Следовательно, функции самооценки и самоуважения психической жизни личности состоят в том, что они выступаю внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека. Благодаря включению самооценки в структуру мотивации деятельности личность постоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельности.
У людей с завышенной и заниженной самооценкой возникают трудности общения (26, с. 279).
Человек, с завышенной самооценкой, считающий себя намного умнее других и тем более намеренно это подчеркивающий, неминуемо вызывает раздражение окружающих. Неадекватное самомнение, подчеркивание своих достоинств, надменность, пренебрежение к другим – неиссякаемый источник негативизма окружающих.
Нередко приходится общаться с людьми, которые из-за неадекватно высокой самооценки ревниво-завистливо относятся к успехам сослуживцев. «Самый худший и злобный вид зависти: зависть к умственному превосходству», – утверждал Г. Филдинг (1, с. 58). Когда чьи-то способности и успехи не сопровождаются скромностью, они провоцируют и негативное отношение окружающих. Завышенная самооценка способствует обидчивости, нетерпимости к малейшим замечаниям (правда, бывает и другая крайность: человек с высоты своего «Я» даже серьезную критику не принимает близко к сердцу). Человек с неадекватно высокой самооценкой потенциально конфликтен в ситуациях, когда речь заходит о вознаграждениях и поощрениях за труд. Несовпадение ожидаемой и реальной наград закономерно выливается в обиду и зависть, которые накапливаются и, наконец, прорываются резким обвинением в чей-либо адрес (2, с. 45).
Низкая самооценка может быть обусловлена многими причинами. Иногда человек перенимает ее в детстве у своих родителей, так и не разобравшихся со своими личностными проблемами, в других случаях она развивается у ребенка из-за плохой успеваемости в школе, что, в свою очередь, является результатом неблагоприятных условий для занятий дома или недостаточного внимания родителей. На самооценке ребенка могут пагубно отразиться как насмешки сверстников, так и чрезмерный критицизм со стороны взрослых.
1.3. Психологическая характеристика юношеского возраста
В юношеском возрасте активно развивается возможность независимых моральных суждений, которая обуславливает относительно независимое (по сравнению с более ранними периодами: детство, отрочество) формирование системы ценностей. Однако юноши и девушки стараются уже согласовывать ее с общепринятыми образцами (в отличие от подростков). По мнению Э. Берна: "Юность – это возраст, когда большинство молодых людей мечется от сценария к антисценарию и обратно. Юноша может стараться исполнять родительские предписания, но потом восставать против них и в результате обнаружить, что он следует сценарной программе". Но все же юность – это время, когда человек впервые ощущает возможность самостоятельного выбора.
В отличие от ребенка, принимающего правила поведения, юноша уже начинает осознавать их относительность, но еще не всегда знает, с чем нужно их соотносить. Простая ссылка на авторитеты его уже не удовлетворяет. Разрушение авторитетов становится психологической потребностью, предпосылкой собственного морального и интеллектуального поиска. Пока своя система ценностей не сложилась, юноша легко поддается моральному релятивизму: если все относительно, значит, все дозволено, все, что можно понять, можно оправдать и т. д.
Важное место в формировании ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте является отношение к родительским планам относительно будущего образа жизни юноши. В данном случае наиболее часто встречаются два варианта: некритичное принятие родительских планов или же не менее некритичное отвержение их. Это часто происходит не из-за несогласия, осознанного расхождения собственных и родительских планов на будущее, а просто из свойственного всем юношам чувства противоречия.
В юношеском возрасте происходит переориентация сознания с внешнего контроля на внутренний самоконтроль. По С. Л. Рубинштейну проблема самосознания есть, прежде всего, проблема определения своего способа жизни. Предельно обобщая, можно выделить два способа существования человека. Первый из них – это жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек. Здесь весь человек находится внутри самой жизни: всякое его отношение – это отношение к отдельным явлениям жизни, а не к жизни в целом. Второй способ существования связан с появлением ценностно-смыслового определения". Переориентация сознания сильно зависит от социальных и культурных условий. Внутренний самоконтроль входит в определение психологически взрослой, зрелой личности и является необходимым условием верной оценки как жизни в целом, так и отдельных ее составляющих.
