– смысложизненную систему, которая объясняет ценности человеческой жизни, определяет цели бытия, ценности свободы, правды, красоты, т.е. общечеловеческие ценности;
– витальную систему – это ценности сохранения и поддержания повседневной жизни, здоровья, безопасности, комфорта;
– интеракционистскую систему, т.е. ценности и суждения важные в межличностном и групповом общении;
– социализационную систему – ценности, которые определяют процесс формирования личности: социально одобряемые и наоборот [8].
По классификации С. Шварца ценности сами по себе разделяются на два класса: терминальные, представляющие собой критерии выбора цели и способов ее достижения, и инструментальные - критерии, стандарты оценки модуса поведения. Таким образом, для С. Шварца ценности - не свойства, присущие объекту, а именно критерии, по которым человек действует, оценивает свои действия и строит свое отношение к миру.
Ценности включают пять необходимых черт: - они всегда есть представления или верования; - знания о состояниях, которых желательно достичь; - следы специфических ситуаций; - содержат возможность селекции каких-то событий в жизни человека или в эволюции его поведения; - имеют некоторую степень важности.
Выделение этих характерных черт-ценностей весьма продуктивно для понимания их роли в социальном познании: во-первых, потому что сами ценности трактованы как когнитивные элементы, а во-вторых, потому что обозначен механизм их воздействия на сам процесс познания.
Согласно концепции М. Рокича, ценность есть устойчивое убеждение, что определенный способ поведения или существования есть индивидуально или социально предпочтительный перед, или наряду с каким-либо иным способом поведения или существования в аналогичной ситуации. Выделяя три типа убеждений: экзистенциальные, оценочные и прогностические, Рокич относит ценности к последнему, третьему типу, позволяющему ориентироваться в желательности-нежелательности способа поведения (инструментальные ценности) и существования (терминальные ценности) [5].
Таким образом, М. Рокич проводит более общее разделение ценностей на основе традиционного противопоставления ценностей-целей и ценностей-средств. Соответственно, он выделяет два класса ценностей:
- терминальные ценности — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться;
- инструментальные ценности — убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. Терминальные ценности носят более устойчивый характер, чем инструментальные, причем для них характерна меньшая межиндивидуальная вариативность [26].
Исследователи терминальных ценностей разбивают их на два большие класса в зависимости от того, направлены ли они на социум, интерперсонально сфокусированные или на индивида, интраперсональные. Соотношение этих ценностей у каждого человека индивидуально и очень вариативно. У кого-то преобладают интерперсональные ценности, у кого-то наоборот. Это соотношение в значительной степени определяет поведение и позицию человека. Рассмотрение различных уровней осознанности ценностных ориентаций ведется в отечественной литературе давно, такие авторы, как Тугаринов [31] различают ценности-цели и ценности-средства, что перекликается с делением ценностей на терминальные и операциональные [5].
Так, Рубинштейн С.Л., Узнадзе Д.Н., Леонтьев А.Н. не сводят ценностно-смысловую сферу только к знаемому. Во-первых, это уровень обыденного, нерефлексирующего сознания, когда индивид верует в непреложные требования, истинность которых при выполнении под сомнение не ставится. Эти психические феномены лежат глубже знаний и мышления, выступая как первоначальный и более сильный факт, и характеризуются убежденностью, верой в свою правоту. Второй уровень достигается, в случае осознания, рефлексии субъектом этих глубинных образований, “решения им задачи на смысл” [14]. Возможна ситуация, когда субъект сначала получает информацию о той или иной ценностной концепции, чаще всего через посредство референтных малых групп; осмысливает ее, практически осваивает, а потом личностно принимает, включает в личностно-смысловую структуру или отвергает. Это движение в обратном направлении. Мышление человека – это многоуровневая психическая активность, однако во всех случаях необходима какая-то первичная смысловая установка на принятие той или иной ценностной системы, предлагаемой обществом ” [31].
