Введение
Психология (от греческого psyche – душа, logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром происходит с помощью психических процессов, актов, состояний. Они качественно отличаются от физиологических процессов (совокупность жизненных процессов, происходящих в организме и его органах) но и неотделимы от них. Слово психология впервые появилось в западноевропейских текстах в 16 веке.
Развитие психологии тесно связано с развитием философии, науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Методологической базой развития психологии являются материалистическое и идеалистическое направления в философии. Понятия «душа» и «психика» одинаковы по своей сути.
К идеалистическому направлению относится понятие «душа». «Душу» рассматривают как явление, порожденное особой высшей сущностью (Богом).
К материалистическому направлению относится понятие «психика». Она рассматривается как продукт деятельности головного мозга.
Основателем психологии как науки считается Аристотель. Им был написан первый курс психологии, который назывался «О душе». Аристотель открыл новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Душа – по Аристотелю – это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Аристотель создал свою школу на окраине Афин и назвал ее Ликеем. «Правильно думают те, – говорил Аристотель своим ученикам, – кому представляется, что душа не может существовать без тела и не является телом». Психологическое учение Аристотеля строилось на обобщении биологических факторов. Вместе с тем, это обобщение привело к преобразованию главных объяснительных принципов психологии: организации развития и причинности. Именно Аристотель властвовал над пытливыми умами в течение полутора тысячелетий.
Психология, как наука, формировалась на протяжении многих веков и до сих пор она не устоялась. В ней нет догматов и констант. С течением времени менялись взгляды на науку о душе. Попробуем проследить становление психологии на протяжении почти трех веков, начиная с эпохи Возрождения.
Ассоцианизм в философии и психологии
ассоцианизм психологический память эмоция
Ассоцианизм – это общее название для целого ряда концепций и школ, которые считали ассоциации главным (или даже единственным) механизмом функционирования сознания и психики, стремясь к строго детерминистскому объяснению психических феноменов.
Ассоцианизм – это одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику процессов психических принципом ассоциации[1]. Берет начало от Аристотеля. Материалистический ассоцианизм стал ведущим в так называемой психологии ассоцианистской. Она главенствовала до начала XX в. и сосредоточивала основное внимание на изучении умственной деятельности и познания.
Ассоцианизм стремился утвердить строго причинный подход к поведению и сознанию человека. В основу ассоцианизма легло представление о том, что последовательность идей, возникающих в сознании, отражает порядок внешних воздействий на организм.
Особенно отчетливо принцип был развит в работах Д. Локка, который и ввел в обиход термин ассоциация. Согласно Локку, идеи ощущений ходе развития предшествуют идеям рефлексии; простые идеи, ассоциируясь, складываются в сложные; знание основывается на опыте, источники опыта – ощущение и рефлексия; из этих источников разум и получает идеи, а врожденные идеи не существуют: человек рождается как чистая восковая дощечка, на коей можно написать все, что угодно[2]. Эта идея стала непосредственно соотноситься с педагогической практикой, а позже – и с проблемами психологии личности и психологией педагогической.
Она составила основу так называемых теорий среды, утверждающих ведущую роль окружения и внешних воздействий при формировании психики. Им противостоят теории развития, исходящие от идей Ж.-Ж. Руссо и утверждающие приоритет внутренне присущих человеку закономерностей развития. В начале XIX в. появились концепции, отъединившие ассоциацию от ее телесного субстрата и представившие ее в виде имманентного принципа сознания.
Утвердилось воззрение, составившее основные принципы ассоцианизма[3]:
1) душа понимается как сознание – в первую очередь в его познавательном аспекте;
2) в основе душевной жизни лежат простые элементы; психика, отождествленная с интроспективно понятым сознанием, построена из элементов – ощущений, простейших чувствований;
3) эти элементы – образы ощущений – имеют чувственный характер; они первичны, а сложные психические образования – представления, мысли, чувства – вторичны;
4) более сложные образования возникают как сложение более простых на базе принципа ассоциации;
5) условие образования ассоциаций – смежность двух процессов психических;
6) закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте;
7) источник знаний о душе – самонаблюдение; наблюдая собственный внутренний мир, исследователь непосредственно обращен к реальной душевной жизни и вправе выносить суждения о ней, чужая же душевная жизнь для анализа недоступна, хотя законы душевной жизни предполагаются едиными.
