У больных ахондроплазией на проективную методику Касселя получено также достоверно меньше ответов с образами движения. Существует такая закономерность: меньше ответов движения – выше значения тревожности, мнительности и меньше выражена потребность в деятельности. Одним словом, физически и психически здоровые индивиды (контрольная группа) дают достоверно больше ответов движения, чем больные.
Благодаря методу контент-анализа были выделены такие ответы на стимулы проективной методики, в которых неосознанно проецируется главная проблема больного ахондроплазией – образ «Я – маленький». Такие фразы как: «танцующий человечек, без рук», «малыш», «старенький мужичок», «маленький зайчик», «красный маленький заяц», «мордашка», «песочница», «дитя с косичками», «птенцы», «влюбленные попугайчики», «мышонок, если смотреть на него сверху», «мутант», «туловище и уменьшенные органы», «головы козлят», «глазки и мордочка» в контексте данного заболевания являются специфическими и статистически чаще встречаются в ответах людей с патологически низким ростом, чем в высказываниях ортопедических больных с приобретенным дефектом или в ответах здоровых людей. Соотношение подобных высказываний при равном количестве испытуемых 17 – 6 – 3.
У здоровой личности, как правило, преобладает положительное и оптимистичное отношение к жизни, [38] что проявляется в характере высказываний на стимулы проективной методики SIS – I. В группе больных, страдающих ахондроплазией, таких высказываний обнаружено достоверно меньше, чем в группе здоровых испытуемых.
Заключение
Результаты исследование позволяют дать следующую характеристику лицам, страдающим ахондроплазией. Это люди чувствительные, мечтательные, беспечные и доверчивые, они менее, чем здоровые люди, склонны выполнять рутинную работу, предпочитая разнообразие в интеллектуальной деятельности. Основные личностные проблемы этих людей обусловлены неустойчивостью эмоциональной сферы, проявляющейся в изменчивости настроения, незащищенности, неприспособленности к жизненным трудностям. У них слабая воля, зависимое поведение и теплые отношения с другими людьми, что иногда расценивается как демонстративность, искусственность поведения (истеричность).
Больного, страдающего ахондроплазией, можно назвать «неадекватная личность». В его личностном развитии преобладает инфантилизм. В привычной социальной среде он хорошо адаптирован. Однако в широкой социальной среде большинство людей с таким заболеванием имеет низкий уровень социально-психологической адаптированности.
Больные с приобретенной ортопедической патологией, по сравнению с больными ахондроплазией, имеют в сознании отчетливый образ своего деформированного тела, и это их сильно фрустрирует, вызывая невротические реакции. У таких больных высокая физическая и вербальная агрессивность, раздражительность, негативизм, эмоциональная неустойчивость, импульсивность и чувство вины; им свойственны экстрапунитивные реакции, проявляющиеся в повышенных требованиях к окружающим, в конфликтном поведении, в депрессивном настроении.
У ортопедических больных с приобретенной патологией достоверно больше, чем у здоровых испытуемых, на уровне сознания выражено стремление к проявлению активности, которая носит компенсаторный характер, так как сочетается с высокими показателями психического беспокойства, страха, депрессии, тоскливости, тягостного настроения, необдуманности поступков. У больных имеются сомнения в проявлении искренности и любви к ним со стороны других людей, и поэтому они испытывают меньше положительных эмоций, чем здоровые люди.
Любого больного из группы больных с травматическим укорочением конечностей можно охарактеризовать как «невротическая личность», имеющего низкий уровень социальной и психологической адаптированности.
Больные с травматическим укорочением конечностей показали на проективные стимулы SIS – I достоверно ниже, в сравнении со здоровыми испытуемыми, значения агрессивности и паранойи, что не согласуется с их субъективными оценками агрессивности, показанными на тест Басса и Дерки. Дело в том, что отношение таких больных к своему измученному телу более «сочувственное», чем к телам других людей (испытуемый идентифицирует стимульный материал, в первую очередь, со своим телом). У испытуемых с врожденной патологией конечностей эти параметры, в сравнении со здоровыми людьми, не имеют статистических различий.