Среди немногих исследований, направленных на экспериментальное выделение типов ценностных систем личности на основе целостной иерархии ценностных ориентации, можно выделить работу С. С. Бубновой [31]. На основе концепции М. Рокича она предлагает трехуровневую иерархическую модель системы ценностных ориентации:
- ценности-идеалы, являющиеся наиболее общими, абстрактными (духовные и социальные);
- ценности-свойства, закрепляющиеся в жизнедеятельности и проявляющиеся как свойства личности;
- ценности-способы поведения, наиболее характерные средства реализации и закрепления ценностей-свойств [31].
Как отмечает Д.А. Леонтьев, индивидуальная иерархия ценностных ориентации, как правило, представляет собой последовательность достаточно хорошо разграничиваемых «блоков». Он приводит возможные группировки ценностей, объединенные в блоки по различным основаниям и представляющие собой своего рода полярные ценностные системы [14].В частности, среди терминальных ценностей противопоставляются:
1). Конкретные жизненные ценности — абстрактные ценности.
2). Ценности профессиональной самореализации— ценности личной жизни.
3). Индивидуальные ценности — ценности межличностных отношений.
4). Активные ценности— пассивные ценности.
Среди инструментальных ценностей Д.А. Леонтьев выделяет следующие дихотомии:
1). Этические ценности — ценности профессиональной самореализации.
2). Индивидуалистические ценности — конформистские ценности — альтруистические ценности.
3). Ценности самоутверждения — ценности принятия других.
4).Интеллектуальные ценности — ценности непосредственно-эмоционального мироощущения [5].
Таким образом, формирование ценностных ориентаций как внутренних детерминант деятельности связано с формированием системы значений. В основе ценностных ориентаций лежат обобщенные ценностные представления, в которых отражается социальный и индивидуальный опыт человека, его многообразные связи с наиболее значимыми сторонами действительности.
Также необходимо обозначить функции ценностных ориентаций. Ценностные ориентации имеют смыслообразующую и регуляционную функции. Успешная реализация регуляционной функции предполагает формирование полноценной мотивационной структуры, включающей актуальное переживание на относительно высоком уровне значимости: 1) желательного уровня жизнедеятельности и соответствующих позитивных последствий; 2) нежелательного уровня жизнедеятельности и соответствующих негативных последствий; 3) деятельностной готовности, включая мобилизацию функционального потенциала и готовность к необходимым затратам (временным, функциональным, материальным). В целостной структуре функционирования ценностных ориентаций складываются: зона совпадения эмоционально переживаемых и практически реализуемых ценностных установок и зона их расхождения.
Таким образом, проблема структуры и функций ценностных ориентаций личности в философско-социологическом и психологическом аспектах активно разрабатывается в современной отечественной и зарубежной науке, и перспективы их конструктивной разработки связаны с решением ряда философско-методологических и практических проблем детерминации человеческого поведения.
1.3 Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций подростков
Жизненные ценности в настоящее время складываются в основном стихийно, под влиянием самых различных факторов. Роль ценностного влияния на их формирование минимальна. Существуют разные точки зрения на соответствие целей воспитания жизненным ориентациям (установкам). Например, есть мнение, что желательным является соответствия целей воспитания реально функционирующей в обществе системе ценностей. Воспитание человека в их духе и есть правильное решение проблемы. Возможно, такая ситуация и устроила бы, если бы формирующиеся стихийно жизненные ценности благотворно влияли на гармоничное развитие подростков, и на общественный прогресс в целом. Но, к сожалению, такой картины пока не наблюдается.
Наиболее интересным с точки зрения формирования системы ценностных ориентаций личности является подростковый возраст. Особое значение его для формирования ценностной структуры определяется характерной для этого периода специфической ситуацией развития.
Сказанное ранее дает основание полагать, что ценностные ориентации, усваиваемые в процессе развития зависят от того, в какую деятельности включена личность. В данном случае мы исходим из возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, который понимает психологическое развитие как смену этапов овладения предметной деятельностью и деятельностью общения [25].
В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей. Чаще всего это период перехода от детства к взрослости и связанная с ним необходимость самоопределения и выбора жизненного пути после окончания школы осложняется тем, что и для старшеклассников остается актуальным проблема формирования самосознания (центрального новообразования подросткового возраста) [4].