- Метод субъективного шкалирования – перед испытуемым ставится задача оценить сходство значений с помощью некоторой градуальной шкалы. На основе полученных данных, при помощи процедуры многомерного шкалирования рконструируется двухмерное семантическое пространство «удовлетворительно описывающее исходные матрицы данных» [37, с.52].
- Метод семантического дифференциала – позволяет определять конатативное значение – состояния, которые следуют за восприятием символа раздражителя и необходимо предшествуют осмысленным опрерациям с символами. В данном методе измеряемые объекты оцениваются испытуемым по ряду биполярных градуальных шкал, полюса которых заданы с помощью вербальных антонимов или графических изображений (невербальный семантический дифференциал). Оценки понятий по отдельным шкалам коррелируют друг с другом, что позволяет с помощью факторного анализа сгруппировать их в факторы.
- Метод классификации («сортировки») – основан на положении о том, что формы классификации материала «соответствуют внутренним семантическим связям этого материала, структура последних может быть выражена в процедуре классификации» [37, с.49]. Испытуемым предлагается классифицировать материал в произвольное количество групп, в которые может входить произвольное количество объектов. Результаты классификации суммируются в матрицу, где мерой семантического сходства пары объектов является отнесение их в одну группу. Матрицы сходства подвергаются кластерному анализу, на основе полученных факторов - определителей реконструируется семантическое пространство.
На современном этапе развития психосемантикой накоплен обширный материал исследований сознания в различных сферах психологии. Так в работах В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелёва [31], В.Ф. Петренко, Е.И. Прониной [36], В.Ф. Петренко, Л.А. Алиевой, С.А. Шеин [32], Н.А. Русиной [43], В.С. Собкина, А.Г. Шмелёва [52], проблема сознания анализируется в сфере исследования перцептивных и социально перцептивных процессов; работы М.М. Абдулаевой [1], Е.Ю. Артемьевой, Ю.Г. Вяткина [5], Ю.А. Борисова, И.А. Кудрявцева [9], В.Ф. Петренко [35] посвящены изучению сознания в сфере психологии профессии; работы, выполненные В.Ф. Петренко [34], [37], А.Е. Войскунским [12], посвящены исследованиям сознания в сфере психологии мотивации; работы В.Ф. Петренко, К.А. Бердикова, О.В. Митиной в сфере политической психологии [38], [39]. Несмотря на богатый материал, накопленный психосемантикой в сфере исследования категориальных структур сознания, исследования генезиса и функционирования этих структур на различных стадиях онтогенеза и в частности в старшем школьном возрасте, практически не представлены в психологической науке. Между тем, исследования, посвящённые этому вопросу, свидетельствуют о наличии тенденции изменения семантических пространств в онтогенезе и взаимосвязи этих изменений с особенностями данного возраста [42]. Анализ особенностей старшего школьного возраста, изменений, происходящих в сознании старшеклассника, посредством психосемантики является эффективным методом изучения трудностей данного возраста, связанных с вхождением подростка во взрослую жизнь.
2.4 Возрастные особенности развития сознания
Развитие сознания является важной составляющей в ходе психического развития, так как ребёнок, по мнению А.Н. Леонтьева, не только фактически изменяет свое место в системе общественных отношений, но и осознаёт, осмысливает их. Развитие сознания на разных возрастных этапах выражается в изменении мотивации деятельности индивида. Прежние мотивы теряют побудительную силу, рождаются новые – периводящие к переосмыслению прежней деятельности. Развитие сознания происходит в контексте смены ведущей деятельности, в результате чего начинается новая стадия психического развития. В данной работе будут рассмотрены особенности сознания в старшем школьном или юношеском возрасте.
Старший школьный или юношеский возраст (от 14—15 до 18 лет). Представляет собой, как отмечает И.С. Кон, «в буквальном смысле слова «третий мир», существующий между детством и взрослостью»; биологически — это период завершения физического созревания, «однако на его долю выпадает задача многочисленных «доделок» и устранение диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания» [18, с.41]. К концу этого периода основные процессы биологического созревания, в большинстве случаев, завершены, так что дальнейшее физическое развитие рассматривается как принадлежащее к циклу взрослости.
Переход от детства к взрослости, по мнению И.С. Кона, предполагает не только физическое созревание, но также приобщение к культуре, овладение определенной системой знаний, норм и навыков, благодаря которым «индивид может трудиться, выполнять общественные функции и нести вытекающую отсюда социальную ответственность» [18, с.5]. Данный переход характеризуется расширением сферы жизнедеятельности старшего подростка, деятельность и ролевая структура личности на этом этапе уже приобретают ряд новых, взрослых качеств, связанных, как отмечает И.С. Кон, с увеличением числа и расширением диапазона фактически доступных или нормативно обязательных для индивида данного возраста социальных ролей. Поэтому социальное положение юношества неоднородно, а социальное созревание, требует рассмотрения как многомерный процесс, имеющий множество критериев. Главными из них выступают - завершение образования, приобретение стабильной профессии, начало трудовой деятельности, материальная независимость от родителей, политическое и гражданское совершеннолетие, служба в армии (для мужчин), вступление в брак, рождение первого ребенка.
