Смекни!
smekni.com

Психологическая удавка или бронхиальная астма, Васютин Александр (стр. 3 из 16)

Особенно важно то, что каждый фактор по отдельности может вызвать приступ, но чаще они сосуществуют. В многочисленных исследованиях Чикагского института психоанализа у пациентов всегда выявлялась та или иная форма аллергической чувствительности. У некоторых пациентов, как показали кожные тесты, эта чувствительность после лечения сохранялась, но приступы астмы больше не возникали.

В таких случаях мы, видимо, имеем дело с «суммацией стимулов», когда только одновременное сочетание эмоциональных стимулов и аллергических факторов будет вызывать приступ. Отдельное воздействие каждого фактора оказывается ниже порога чувствительности бронхиол.

Глава вторая, в которой мы поговорим о психологических основах болезни.

Ученые, которые занимались бронхиальной астмой, естественно, пытались найти общие характерологические черты у больных. И история науки знает огромное количество предположений. Но самой главной причиной, которая с моей точки зрения является «бензином» болезни, является неумение астматиков должным образом выразить или же рационализировать агрессию.

Безопасный способ сказать обидчику «Фе!»

Один из исследователей бронхиальной астмы – Джорес – считал, что в основе хронического кашля, который очень часто бывает и при бронхиальной астме, часто лежат чувства гнева и ярости, которые пациент не может облечь в слова. Он говорил в этой связи о “протестном кашле”.

Я уверен, дорогой мой читатель, что когда тебе приходится общаться со своими «милыми соплеменниками», то зачастую тебе их поведение не нравится. И у тебя появляется атавистическое желание взять в руки дубину и как следует огреть ею олуха. И иногда ( а может и не очень иногда, ты так и делаешь.

Но тебе пришлось убедиться, что в условиях цивилизованной жизни это почти никогда не решает проблему, но только ее усугубляет. Поэтому, чаще всего ты свою агрессию рационализируешь (Он дурак! А на дураков не обижаются). И агрессивные чувства исчезают. И все кончается без вреда для тебя и другого человека.

Но тот человек, который, в конце концов, становится астматиком, этого сделать не может. Так получилось в его жизни, что когда он проявлял какую-либо агрессию, то ВСЕГДА жестоко бывал наказан за это.

Из-за этого он боится проявлять агрессию, он не может ее выразить, не может «выпустить свой гнев». Но агрессия все равно может выплеснуться наружу. И для того, чтобы это не произошло, такие люди «запирают» ее в своих бронхах.

Астматик – это запуганный ребенок?

Исследования, таким образом, говорят, что характерными ситуациями, способствующими заболеванию, являются те, в которых человеку требуется проявить какие-либо чувства – или агрессивно-враждебные или же чувства преданности и нежности. В этом плане очень важно то, что у многих астматиков наступает немедленное улучшение состояния после признания в чем-то, из-за чего он испытывал чувство вины и ожидал отвержения.

Малкина-Пых считает, что с психологической точки зрения бронхиальная астма развивается из-за того, что человек не способен «дышать полной грудью» в этом сложном мире, у него затруднено выживание. Также она считает, что это может быть связано с неудачами в общении с миром, когда ребенок при этом еще чувствует недостаток или отсутствие внимания родителей.

Одно из условий выздоровления - желание выздороветь.

Л.Сенека

Но с моей точки зрения намного более вероятно, что «не дышать полной грудью» человеку не дает излишнее внимание родителей. Забота (или «забота») родителей была так велика, что они контролировали чуть ли не каждое действие своего ребенка или опасаясь за его жизнь или же не доверяя ему. Как говорят в народе в подобных случаях – «вздохнуть свободно не давали!»

Дыхание в рабстве?

Когда ребенок находится в животе матери, он полностью на ее «обеспечении», даже дышать не надо. Но когда он рождается, то первое самостоятельное действие, которое он выполняет – вдох. И вполне возможно, что у ребенка эта связь – дыхание и самостоятельное существование, становятся неразрывными понятиями.

И если во взрослом состоянии человек придет к выводу, что его существование с психологической точки зрения не вполне свободно, что он зависит от тех или иных обстоятельств (особенно если он придет к выводу, что мать слишком сильно влияет на него), то это вполне может отразиться на свободе его дыхания.

Ребенок одновременно и желает нежности от матери и боится ее. В нашей стране это емко обозначается фразой «люблю и ненавижу». И вот эта амбивалентность становится в будущем базой для возникновения болезни.

И действительно, считается достаточно хорошо доказанным, что у больных бронхиальной астмой были нарушены ранние отношения с матерью. Возможно, это происходило из-за ее сверх-опеки, от которой ребенок страдал. Возможно с тем, что мать запрещала своему ребенку открытое проявление чувств («не плачь, перестань кричать!»)

