Получить полную информацию о целях и методах секты невозможно, так как выдается лишь существенно урезанная и переработанная часть. Профессионально организованное манипулирование в процессе вербовки тщательно маскируется, что исключает осознанное согласие.
Обычно лидеры сект выдают себя за наследников пророков и искренне убеждены в том, что восстанавливают связь с основами данной религии для того, чтобы ее возродить. Перед членами секты ее лидер предстает как посланник Бога.
С одной стороны, руководитель секты организует подкрепление ощущения избранности, а с другой – унификации. Для достижения радостного чувства избранности используют регулирование доступа в группу, полупроницаемость ее границ для потенциальных членов. Это повышает значимость членства в секте.
Со временем неофит, особенно мечтающий о великих целях, столкнется в секте с требованием слепой веры и полного повиновения, которые имеют своими неизбежными последствиями нетерпимость к инакомыслию.
Человек, примкнувший к секте, рвет все связи и приобретает качества, требуемые в группе: забвение своих интересов, утрату общепринятых базовых ценностей и близких людей. Взамен ему дано испытать гордое сознание собственной уникальности и страстную преданность вере данной секты. Он убежден, что как член этой группы не обязан думать и действовать подобно другим.
Для формирования полезных для секты изменений психики и форм поведения у своих членов их заставляют выполнить ряд требований[2].
Одним из них выступает требование совместного проживания. Это требование является существеннейшим фактором перестройки внутреннего мира, поскольку новая группа должна полностью вытеснить и заменить семью. При совместном проживании секта имеет круглосуточный контроль над поведением. Организуется тотальное взаимное наблюдение и сбор информации о поступках. Поскольку секта требует жесткого распорядка дня, то новички зачастую вынуждены бросить прежние занятия (работа, учеба и т.п.). Жесткий распорядок и насыщенная регламентация во всем (на фоне переутомления и недосыпания) существенно повышают пластичность психики, ее податливость новым формам мировосприятия. Нередко, вступив в подобную группу, человек теряет такие права, как право самому найти себе спутника жизни и т.д.
С целью ускорения трансформации психических свойств новичка, нередко при инициации в члены секты вступающему дают новое имя. Это хорошо известный прием, так как личное имя выступает как символ социальной индивидуальности. Новое имя ассоциируется с внутренними переменами в самообладании и самоуважении, внесенными вместе с новым именем. Лишение человека имени, данного родителями, свидетельствует о том, что человек выводится из нормальной сферы жизни, а наделение его новым именем знаменует совершенно иной статус и иные обязательства. Другое имя предполагает попросту иную личность, обладающую не только иными качествами, но даже новыми взглядами на свою прошлую жизнь. Здесь срабатывает один из механизмов психологической защиты - изоляция, когда при расщеплении качества "иной" личности не корректируются другой частью той же личности. Новое имя существенно облегчает нагружение посвящаемого новыми обязательствами, как следует вести себя в секте.
Когда человек получает новое имя, новую семью, новую одежду и даже прическу, все это помогает ему поддерживать в себе ощущение нового человека с иным мировосприятием. Ограниченность общения в основном членами секты прямым путем ведет к прогрессивной деградации мыслительной деятельности.
психологический религиозная секта импульсивность
Во многих странах основой для классификации сект является не само конкретное вероучение, а способы воздействия на человека. Среди основных целей тоталитарной секты - организация такой ситуации, в которой неэффективны выработанные ранее защитные механизмы психики, то есть создание обстановки повышающей предрасположенность к внушению, облегчающей контроль за мышлением. И то, и другое ведет за собой общую деградацию чувств и интеллекта[2].
Контроль над временем и поведением ведет к "вынужденной беспомощности", поскольку постоянно отслеживается, где и с кем "новообращенный" живет, от кого находится в различной зависимости. Вводится правило, что для каждого существенного поступка необходимо спросить разрешение. Вырабатывается психология "пешки", неизбежно ведущая к дрессуре беспомощности.