Еще важная деталь: по сути, человек понимался как одиночка, живущий среди других таких же одиночек; его внутренний мир явно или неявно противопоставлен всему остальному, между ним и остальным миром как бы проходит жесткая граница. Благодаря успехам биологии и нейрофизиологии, ассоцианизм был преобразован.
Гельмгольц использовал новое воззрение на ассоциацию в своих исследованиях органов чувств, Ч. Дарвин – при объяснении эмоций, И.М. Сеченов – в учении о рефлексах мозга головного[4]. Эволюционный подход Спенсера внес в ассоцианизм проблему развития психики в филогенезе и пришел к важному выводу об адаптивной функции психики в поведении[5]. В 80-е – 90-е гг. XIX в. предпринимались многочисленные исследования условий образования и актуализации ассоциаций. Вместе с тем была показана ограниченность их механистической трактовки.
В теории немецкого психолога и педагога И.Ф. Гербарта соединились основные принципы ассоцианизма с представлений традиционными подходами немецкой психологии – идеей апперцепции, активности души, роли бессознательного. Гербарт исходил из того, что наш внутренний мир весьма относительно связан с миром внешним, поэтому говорить об отражении, особенно отражении адекватном, передающем основные свойства окружающих вещей, невозможно. Для того чтобы уйти от обсуждения вопроса о степени адекватности и точности отражения, вопроса, который служил своего рода водоразделом между разными направлениями в теории познания, Гербарт заменяет термин "ощущение" на термин "представление", подчеркивая тем самым отгороженность внутреннего мира от внешнего.
Говоря об ассоциации представлений, Гербарт приходил к выводу, что представления не являются пассивными элементами в душе человека, но обладают собственным зарядом, активностью, которая определяет их положение в сфере психического.
Ассоцианизм в своем развитии прошел ряд этапов:
1. Предпосылки возникновения ассоцианизма: выделение ассоциации как объяснительного принципа для ограниченного круга психических явлений и процессов поведения (IV в. до н.э. – нач. XVIII в.). Механизмом ассоциации объясняли процессы припоминания Платон и Аристотель. Впоследствии принцип ассоциации использовался для понимания процессов овладения своими страстями (Р. Декарт), приобретения опыта (Т. Гоббс), некоторых особенностей "движения мысли" (Б. Спиноза), возникновения предрассудков и "ложных идей" (Дж. Локк), восприятия пространства (Дж. Беркли). В этот период возникает и сам термин "ассоциация" (Локк).
2. "Классический Ассоцианизм" (середина XVIII – нач. XIX в.). В этот период возникают законченные системы ассоцианизма, в которых ассоциация выступает объяснительный принцип психики вообще. Наиболее характерная черта ассоциативных теорий этого времени: стремление вывести все законы душевной жизни из механических по своей сути связей (ассоциаций) далее неделимых элементов (ощущений или представлений).
3. Середина XIX – нач. XX в. Начало кризиса ассоцианизма в теории и разработка отдельных идей ассоцианизма в экспериментальных и практических исследованиях. В теории закрепляется положение о невозможности свести "законы духа" к механическим законам и выдвигается требование "обратного" введения в концепцию ассоцианизма активности субъекта, Я; предпринимаются попытки рассмотреть ассоциации в биологическом (эволюционном) аспекте (Г. Спенсер).
4. 1900-1920-е гг. Окончательное исчезновение ассоцианизма как направления и ассимиляция его идей в различных отраслях психологической теории и практики. Общепризнанной становится мысль о том, что "ассоциация – это вообще не столько "механизм", сколько явление, – конечно, фундаментальное, – которое само требует объяснения и раскрытия его механизмов" (С.Л. Рубинштейн). Критический анализ основных идей А. содержался практически во всех основных психологических направлениях XX в.
Также, выделяют более общие этапы развития ассоцианизма:
1) выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных явлений психических, прежде всего процессов припоминания;
2) этап классического ассоцианизма, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве коих рассматривались ощущения и представления;
3) этап экспериментального и практического ассоцианизма, характерный попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта. В рамках ассоцианизма были выработаны ценные представления, прежде всего – в области психологии памяти и психологии мышления.