Юношеский возраст характеризуется активным формированием, так называемого чувства взрослости, которое является показателем определенного уровня самосознания ребенка и играет важную роль при формировании ценностных ориентаций личности в этот период. Юноша стремится занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.
Основным психическим процессом, который обуславливает формирование ценностных ориентаций в юношеском возрасте, является развитие самосознания. По мнению некоторых исследователей, главным условием формирования ценностных ориентаций личности является достаточно высокий уровень рефлексии, осознанного жизненного опыта и произвольного поведения, который характерен для юношеского возраста.
Развитие самосознания в юношеском возрасте – это процесс, контролируемый, определяемый постоянным приобретением личностью социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения. Термины «поиск себя», "открытие Я", которые употребляются в психологической литературе по вопросам юношеского возраста (35), звучат интроспективно-индивидуалистически. Кажется, будто весь этот поиск обращен внутрь себя и имеет чисто субъективное направление. Но при всей интимности этого процесса его содержание отчетливо социально и имеет мировоззренческий смысл, который с возрастом становится все более явным.
Совершающееся в юности открытие внутреннего мира сопряжено с переживанием его как ценности. Открытие себя как неповторимо уникальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного «я» («Кто я?», «Какой я?», «Каковы мои способности?», «За что я могу себя уважать?»), а с другой – осознание своего положения в мире («Каков мой жизненный идеал?», «Кто мои друзья и враги?», «Кем я хочу стать?», «Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стали лучше?»). Первые, обращенные к себе вопросы ставит, не всегда сознавая это, уже подросток. Вторые, более общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения.
По мнению отечественных психологов, основным новообразованием в юношеском возрасте становится такой психологический феномен как самоопределение, который возникает в 14-15 лет и продолжает интенсивно формироваться в дальнейшем.
В зарубежной психологии в качестве аналога понятия «самоопределение» выступает категория «психосоциальная идентичность», разработанная и введенная в научный оборот американским ученым Эриком Эриксоном. Центральным моментом, сквозь призму которого рассматривается становление личности в юношеском возрасте, по Эриксону, является, «нормативный кризис идентичности». Главной задачей, которая встает перед индивидом в юности, по Эриксону, является формирование чувства идентичности в противовес ролевой неопределенности личностного «я». Юноша должен ответить на вопросы: «Кто я?» и «Каков мой дальнейший путь?». В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан также с осознанием собственной ценности и компетентности. Главной опасностью, которой, по мнению Эриксона, должен избежать молодой человек в этот период, является размывание чувства своего «я», вследствие растерянности, сомнений в возможности направить свою жизнь в определенное русло.
В юношеском возрасте перед личностью встают фундаментальные задачи социального и личностного самоопределения. Юношу и девушку волнуют многие серьезные вопросы: как найти свое место в жизни, выбрать дело в соответствии со своими возможностями и способностями, в чем смысл жизни, как стать настоящим человеком и многие другие. Самоопределение есть определение своего положения в мире, оно направлено не столько внутрь личности, сколько вовне. Но на вопросы, кем быть и что делать, не ответить без предварительной оценки себя и своих возможностей.
Самоопределение неразрывно связывается с такой существенной характеристикой старшего подросткового и юношеского возрастов, как устремленность в будущее, которая проявляется в формировании юношами и девушками жизненных планов. Устремленность в будущее становится основной направленностью личности в юношеском возрасте и проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов
С одной стороны, жизненный план – результат обобщения и укрупнения частных целей, которые ставит перед собой личность, следствие интеграции и иерархизации ее мотивов вокруг устойчивого ядра ценностных ориентаций, подчиняющих себе частные, преходящие стремления. С другой стороны, это итог конкретизации и дифференциации целей и мотивов. Из мечты, где все возможно, и идеала как абстрактного, иногда заведомо недосягаемого образца постепенно формируется более или менее реалистический, нацеленный на действительность план деятельности. Жизненный план связывается с системой целей, где конечная цель представляет собой как идеал, понимаемый как ценность.