Юность - чрезвычайно значимый период в жизни человека. Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя судьбу: путь своего духовного развития и земного существования. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни. В то же время возрастной период юности может ничего не дать человеку в плане развития способности к рефлексии и духовности. Прожив этот период, выросший человек может остаться в психологическом статусе подростка.[29]
Юность - период жизни человека, размещенный онтогенетически между отрочеством и взрослостью, ранняя молодость. Именно в юности происходит становление человека как личности, когда молодой человек, пройдя сложный путь онтогенетической идентификации уподобления другим людям, присвоил от них социально значимые свойства личности, способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе и др.[30]
Этот сложный путь для личности является кризисом, который приводит к новообразованиям. Возрастные новообразования - это качественные сдвиги в развитии личности на отдельных возрастных этапах. В них проявляется особенности психических процессов, состояний, свойств личности, характеризующие ее переход на более высокую степень организации и функционирования. Новообразования юношеского возраста охватывают познавательную, эмоциональную, мотивационную, волевую сферы психики. Они проявляются и в структуре личности: в интересах, потребностях, склонностях, в характере. [1, 40]
Центральными психическими процессами юношеского возраста являются развитие сознания и самосознания. Благодаря развитию сознания у старшеклассников формируется целенаправленное регулирование его отношений к окружающей среде и к своей деятельности, ведущей же деятельностью периода ранней юности является учебно-профессиональная деятельность.[47]
К новообразованиям юности И. Кон относит развитие самостоятельного логического мышления, образной памяти, индивидуального стиля умственной деятельности, интерес к научному поиску.[29]
Важнейшим новообразованием этого периода является развитие самообразования, то есть самопознания, а суть его - установка по отношению к самому себе. Она включает познавательный элемент (открытия своего «Я»), понятийный элемент (представление о своей индивидуальности, качествах и сущности) и оценочно-волевой элемент (самооценка, самоуважение). Развитие рефлексии, то есть самопознания в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями и мыслями обуславливает критическую переоценку ранее сложившихся ценностей и смысла жизни - возможно, их изменение и дальнейшее развитие.[36]
Смысл жизни - это важнейшее новообразование ранней юности. И.Кон отмечает, что именно в этот период жизни проблема смысла жизни становится глобально всеобъемлюще с учетом ближней и дальней перспективы.
Также важным новообразованием юности является появление жизненных планов, а в этом проявляется установка на сознательное построение собственной жизни как проявление начала поиска ее смысла.[47]
В юности человек стремится к самоопределению как личность и как человек, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии - важнейшая проблема юности. Знаменательно, что в юности некоторая часть молодежи начинает тяготеть к лидерству как предстоящей деятельности. Эта категория людей стремится научиться оказывать влияние на других и для этого изучает социальные процессы, сознательно рефлексируя на них.
Юность, обретая потенциал личности, входящей в пору второго рождения, начинает чувствовать освобождение от непосредственной зависимости тесного круга значимых лиц (родных и близких людей). Эта независимость приносит сильнейшие переживания, захлестывает эмоционально и создает огромное количество проблем. Для того чтобы дойти до понимания относительности любой независимости, для того чтобы ценить родственные связи и авторитет опыта старшего поколения, юности предстоит духовный путь библейского блудного сына через трудные, непереносимо тяжелые переживания отчуждения от круга значимых людей, через глубинные рефлексивные страдания и поиск истинных ценностей к возвращению в новой ипостаси - теперь уже в качестве взрослого, способного идентифицировать себя со значимыми близкими и теперь уже окончательно принять их как таковых. Именно взрослый, социально зрелый человек несет в себе постоянство мировоззрения, ценностных ориентаций, органически сочетающих в себе не только «независимость», но и понимание необходимости зависимости - ведь личность несет в себе бытие общественных отношений.[8,29]
Глава 3. Воздействие жизненного сценария на эмоциональную сферу личности