За этим количественным изменением жизненного пространства стоят также качественные сдвиги, поскольку «в процессе развития, - пишет И.С. Кон, - существенно меняется субъективная значимость и соотношение разных ролей и связанных с ними отношений» [18, с.41], при этом «жизненные пути еще более дифференцируются со всеми вытекающими отсюда социально-психологическими последствиями» (там же, с.42).
Промежуточность общественного положения и статуса определяет особенности психики старшего школьника.
Ведущими видами деятельности в этот период выступают:
1) Общение в системе общественно полезной деятельности, в которой старшие подростки «овладевают способностью строить общение в зависимости от различных задач и требований жизни, способностью ориентироваться в личных особенностях и качествах других людей, способностью сознательно подчиняться нормам, принятым в коллективе» [18, с.6].
2) Учебно-профессиональная деятельность, благодаря которой у старшеклассников формируются «определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание» (там же).
Развитие мотивационной сферы личности в этот период заключается в определении старшеклассником своего места в жизни и внутренней позиции, формировании мировоззрения и его влиянии на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание. Иными словами в юношеском возрасте стоитзадача социального и личностного самоопределения, выраженного, как отмечает Т.В. Снегирёва, в «потребности субъекта определить себя в сфере личностных особенностей и межличностных отношений» [51, с.27]. Данная задача, подчёркивает И.С. Кон, не означает автономиюот взрослых, а предполагает «четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире» [18, с.42]. Юношеское самоопределение - исключительно важный этап формирования личности «однако до тех пор, пока это «предвосхищающее» самоопределение не проверено практикой, его нельзя считать прочным и окончательным» (там же, с.43).
Выделенные выше особенности старшего школьного возраста определяют дифференциацию умственных способностей и интересов, определяющих выбор профессии, развитие интегративных механизмов самосознания, «выработку мировоззрения и жизненной позиций, а также определенных психосексуальных ориентаций» (там же). Осложнятся данный процесс может в связи резкой сменой социальной ситуацией развития, сменой социальных ориентиров [11],[14].
Развитие ведущей деятельности, развитие личностной структуры, делают закономерными изменения сознания, происходящие в сознании старшеклассника.
Изменения сознания в старшем школьном возрасте представляется возможным проследить на примере исследования А.О. Прохорова, Д.А. Прохоровой, посвящённого изменению семантических пространств психических состояний в онтогенезе [42]. Психические состояния (радость, грусть, страх и т.д.) в данном исследовании выступают как объекты, репрезентированные в системе значений субъектов стоящих на разных стадиях онтогенеза. Строение семантического пространства психического состояния характеризуется «ядерным образованием, слоями разной степени лексической насыщенности, различной выраженностью психологической составляющих периферией, представленной единичными значениями» [42, с.25]. В исследование выявлено изменение семантических пространств психических состояний в ходе онтогенеза, проявляющиеся «в увеличении размера семантических пространств и усложнения ядерных образований: в повышении диффузности ядра и уменьшении совпадающих высказываний с одновременным увеличением их количества» [42, с.26].
Абстрагируясь от содержательной стороны исследования и интерпретируя его с точки зрения поставленной выше проблемы изменения сознания в старшем школьном возврате, возможно сделать некоторые обобщения: В старшем школьном возрасте наблюдается резкий скачок в строении семантических пространств, характеризующийся как количественными, так и качественными изменениями. Эти изменения выражаются в увеличении числа элементов, входящих в семантические пространства, а так же увеличении интеллектуальной составляющей, которая обеспечивает «устойчивость представленности значений» [42, с.25]. Возникающие изменения, по мнению исследователей, «связаны с проблемой дальнейшего самоопределения и осознания не только своей будущей жизни, но и самого себя» (там же). Последнее предположение позволяет сделать вывод, что в целом ситуация развития старшеклассника, характеризующаяся расширением его жизненного мира, приводит к качественным изменениям в сфере ведущей деятельности и развитию личности субъекта, что в свою очередь определяет динамику его сознания. Сознание как «высшая форма отражения действительности» в данном возрасте претерпевает ряд изменений, выраженных в качественных и количественных преобразованиях субъективной системы значений, сквозь призму которой «происходит восприятие субъектом мира, себя, окружающих» [34, с.31].