Сказка носит поучительный характер. Курочка пронесла через всю сказку обиду на мышек, поэтому в конце их обделила пирогом. Героиня была очень трудолюбивой особой, и не пренебрегала никакой работой. Она хотела привлечь к труду и мышек, но старания не увенчались успехом. Курочка очень расстроилась и решила проучить мышек. Она испекла вкусный пирог, угостила всех кроме мышат. Курочка наметила цель , опираясь не на свои жизненные ориентиры.
В этой сказке нельзя однозначно выделить « Победителя» , «Не-победитель» или « Жертву», потому что главная героиня действительно достигает намеченной цели , но действует не для изменения своей жизни и достижения блага для себя, а пытается переделать других героев. Поэтому мы выделили еще одну группу - условно «Не-победитель», которую можно обозначить как «Преобразователи».
«Красавица и чудовище»
1. Позиция главного персонажа Я-ОК.
2. Испытания есть, и главный персонаж идет навстречу испытаниям.
3. Опирается только на свои силы.
4. Главный персонаж спасает отца и чудовище, но обретает счастье сама или нет неизвестно.
5. Позиция Вы - Не ОК преобразуется в позицию Вы-ОК.
Автор писал сказку от своего имени. Героиня встречается с чудовищем, которое страдает от одиночества «…он был большим, все кто видели его - боялись, называя чудовищем». Девушку не пугает его внешняя непривлекательность. Главная её цель - спасти отца. Впоследствии Красавица остается жить с чудовищем, чтобы вернуть его к жизни. Она помогает страдальцу исцелиться . Девушка приносит себя в жертву ради спасения другого, она готова придти на помощь в трудную минуту, подстраивая свои интересы под других. В анализе данной сказки мы отметили, что испытуемая обладает жизненным сценарием «Преобразователь»; человек, стремящийся изменить других.
«Крошечка - Хаврошечка».
1. Позиция героя Я – не ОК преобразуется в позицию Я-ОК.
2. Испытаний нет или уклоняется от испытаний.
3. Героиня принимает помощь других и находит себя в новых позитивных взаимоотношениях.
4. Героиня приобретает блага и преобразует свою жизнь.
5. Позиция Вы - Не ОК переходит в позицию Вы-ОК.
Эта сказка рассказывает о том, как терпение и труд героини помогли ей преодолеть жизненные препятствия. Главная героиня предстает очень одинокой и несчастной девушкой . В начале сказке она предстает одинокой и покорной «…постоянно Хаврошечка получала задания по хозяйству,… и не было у нее друзей». Открыть душу и довериться она смогла корове «…плакала она ей». Хаврошечка повинуется мачехе из-за безвыходности, но прибегнуть к спасению не пытается. Ей помогает смирение, послушание и трудолюбие. При помощи мудрой коровы героиня спасается от ненавистной мачехи и обретает счастье с прекрасным молодцем «…он забрал ее с собой и женился на ней». Тем самым главная цель героини была достигнута.В проведенном анализе мы выявили у испытуемой жизненный сценарий « Победитель».
«Гадкий утенок»
1. Позиция героя Я – не ОК преобразуется в позицию Я-ОК.
2. Испытания есть, главный герой преодолевает .
3. Герой не противостоит противникам, его способ это терпение, т.к. здесь неравенство сил с противником.
4. Герой приобретает блага – становится прекрасным лебедем как другие птицы из стаи.
5. Оценка других героев Вы-ОК.
Основная идея данной сказки это принятие себя и окружающих.Гадкий утенок попал на двор к другим птицам «ввиду странной внешности его невзлюбили» . Утенок был маленький и не мог противостоять всему птичьему двору. Он уходит от всех, прячется в « пещере, сырой и холодной». За свое смирение и терпение получает награду - принятие в стаю и самоидентификацию (продукт сознательных усилий личности). Он обладает «лебединостью» от природы, но не знает, как её раскрыть в себе. Раскрытие Самости у него происходит через преодоление трудностей. Проведенный анализ показал, что испытуемая обладает жизненным сценарием «Победитель»
«Айога»
1. Позиция героя Я – ОК.
2. Испытания в сказке есть, но героиня не пытается их преодолеть.Способы преодоления трудностей: избегание, ожидание.
3. Героиня пассивна, не стремится прикладывать усилия .
4. Героиня обретает вечный покой на озере, любуясь своим отражением.
5. Оценка других героев Вы - не ОК.
Сказка рассказывает о судьбе девушки, которую наказала собственная лень. Эмоциональный фон этой истории очень грустный. Героиня осень пассивна, её интересует только собственная внешность (нарциссизм). Просьбы окружающих её не волновали. Айога стремилась к самолюбованию и добилась этого. Обретение, намеченной изначально цели, не принесло счастье героине «Айога превратилась в лебедя и так всю жизнь плавала по озеру и любовалась собой в отражении. Лишь иногда люди приходили подкармливать её ». Так девушка потеряла свою семью и осталась со своим прекрасным отражением одна. Данный анализ испытуемой позволил выявить жизненный сценарий «Не-победитель» у автора сказки.