Испытуемые обеих экспериментальных групп имеют специфические особенности в оценках осознаваемых проблем, которые отличаются от оценок здоровых людей, Ортопедические больные высказываются, что их меньше волнует то, чем они будут заниматься в будущем, и проблемы внешности. Возможно, эти проблемы вытесняются из сознания. Значимые для больных проблемы касаются, в основном, социальных вопросов, проблем взаимоотношений с другими людьми и будущей семейной жизни.
Корреляционный анализ шкал методики Касселя и опросника Басса и Дерки показал, что чем реже ортопедические больные с врожденной патологией конечностей дают на стимулы проективной методики ответы с образами человека, тем ниже у них враждебность; больше патологических анатомических образов – меньше вербальная агрессия. Чем выше значения, полученные по шкале соматического вытеснения, тем выше они оценивают своё состояние, определяя его как состояние функционального комфорта, и у них больше проявляется желание оставаться ребенком (не желают взрослеть), и тем ниже – показатель самопонимания. Вытесненная в бессознательное проблема внешности позволяет индивиду чувствовать себя свободным и счастливым, что усиливает контраст несоответствия между грубой физической патологией и относительно адаптированным поведением.
В группе ортопедических больных с приобретенной патологией корреляционный анализ показал, что чем чаще больные дают ответы на стимулы методики Касселя с образом человека, тем ниже у них показатели раздражительности и агрессивности; чем больше у них имеется ответов, содержащих образы животных, тем выше показатели подозрительности и меньше чувство вины; чем больше анатомических ответов, тем выше уровень косвенной агрессии (как и у больных с врожденной патологией), что может рассматриваться как проявление замещенной агрессии на обстоятельства, приведшие к физическому уродству, что также согласуется с проявлением у больных тенденций к экстрапунитивным реакциям.
1. Албегова И.Ф. Техника трудоустройства в социальной адаптации населения // Психотехнологии в социальной работе. Вып. 1 / Под ред. В.В. Козлова. – Кострома, 1996, с. 53–57.
2. Басс и Дерки. Инвентарь враждебности / Пер. Александровского Ю.А. – М., 1957.
3. Белый Б.И. Тест Роршаха – Санкт-Петербург, 1992. С. 133.
4. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л., 1988. С. 265.
5. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия – СПб.: Питер, 1997. С. 327.
6. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. – М., 1984. С. 67–70.
7. Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М.: Зеркало. 1994. C. 251.
8. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М.: Политиздат. 1987. С. 286.
9. Губачёв Ю.М., Иовлев Б.В., Карвасарский Б.Д. и другие. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. – Л., 1976. С. 297.
10. Добровольская Т.А. Социально-писхологические особенности инвалидов и здоровых // Социологические исследования. №1, 1993.
11. Изучение психического развития аномальных детей (совм. с А.П. Гозовой, В.И. Лубовским, В.Г. Петровой, Т.В. Розановой) // Дефектология.1983. №6.
12. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. / общ. ред. и предисловие В.П. Зинченко и Ю.М. Жукова. – Спб.: «Лениздат», 1992, 708 с.
13. Кассель У., Хромов А.Б. Телесно-ориентированная методика диагностики личности. – М., 1999. С. 335.
14. Как обеспечить личную безопасность. Практические рекомендации – М., «МиК», 1993. С. 32.
15. Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. – Л., 1980. С. 32–33.
16. Короленко Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. Л., 1978. С. 91–102, 109–114.
17. Клиническая психология / Сост. и общая редакция Н.В. Тарабриной. – СПб.: Питер, 2000. С. 179–183, 200, 263–268.
18. Лебедева С.С. Актуальные проблемы образования инвалидов как средства их социальной адаптации // Образование как средство социальной адаптации инвалидов: опыт и перспективы / Сост. С.С. Лебедева – СПб., 1998. С. 5.
19. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев, 1981. С. 43–47.
20. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. – М.: Наука. 1989. С. 243–250.
21. Меерсон Ф.З. Общий механизм адаптации и профилактики. М.: Наука. 1973. С. 421.
22. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. – Л., 1987. С. 386.