Смекни!
smekni.com

Анализ воздействия жизненного сценария студентов на их эмоциональную сферу (стр. 11 из 16)

Тема – то, о чем сюжет, на чем строится интрига действия; толкуется как значимая сфера жизни испытуемого. Например, очевидно различную заинтересованность отражают такие темы как путешествия, семейные сцены, поиск друзей, таинственные превращения, исполнение желаний и т.д. К особым темам можно отнести одиночество, суицид, наркотизацию, сильные конфликты (тяжелые войны), смерть близких, бессмысленность жизни, избыточная эйфория и прочие.[49]

Персонажи – круг основных действующих лиц, их характеристики. В зависимости от цели исследования могут толковаться либо как значимые лица из окружения ребенка или взрослого, либо как персонификация его внутренних устремлений, как субличности, сотрудничающие в деле достижения жизненных целей или конкурирующие за право диктовать поведение.[69]

Герой – персонаж, с которым идентифицируется рассказчик или участники совместной работы над сказкой. Выявляются особенности образа Я, самосознания, отношение к себе и прочие важные характеристики.[38]

Отношения между персонажами и героем – типы взаимоотношений, к которым можно их отнести: соперничество или сотрудничество, забота, помощь, жертва и преследователь, совместное обогащение, интеллектуальная борьба…Толкуются либо как преобладающие в жизни рассказчика виды отношений со значимыми людьми, либо как желаемые образцы отношений - в зависимости от контекста и других дополнительных признаков.[49]

Типичные события – то, что составляет основную фабулу сказки: преследования, поиск кладов, создание лучших условий жизни, исцеление, поиск лучшей жизни и др. Толкуются подобно отношениям и теме.[51]

Трудности (проблемы, затруднения) – типичные (наиболее частые), важные (эмоционально нагруженные) проблемы, с которыми сталкивается испытуемый. Мы стремимся понять, откуда, от кого и какие именно проблемы приходят, для кого именно создаются трудности.[69]

Типичные средства совладения с возникающими трудностями. Для анализа можно использовать любые подходящие понятия, можно использовать такие классификационные основания как уход/нападение, обман/открытость, контроль себя/управление другим, борьба/договор и пр.

Недостающие ресурсы – то чего не хватает для снятия трудностей, решения проблем: их качество (смелость, честность, активность, сила, выносливость, желания, ответственность, друзья, ум, покровители, технические средства, средства связи, красота, средства передвижения…), количество, степень дефицита по каждому и в совокупности. Толкуются как реально недостающие в жизни клиента ресурсы (внутренние или внешние).[19] жизненный сценарий эмоциональный общение студент

Имеющиеся ресурсы: их качество, доступность, мощность.

В принципе, перечень средств анализа может быть продолжен. Например, могут обратить на себя внимание способы введения персонажей или пути коррекции доступа к ресурсам и пространств. Но, как правило, эти детали возникают как вариации в рамках указанных переменных.

Используемые средства анализа сказки – это измерения субъективного семантического пространства ее автора. Толковать с их помощью можно лишь потому, что это не столько элементы семантического пространства, изоморфного некоторому участку жизненного семантического пространства данного человека.[20,24]

Метод беседы мы применяли в индивидуальной работе, которая проводилась после написания сказки испытуемым. В процессе общения необходимо было выяснить:

А) какой герой и почему больше запомнился испытуемому.

Б) к чему стремился главный герой.

В) какие чувства вызывает главный герой сказки.

Г) каков, по - мнению испытуемого, конец данной сказки.

Д) что несет в себе важного данная сказка для испытуемого (идею, мысль, образ, стиль взаимоотношений и т.д.).

Е) преобладание настроения в сказке.

Для изучения эмоциональной сферы у студентов мы использовали методику Бойко В.В. «Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении», направленную на выявление проблем эмоционального характера в общении с людьми. При обработке данных выявляются пять «помех», которые затрудняют взаимодействие между людьми:

1. Неумение управлять эмоциями, дозировать их.

2. Неадекватное проявление эмоций.

3. Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций.

4. Доминирование негативных эмоций.

5. Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе.

Фиксация на одной из этих «помех» возможно, приведет к эмоциональному выгоранию. В. Бойко указывает следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств, слабая мотивация эмоциональной отдачи в межличностном общении.[6]

Глава 5. Анализ и интерпретация полученных данных

Наша работа посвящена выявлению сценарной проекции студентов технического университета. Так же наша цель была в определении эмоциональных барьеров в межличностном общении в юношеском возрасте.