Сценарий - это бессознательный жизненный план, в основе которого лежит решение, принятое в раннем детстве. Теория сценариев утверждает, что принимая о себе раннее решение, ребенок начинает на его основе планировать жизнь, в качестве образца используя сказку или другую историю. Например, 40-летняя женщина, до сих пор не вышедшая замуж и не сделавшая карьеру, говорит, что “ждет, когда что-нибудь произойдет”. В детстве ее любимой сказкой была “Спящая Красавица”. Другая женщина проводит всю жизнь в тяжелом труде, пытаясь этим угодить своим неблагодарным детям и мужу. Она вспоминает, что ее любимой сказкой была “Золушка”. Многие молодые люди, отбывающие наказание в колонии для подростков штата Калифорния, в качестве модели жизни используют фильмы типа “Человек-ружье”. По ходу жизни человек может принимать дополнительные решения и усложнять базовую историю. [71]
Хотя сценарий как жизненный план рассчитан на всю жизнь, он может воспроизводиться в укороченных версиях каждый год или даже неделю, иногда по несколько раз на протяжении дня или в течение нескольких секунд. Сценарии могут быть конструктивными или трагическими. Распространенный трагический сценарий проистекает из усвоенного в детстве убеждения в существовании доброго Санта Клауса, который в нужный момент подарит успех и счастье. Когда человек отчаивается ждать, он может обратиться за помощью к психотерапевту. Сценарии тесно связаны с жизненными позициями, в частности сценарий с Санта Клаусом имеет отношение к позиции «Я не Ок; вы Ок».[18]
Сценарии оказывают доминирующее влияние в социальных взаимодействиях, которые, таким образом, испытывают воздействие заложенных в сценарий ранних переживаний. Игры избираются в соответствии со сценарием, трансакции отбираются в соответствии с играми. Окружение отбирается по его участию в трансакциях; для более устойчивых отношений отбор производится по готовности участвовать в играх; для более близких взаимоотношений люди отбираются по их способности играть роли в сценарии. В жизненном сценарии человека всегда присутствует элемент судьбы. Человек является пленником своего сценария, если ему не удастся как-то преодолеть эту зависимость. Таким образом, принятое в детстве решение определяет всю жизнь человека и то, как он встретит смерть.[48]
Воплощая своё детское решение в жизнь, человек не осознаёт, того, что у него есть выбор в поступках и реакциях (мыслительных, эмоциональных, психофизических). Не осознавая наличие выбора, человек не видит своей ответственности за свои реакции, решения и поступки. Как правило, люди воспринимают свои мысли, чувства и поведение как вынужденные, спровоцированные другими людьми и ситуацией. На самом деле, не другие люди “делают человека злым”, он сам выбирает злость в ответ на действия другого - это его собственный гнев. Этот гнев - последствие его детского (сценарного) решения о том, что другие люди – не- ОК. И пока человек остаётся со своим сценарным решением, он будет злиться.[14] Эта идея - о том, что мы сами отвечаем за свои чувства, мысли и действия - стержень анализа сценария жизни. Она идет вразрез со всей нашей литературой, песнями и системой воспитания. «Ты меня заставил полюбить тебя», - поется в песне. «Ситуация в мире заставляет нас беспокоиться», - утверждает телекомментатор. «Твое поведение так меня волнует, что я не в состоянии заснуть ночью», - говорит мать дочери. Психотерапевт, который спрашивает: “Что заставляет вас чувствовать подобным образом?”, также поддерживает представление пациента о себе как о беспомощной жертве обстоятельств, не способной контролировать даже свои эмоции.[18,71]
В процессе работы мы использовали формулировку Э. Берна - «Жизненный сценарий – это план, основанный на принятом в детстве решении (бессознательном), подкрепленный родителями, оправданный последующими событиями и достигающий кульминации в избранной альтернативе». Отталкиваясь от этого определения можно добавить ,что жизненный сценарий личности – это еще и бессознательная готовность выстраивать линию своей жизни в соответствии с выработанными в онтогенезе когнитивными, эмоциональными и поведенческими стереотипами. Таким образом, жизненный сценарий может оказывать воздействие не только на жизненную позицию человека, но также и на способность выражать те или иные эмоции в процессе общения, проявлять или сдерживать их, позволять себе переживать ситуации в полной мере или держать все под контролем.[4]
В нашей работе мы представили обзор основных авторов сценарного анализа : Эрик Берн, Мэри и Роберт Гулдинги , Клод Штайнер,Стэн Вуллэмс, Таиби Кейлер, Франклин Эрнст. В настоящее время концепция сценария наряду с моделью эго-состояний является центральной идеей ТА. Эрик Берндал полное определение жизненного сценария, который используется психологами в настоящее время: «План жизни составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути». По содержанию сценарии могут быть: сценарий победителя, сценарий побеждённого и сценарий не-победителя (банальный).Берн однозначно определил победителя и побеждённого в их отношении к достижению поставленной цели.Осознание сценария даёт возможность переделать его и стать победителем там, где решил быть побеждённым.