь высоких результатов в понимании поведения человеческого поведения.
1. Выготский Л.С. Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.:Педагогика-Пресс, 1993.
2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. // Л.С.Выготский. Собр. соч. В 6 т. М., 1983, Т 3.
3. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания. // “Вопросы языкознания “, №1, 1995 г.
4. Лакан Ж. Стадия зеркала как образующая функцию Я, какой она раскрылась нам в психоаналитическом опыте// Кабинет: картины мира. Вып.1. Ст.-Петербург : Инапресс, 1998. с. 136-142.
5. Жане П. Эволюция памяти и понятия времени // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. М., 1979.
6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.,1981.
7. Фабри. Учебная литература.