Человек, обращаясь к другим духовным убеждениям, расшатывает основания своих базовых представлений тем быстрее, чем активнее ему помогают в разрушении исходных ценностей и построении на их месте новых, удобных для секты.
Нередко в секте практикуется использование "специального" языка.
Основным же механизмом психического воздействия на новичков является внушение. Оно предполагает бесконфликтное приятие некой информации; в его ходе частично снижается уровень сознательного анализа и критичности. Эффективность такой формы заключается в том, что каждое слово внушающего находит безусловно благожелательный отклик в его чувствах и впечатлениях, и доверие к внушению возрастает. Функция активного контроля сознания, обычно направленная на проверку внушения на соответствие его реальным свойствам окружающей среды, становится как бы излишней, избыточной. Потребность в проверке постепенно ослабевает до степени бессознательного отождествления информации, поступающей от внушающего, с восприятием окружающего мира. Внушение также может проходить в специальной обстановке с применением особых гипнотических техник.
У разных людей внушаемость существенно различается. Есть люди, повышенно внушаемые, и эта их особенность активно используется. К личностным факторам, повышающим внушаемость, относятся такие психические особенности личности, как неуверенность в себе, чувство собственной неполноценности, покорность, стеснительность, робость, доверчивость, тревожность, повышенная эмоциональная впечатлительность, слабость логического мышления, ориентация на внешнее управление. Кроме этих психических особенностей на внушаемость, ведущую к принудительной (подсознательной) модификации поведения, влияют и специальные условия воздействия: боль, одиночество, интенсивный цвет, несинхронная речь, повторение стереотипных вопросов.
Внушаемость повышается и у уравновешенных образованных людей в экстремальных ситуациях (собственная болезнь, смерть близких и т.п.).
Сенсорная изоляция, вызванная разрывом отношений с близкими, знакомыми, отключением от средств массовой информации, приводит к депривации (обеднению нормальной информационной среды), а это, в свою очередь, формирует чувственный и эмоциональный голод, обусловливая апатию и заторможенность, которые периодически сменяются эйфорией. На этом неустойчивом эмоциональном фоне, в прямой зависимости от уровня эмоционального возбуждения, наблюдаются нарушения памяти, а на базе частичной памяти отмечается формирование специфической узости мышления.
Ритм и музыка глубинно влияют на психику. Меняя характер музыки, можно направлять психологические процессы. Воздействие музыки может быть как положительным, так и отрицательным - возбуждающим, приближающимся к наркотическому эффекту. Еще Платон в своем "Государстве" предостерегал: "Нужно избегать введения нового рода музыки – это подвергает опасности все государство, так как изменение музыкального стиля всегда сопровождается влиянием на важнейшие политические области". Этой же позиции придерживался и Аристотель, который отмечал: "Только музыка имеет силу формировать характер. При помощи музыки можно научить себя развивать правильные чувства".
Тоталитарные секты – явление, с которым, безусловно, нужно бороться. Особенно подвержены его влиянию молодые люди в переходный возраст. Их подталкивает в секты существенный дефицит либо в психическом, либо в физическом здоровье, мешающий им обрести социальное признание, отсутствие тепла человеческого общения, или условий, позволяющих надеяться на выполнение утопических идеалов. Возникшее напряжение, глубинный конфликт провоцирует включение психологической защиты, помогающей им изменить свое прежнее поведение, принять новое и не замечать социальных опасностей, связанных с приобщением к секте.
В секте происходит радикальное преобразование личности. Все ее приемы направлены на то, чтобы человек стал удобным, послушным, контролируемым, то есть полезным для секты.
Ни одна мировая религия не разрушает психику так глубоко, как тоталитарная секта.
1. Грановская Р.М. Психология веры. Спб.: Речь, 2004.
2. Скородумов А. А. Сектанство как социальное явление. Спб., 1995.
3. Олпорт Г. Личность в психологии: Теории личности. Спб.: Ювента, 1998
4. Угринович Д. М. Введение в религиоведение. М.: Мысль, 1985
5. www.koob.ru