Третий фактор, который объясняет 7,07 % дисперсии, включает такие элементы как: 5 (т.к. считает себя взрослым), корреляция с фактором - 0,921; 13 (т.к. стремиться к пониманию со стороны окружающих), корреляция с фактором - 0,551.
Структуру фактора составляют объекты исторического и телеологического вида, что предполагает восприятие ситуации в диахроническом аспекте. Наибольшую перцептуальную силу имеет признак телеологической причинности, который обозначает одно из центральных новообразований подросткового возраста – чувство взрослости. Объект, обозначающий телеологический вид причинности выражает стремление быть понятым и принятым окружающими. Употребление алкоголя, таким образом, выступает как приобретение значимого для компании сверстников атрибута взрослости. Исходя из этого, данный фактор можно обозначить как «маленький взрослый».
Четвёртый фактор, который объясняет 6,19 % дисперсии, включает такие элементы как: 9 (т.к. хочет получить удовольствие), корреляция с фактором - 0,838; 12 (т.к. хочет быть лучше других), корреляция с фактором - 0,545; 4 (это из-за плохого влияния со стороны компании), корреляция с фактором - 0,424.
Структуру фактора составляют объекты телеологического и исторического вида, что предполагает восприятие ситуации в диахроническом аспекте. Большую представленность и перцептуальную силу имеют признаки телеологической причинности, что позволяет предположить фиксацию тенденции к эгоизму, реализующуюся за пределами компании, с которой идентифицирует себя подросток. Содержательный анализ данного фактора позволяет обозначить его как «эгоист»
Пятый фактор, который объясняет 4,89 % дисперсии, включает такие элементы как: 6 (потому что лениться заниматься чем либо другим), корреляция с фактором - 0,799.
Наибольшую перцептуальную силу в факторе имеет признак исторического вида, что предполагает восприятие ситуации в диахроническом аспекте. В данном случае, лень, как черта характера, определяющая избрание жизненного пути с меньшим сопротивлением, может выступать как универсальная для всех возрастов причина употребления алкоголя. Таким образом, содержательный анализ фактора позволяет обозначить его как «слабохарактерность».
Таким образом, в результате обработки и интерпретации результатов сортировки в общей группе наибольший процент дисперсии выражает фактор, обозначенный нами как «типичные причины». Объединение в данном факторе исторического и телеологического видов причинности определяет, восприятие ситуации в диахроническом аспекте, т.е. рассмотрение её, в целом, как причинно обусловленной, без акцента на содержании конкретной причины. Подобный акцент в восприятии, даёт основу для ретроспективной рефлексии ситуации, выражающей ориентировку субъекта в данной ситуации.
Мы исходим из общего положения, сформулированного В.А. Петровским, о том, что особенностью человеческого существования является нетипичность, новизна обстоятельств деятельности, подобные условия побуждают активность, направленную на ориентировку в данной системе условий. На наш взгляд, подобная ориентировка осуществляется посредством возможности причинной категоризации поступающей информации. На основе подобной категоризации происходит ориентировка субъекта в ситуации, что выражается в принятии им решений и действиях адекватных ситуации. Иными словами, принятые на основе подобной ориентировки решения должны приводить, как пишет В.А. Петровский, «к жизненно значимому эффекту», [41, с.69].
Следует отметить, что в первом (ведущем) факторе, в целом, не происходит разделения исторического и телеологического типа причинности оба эти типа, составляют единство, определяющее восприятие ситуации в диахроническом аспекте.
Факторы, «основные причины», «маленький взрослый», «эгоист», «слабохарактерность» объясняют в три раза меньшие проценты дисперсии, по сравнению с ведущим фактором и реализуют диахронический аспект в восприятии ситуации. Фактор «слабохарактерность» реализует в чистом виде интерпретацию поведения на основании исторического вида причинности.
Особенностью полученных результатов выступает отсутствие объектов, означающих синхронический вид причинности. Отсутствие в объяснении поведения причин синхронического вида может свидетельствовать о тенденции к определению и локализации причин во времени (прошлое – исторический вид, будущее - телеологический) относительно события у большинства респондентов.
Таким образом, реконструкция субъективных семантических пространств характеризующих исторический, телеологический и синхронический виды причинности в общей группе, позволяет сделать вывод о том, что наиболее рельефно в сознании старшеклассников представлены исторический и телеологический виды причинности. Существенной особенностью является то, что данные виды причинности представленные в сознании старшеклассников в своём единстве образуют диахронический аспект в восприятии ситуации, составляющий, на наш взгляд, основу для ретроспективной рефлексии.