«Синяя борода»
1. Позиция героя Я – ОК.
2. Испытания есть,способы преодоления трудностей: смирение, избегание.
3. Способы преодоления трудностей: смирение, избегание.
4. Героиня спасается, но обретает блага или нет неизвестно.
5. Оценка других героев Вы - не ОК.
Сказка « Синяя борода» очень популярна среди женщин. В ней раскрываются тайные желания и стремления автора. Эту сказку можно противопоставить «Красавице и чудовищу», где лозунг « Я исцелю тебя своей любовью!» опровергается. Так оказывается, что любовь и принятие не является панацеей от всех болезней, несчастий и злодейств. Героине нужно обмануть чудовище, и сбежать поскорее из зловещего замка. Девушка попадает в «лапы» графа не случайно, туда привели ее внутренние страхи «…но изменить ничего уже было нельзя». Любопытство героини приводит к открытию жуткой тайны хозяина замка «она открыла дверь и увидела там всех девушек, которые пропадали, выйдя замуж за графа». Только прикоснувшись к заветному секрету, она еще больше убеждается в коварстве Синей Бороды. Столкнувшись лицом к лицу с воплощение зла, героине удается убежать. Так девушка не обретает блага в сказке, а лишь спасается от «темной силы». На основе проведенного анализа мы выявили у испытуемой жизненный сценарий «Не-победитель».
«Красная шапочка»
1. Позиция героя Я – ОК.
2. Испытания есть, но героиня идет навстречу им и тем самым оказывается съеденной злым волком.
3. Героиня принимает помощь других, надеется на чудо, но действовать самостоятельно не пытается.
4. Героиня спасается благодаря проходившим поблизости дровосекам.
5. Оценка других героев Вы - не ОК.
Для анализа данной сказки мы воспользовались интерпретацией Берна. В этой сказке каждый герой стремится к действию почти любой ценой. Если брать результат таким, каков он есть на самом деле, то все в целом - интрига, в сети которой попался несчастный волк: его заставили вообразить себя ловкачом, способным одурачить кого угодно, используя девочку в качестве приманки. Тогда мораль сюжета, может быть, не в том, что маленьким девочкам надо держаться подальше от леса, где водятся волки, а в том, что волкам следует держаться подальше от девочек, которые выглядят наивно, и от их бабушек. Короче говоря: волку нельзя гулять в лесу одному. При этом возникает еще интересный вопрос: что делала мать, отправив дочь к бабушке на целый день? На основе проведенного анализа мы выявили у испытуемой жизненный сценарий «Не-победитель».
«Русалочка».
1. Позиция героя Я-ОК.
2. Испытания есть, и главный персонаж идет навстречу испытаниям.
3. Героиня принимает помощь других, действует сама и достигает намеченной цели.
4. Героиня приобретает блага, её терпение и вера вознаградились.
5. Оценка других героев Вы - ОК.
Основной темой этой сказки является – любовь. Главная героиня ради любви преодолевает препятствия - сначала она покидает свой родной дом, а затем отдает свой голос взамен красивых ножек. Другие герои являются достаточно сильной поддержкой для героини «Рак и рыбка всегда старались помочь в трудную минуту». Русалочка делает много для достижения поставленной цели - меняет подводной ведьме свой голос , в обмен на прекрасные ножки Сказка не является прототипом произведения Андерсена, скорее это вариант Диснея. На основе проведенного анализа мы выявили у испытуемой жизненный сценарий «Победителя».
В исследовании мы проанализировали 30 сказок студентов. Опираясь на критерии, приведенные выше, мы смогли выделить 3 группы: «Победители», « Не – победители» и выявленная нами проекция на жизненный сценарий «Преобразователь». Жизненного сценария «Жертвы» мы не выявили у студентов АГТУ.
В первую группу «Победитель» мы отнесли 12 сказок, которые описали студенты в методике «Любимая сказка». Это составляет 37% от всего количества проанализированных текстов.
Во вторую группу « Не-победитель» вошли 12 сказок, что составило 40 % от всего количества текстов.
В третью группу «Преобразователь» отнесем 7 сказок, это 22 % от всего количества. (рис. 2)
Рис. 2 Жизненные сценарии.
2. Результаты методики Бойко В.В. « Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении»
Победители | |||
Эмоции не мешают общению | Некоторые эмоциональные проблемы в общении | Эмоциональные проблемы «на каждый день». | Эмоции явно мешают установлению контактов с окружающими. |
3чел. | 4 чел. | 4 чел. | нет |
Не-победители | |||
нет | 3 чел. | 4 чел. | 5 чел. |
Преобразователи | |||
нет | нет | 4 чел. | 3 чел. |
Таким образом, мы можем отметить группы «Не-победитель» и «Преобразователи», которые имеют эмоциональные проблемы, мешающие устанавливать контакты с людьми. У группы студентов с жизненным сценарием «Победитель» такие проблемы в эмоциональной сфере не встречаются.