Соотнесение полученных результатов дает нам возможность придерживаться мнения о том, что жизненный сценарий может воздействовать на эмоциональную сферу личности.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе осуществлялся теоретический анализ литературы, обобщение научных данных, имеющихся в психологической науке по данной проблеме; была поставлена цель, задачи, сформулирована гипотеза и разработан план эмпирического исследования, осуществлялся подбор методик.

На втором этапе были проведены методики, осуществлялся сбор данных по результатам их проведения.

На третьем этапе исследования были выбраны методы анализа и интерпретации полученных результатов.

На четвертом этапе производилась формулировка основных выводов.

Для выявления жизненного сценария « победителя», «не -победителя» и «жертвы» мы использовали следующие критерии:

1. Оценка главного персонажа (себя): а) Я – Ок; б) Я – не Ок (согласно определению Э.Берна).

2. Наличие испытаний: а) испытания есть и главный персонаж идет навстречу испытаниям, или уклоняется от них ,в случае неравенства сил , сохраняя свою жизнь и находя себя в новых позитивных взаимоотношениях(Я-Ок,Ты-Ок); б) испытаний нет или уклоняется от испытаний. (по Д. Соколову).[49]

3. В случае вступления в борьбу с противником – отношение к помощи: а) опирается только на свои силы; б) принимает помощь других, надеется на чудо, талисман или на удачу . Проявление активности или пассивности героя. (по Зинкевич - Евстигнеевой Т.Д.)[26]

4. Достижение блага: а) приобретает блага или признание; б) блага не достигает или отказывается от них. ( по Фон Франц М.-Л.) [51]

5. Оценка других (кроме явного противника или покровителя): а) Вы –Ок; б) Вы – не Ок; в) Вас нет. (согласно определению Э.Берна).

Ход исследования.

Анализ сказок студентов.

«Кот в сапогах» (Приложение 3)

1. Главный персонаж оценивается как Я - ОК.

2. Испытания есть, и главный персонаж идет навстречу испытаниям.

3. Опирается на свои силы, но они являются волшебным проявлением в сказке.

4. Главный обретает счастье сам и помогает наладить жизнь другим героям.

5. Оценка других Вы – ОК.

Главная идея сказки - межличностные отношения. Сказка учит о том, как смекалка, хитрость, активность и ум помогают в достижении жизненных целей. Герой выступает очень смелым, не боится вступать в диалог с другими героями, проявляет смекалку в кульминационные моменты. Кот способен успокоить и приободрить: «Не горюй, хозяин, все будет хорошо».

В характере и поступках героя отмечается быстрое реагирование на непредвиденные ситуации: «Увидев карету с королем и принцессой, кот заставил раздеться младшего сына и броситься в воду». Хитростью и обманом кот одолел людоеда, который предстает явным противником в сказке «Господин людоед, я слышал, что вы не умеете превращаться в мышей!?». Тем самым благодаря собственной активности главный герой обретает счастье сам и устраивает жизнь значимых для него героев: «Понравился замок королю и выдал дочь свою за младшего сына помещика.

А кот был окружен заботой и лаской и был любимчиком у самого короля». Этот сюжет основа жизненного сценария «Победитель».

«Щелкунчик»

1. Позиция героя Я – не ОК преобразуется в позицию Я-ОК.

2. Испытания есть, и главный персонаж идет навстречу испытаниям.

3. Принимает помощь других героев

4. Приобретает блага в виде любви героини сказки превращении в человека.

5. Оценка других Вы-ОК.

Главная идея этой сказки - победа добра и любви .Она рассказывает о превращении неживой игрушки в человека, о спасении обличия главного героя. Щелкунчик был изначально «избалованным, злым и капризным мальчиком». По воли судьбы ему пришлось стать игрушкой для девочки, которая может его спасти «…игрушкой все начали колоть орехи и в итоге он сломался». Герой ждал спасения от других, не действуя сам. Щелкунчик вызывает жалость у девочки – это его способ преодоления препятствий. Герой достаточно пассивен. Он вступается за героиню только тогда, когда она превращается в куклу, т.е. когда девочка становится как он - неодушевленным предметом. Тем самым герой действует только тогда, когда другие принимают его условия. В итоге игрушка превратилась в мальчика, а девочка «… стала настоящей». В данной сказке герой обретает только желаемую «оболочку», но не меняется изнутри. Проведенный анализ показал, что испытуемая обладает жизненным сценарием «Не-победитель».

«Мышки и курочка»

1. Позиция героя Я – ОК.

2. Испытания есть, героиня достойно их преодолевает.

3. Героиня опирается только на свои силы.

4. Курочка достигает поставленной цели – проучить мышек, но преобразовалась ли её жизнь посредством этого неизвестно, обрела ли она тем самым свое счастье?!

5. Оценка других героев Вы - не ОК.