Психологи Браутигам и Кристиан тоже считали, что приступ астмы часто предстает эквивалентом подавляемого плача. находили причину подавления плача в упреках и отказах, которым подвергался больной в детстве, если он хотел позвать мать плачем или криком. Браутигам в подтверждение этому пишет: “При астматической одышке одновременно с воздухом могут задерживаться и эмоции”.

Мать источник страха?

Это поведение матери вызывает у ребенка тревогу и страх и желание ЗАДАВИТЬ свои слезы. А так как он не надеется на свои силы, то привлекает для этого ресурсы бессознательного. Он сначала полубессознательно влияет на свои бронхи и при помощи спазма подавляет выражение своих эмоций. Но чем чаще он бывает вынужден пользоваться этим механизмом, тем меньше он может им управлять. И через некоторое время этот процесс полностью выходит из-под его контроля.

И это не простое и пустое теоретизирование. То, что подавление плача ведет к дыхательным затруднения, можно очень хорошо понаблюдать у ребенка, который пытается не заплакать.

Характерная одышка и возникающие при этом хрипы во многом напоминают приступ астмы. И подтверждает эту связь тот факт, что часто приступ астмы заканчивается рыданиями. Больной как бы выплакивает негативные эмоции.

Также исследования психологов говорят, что люди, которые или склонны к бронхиальной астме или же ею болеют, повышенно чувствительны, склонны к реакциям страха, недоверчивы к окружающим людям. Им также достаточно характерно педантичное упрямство в сочетании с конечной уступчивостью.

Психологами замечено также, что многие из них живут с ощущением того, что они постоянно находятся в цейтноте, что они ничего не успевают, они вечно спешат, чтобы везде успеть.

У таких больных отмечается не только повышенное восприятие запаха нечистот, но и «нечистот» в переносном смысле этого слова: к «грязным» поступкам окружающих и собственным «грязным» мыслям.

Глава третья, в которой мы поговорим о социальных корнях бронхиальной астмы.

В 50% (по другим данным до 90%) случаев бронхиальная астма появляется у детей до 5 лет. И у мальчиков чаще, чем у девочек (по данным некоторых авторов в 2-3 раза чаще). Также очень важно то, что в большинстве случаев у детей (у мальчиков в 80-90%, у девочек в 60-75% случаев) бронхиальная астма физического усилия! То есть спазмы повышенно реактивных бронхиол образуются у них в большей степени от физического напряжения, чем от аллергии.

К тому же замечено, что к подростковому возрасту половина их выздоравливает. И это очень удивительно, если стоять только на позициях традиционной медицины, которая считает бронхиальную астму неизлечимым заболеванием.

И это позволяет нам задуматься – может быть, это связано с тем, что мальчиков более жестко контролируют и воспитывают в большем подчинении? Но к определенному возрасту этот ребенок понимает, что пользы от болезни – как от козла молока. И находит такие варианты взаимоотношений с давящим воспитанием, что может обходиться без таких энергоемких защит.

Понятно также, что социальные условия тоже играют не последнюю роль в возникновении болезни. Каждый третий больной бронхиальной астмой вырастает в неполной семье, каждый четвертый в семье алкоголиков.

Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.

А.Шопенгауэр.

Приятная неприятность?

И очень часто бронхиальная астма начинается сразу после развода родителей. Казалось бы – каким местом это может быть связано, если это только аллергическое заболевание? Но это так, а раз так, то это еще один факт в подтверждение психосоматического характера болезни.

То есть пока родители жили вместе, аллергии, например, на пыль, не было (или якобы не было!). Но как только они развелись… Согласен, дорогой мой читатель, что без учета эмоциональных факторов, этого не объяснишь!

Но и это еще не все механизмы, которые могут поддерживать болезнь. Болезнь ребенка может стать тем цементом, который удерживает родителей от развода. И болезнь ребенка нужна ВСЕМ – и родителям (они боятся, что без этого у них не будет повода терпеть друг друга), и самому ребенку потому, что и он боится, что родители разойдутся. И это не только мои теоретические измышления.

Однажды, когда моему сыну было где-то 5-7 месяцев, мы с женой из-за чего-то слегка повздорили. Но это происходило при ребенке! И среди ночи я проснулся из-за того, что у моего сына был классический бронхиальный спазм!

Понятно, что мы его сняли, напоив горячим молоком с медом. Но остаток ночи я не спал!!! И тогда я принял решение, что НИКОГДА (!) при ребенке не буду ссориться с женой. И больше таких спазмов у моего сына не было.