Факторный анализ матриц показателей полученных, в ходе сортировки в группе с низкой дифференцированностью репрезентации причинности выделил (Приложение № 6.2):
Первый фактор, который объясняет 34,75 % дисперсии, включает такие элементы как: 10 (чтобы приобрести новых друзей), корреляция с фактором - 0,878; 2 (потому что у него неприятности в жизни), корреляция с фактором - 0,669; 14 (чтобы в семье обратили на него внимание), корреляция с фактором - 0,637; 3 (т.к. поссорился с родителями), корреляция с фактором - 0,559; 1 (потому что он испытывал сильное эмоциональное напряжение), корреляция с фактором - 0,529; 11 (т.к. желает уйти от возникших проблем), корреляция с фактором - 0,407; 4 (это из-за плохого влияния со стороны компании), корреляция с фактором - 0,353.
Структуру фактора составляют объекты телеологического и исторического вида причинности, что предполагает восприятие ситуации в диахроническом аспекте. Содержательный анализ фактора позволяет сделать вывод, об идентичном первому фактору общей группы способе объяснения ситуации. Но в отличие от фактора «типичные причины» общей группы, в данном факторе акцентируется проблемы общения подростка с окружающими. Наличие в факторе наиболее вероятных причин поведения, характеризующих трудности общения, позволяет обозначить его как «типичные трудности общения».
Второй фактор, который объясняет 7,36 % дисперсии, включает такие элементы как: 8 (он стремиться уйти от реальности), корреляция с фактором - 0,720; 13 (т.к. стремиться к пониманию со стороны окружающих), корреляция с фактором - 0,678; 4 (это из-за плохого влияния со стороны компании), корреляция с фактором - 0,590; 11 (т.к. желает уйти от возникших проблем), корреляция с фактором - 0,479; 1 (потому что он испытывал сильное эмоциональное напряжение), корреляция с фактором - 0,377; 3 (т.к. поссорился с родителями), корреляция с фактором - 0,341.
Структуру фактора составляют объекты телеологического и исторического вида причинности, что предполагает восприятие ситуации в диахроническом аспекте. Данный фактор определяет причины поведения, возможно, связанные с трудностями общения подростка с окружающими и, в частности взрослыми, в результате чего подросток может испытывать психологический дискомфорт. Идентификация с группой в данном случае, способствует снижению данного дискомфорта. Содержательный анализ фактора позволяет обозначить его как «не понятый взрослыми».
Третий фактор, который объясняет 6,67 % дисперсии, включает такие элементы как: 6 (потому что лениться заниматься чем либо другим), корреляция с фактором - 0,649; 14 (чтобы в семье обратили на него внимание), корреляция с фактором - 0,433.
Структуру фактора составляют объекты телеологического и исторического вида причинности, что предполагает восприятие ситуации в диахроническом аспекте. Отсутствие возможности проявить себя в какой - либо сфере и тенденция быть значимым могут обуславливать употребление алкоголя для демонстрации своей значимости. Т.о., содержательный анализ фактора позволяет обозначить его как «демонстративное поведение».
Четвёртый фактор, который объясняет 6,32 % дисперсии, включает такие элементы как: 15 (т.к. ему скучно учиться), корреляция с фактором - 0,923; 13 (т.к. стремиться к пониманию со стороны окружающих), корреляция с фактором - 0,516; 1 (потому что он испытывал сильное эмоциональное напряжение), корреляция с фактором - 0,263; 3 (т.к. поссорился с родителями), корреляция с фактором - 0,253; 11 (т.к. желает уйти от возникших проблем), корреляция с фактором - 0,143.
Структуру фактора составляют объекты синхронического, телеологического и исторического вида, наибольшую перцептуальную силу имеет признак синхронического вида, означающий не определённость причин снижения интереса к учёбе. Снижение интереса к учёбе может вызывать негативный отклик со стороны взрослых, родителей. Т.о., противоречие между желанием быть значимым для окружающих вступает в противоречие с выполнением необходимой для этого деятельности – учёбы в школе. Содержательный анализ фактора позволяет обозначить его как «плохой ученик»
Пятый фактор, который объясняет 5,84 % дисперсии, включает такие элементы как: 9 (т.к. хочет получить удовольствие), корреляция с фактором - 0,954; 19 (т.к. никогда не делал этого раньше), корреляция с фактором - 0,310.
Структуру фактора составляют объекты телеологического и синхронического вида причинности, совокупность которых с одной стороны фиксирует тенденцию к риску (В.А. Петровский, 1996), с другой стороны, объяснение данной тенденции стремлением получить выгоду. Подобное соотношение исторического и синхронического видов причинности при объяснении поведения отражает способ объяснения активно неадаптивных тенденций в поведении человека (В.А. Петровский, 1996). Так процесс развития личности, реализующей активно неадаптивное поведение, по сути являющееся не обусловленным предшествующими или будущими событиями, объясняется при помощи постулата сообразности, диктующим «изначальную обусловленность всех психических процессов» [41, с.13]. Действия, не укладывающиеся в рамки данного постулата, выступают как вредные, ошибочные и «трактуются как отклонения от нормы» (там же с.16). Содержательный анализ данного фактора позволяет обозначить его как «глупый поступок».