Смекни!
smekni.com

Психологическая удавка или бронхиальная астма, Васютин Александр (стр. 7 из 16)

В этих случаях может сложиться иллюзия, что описанных выше этапов при данном психосоматозе нет. Но это может быть связано с тем, что сила комплекса не столь значительна, чтобы пробить все защиты.

Непоправима только смерть!

Древняя мудрость.

Глава шестая, в которой мы поговорим о том, как психосоматоз может использоваться человеком.

С того момента, как образуется настоящий психосоматоз, в нашем случае – бронхиальная астма, жизнь человека становится неразрывно связана с нею. И, естественно, болезнь неосознаваемо используется им при взаимодействии с другими людьми для изменения их поведения в желаемую им сторону.

Как человек использует болезнь?

С моей точки зрения человек может делать это 4 различными вариантами. Но, понятно, что эти варианты существуют при всех психосоматозах. Только получение вторичной выгоды идет другими способами.

1. «Меч против других». Если человек неосознаваемо использует этот вариант, то у него среди ночи возникает бронхиальный спазм. Естественно, он начинает задыхаться и метаться по кровати. Все домочадцы, конечно же, от этого просыпаются и помогают ему выйти из приступа. Они делают уколы, греют ему ноги и так далее и тому подобное. И только тогда, когда нормальное дыхание восстанавливается, могут лечь спать.

И очень часто бывает так, что утром домочадцы, вконец измочаленные этими ночными тревогами, уходят на работу. А “виновник торжества” спит весь день чуть ли не до их прихода с работы. А ночью все начинается сначала.

Человек в этом случае при помощи приступа болезни или наказывает тех людей, от кого зависит, или же протестует против их поведения. Он заставляет страдать других, хотя сам при этом страдает намного больше.

2. «Меч против себя». В этом случае у человека ночью тоже появляется приступ удушья. Но он делает все, чтобы этим не обеспокоить никого. Он пользуется ингалятором, греет ноги, уходит в другую комнату для того, чтобы другие не слышали тяжелого дыхания и так далее и тому подобное.

Все домочадцы в это время спокойно спят и даже не подозревают, что происходит с больным, который направил этот «меч» против себя. Этот вариант часто появляется тогда, когда человек сам себя винит за какой - либо проступок, который ему никак нельзя было совершать по соображениям своей морали. И приступ является самонаказанием при помощи болезни.

3. «Щит против других». В этом случае приступ (и, вообще, болезнь как явление) дает человеку возможность освободиться от необходимости делать то, что ему делать очень не хочется. Например, не работать на постылой работе. Или как в случае с сыном моей знакомой – не идти в армию.

Человек знает, что если он просто скажет: «Не хочу работать!», то он подвергнется социальному остракизму. Например, как это было в Советском Союзе, когда людей сажали в тюрьму за тунеядство.

Но если ты болеешь, то и взятки с тебя гладки! Даже инвалидность тебе оформят. Бронхиальная астма в последние десятилетия стала одним из самых частых заболеваний, приводящих к инвалидности. Вот тебе и условная приятность!

4. «Щит против себя». В этом случае болезнь используется в качестве ограничителя собственных желаний, которые могут привести к поступкам, несовместимым со шкалой ценностей личности. В этом случае приступы бронхиальной астмы образуются в самый «неподходящий» для человека момент.

Например, у девушки, которая приходит к своему другу домой, во время предварительной любовной игры образуется приступ бронхиальной астмы, который заставляет ее прервать это занятие.

Можно ли легко и просто избавиться от многолетних привычек?

То есть болезнь, кроме непосредственной причины, поддерживается еще массой личностных установок. И если у ребенка появились бронхиальные спазмы потому, что он сдерживал эмоции, так как мама запрещала ему плакать, то, казалось бы – достаточно того, чтобы ты осознал этот механизм, и ты можешь от него освободиться. Но все не так просто!

Если болезнь у ребенка уже «протоптала дорожку» к его бронхам, то, понятно, что она становится механизмом, которым он станет пользоваться в необходимых случаях. И он будет в начале делать это полубессознательно.

И прекрасно демонстрирует это следующий клинический пример. Я однажды вылечил 5-ти летнего мальчика от бронхиальной астмы при помощи простого договора с ним.

Я его спросил: “Болеть плохо?” Он сказал: “Да!” “Тогда давай – откажись от кашля ночью, продай его мне, я заплачу тебе денежку.” И мальчик мне ничего не ответил, а как бы застеснялся, отвернулся от меня и прижался к маме.

Тогда я пошел на второй “круг” и опять спросил: “Ты сказал, что болеть плохо. Так?” Он сказал, что да, плохо! “А маме от этого плохо?” “Да, плохо!” “Тогда, может быть, ты все-таки продашь болезнь мне?” И картина повторилась – он опять отвернулся от меня и прижался к маме. И таким образом я прошел 7 (!) кругов.

Моим аргументом, который переломил ситуацию, явился следующий: “Мама тоже устала от твоего кашля, ей тоже хочется ночью спать спокойно. Она хочет, чтобы ты перестал кашлять. Так, мама?” И когда она подтвердила это, мальчик сказал “Да!”.

Он мысленно положил болезнь в игрушку и я купил ее за 10 копеек. После этой процедуры он перестал кашлять по ночам! С тех пор прошло уже лет пять. И у него не было ни одного приступа бронхиальной астмы!

Дурное затягивает?

Получается так, что этот мальчик чуть ли не сознательно манипулировал мамой при помощи приступов бронхиального спазма для привлечения ее внимания. И когда понял, что больше это делать не удастся, вынужден был отказаться от этого. Мне представляется, что у большинства невротиков симптомы тоже создаются путем бессознательного манипулирования мышцами.

Но с течением времени эта возможность контролировать процесс болезни теряется. Болезнь как бы захватывает плацдарм за плацдармом и, в конце концов, выигрывает эту “игру в поддавки”. И когда образуется истинный психосоматоз, эта возможность полностью теряется.

Надежда - лучший врач из всех, которые мне известны.

А.Дюма-отец.

Болезнь, как лавина, которая сползает со склона горы из-за того, что ее потревожили, начинает двигаться в сторону все большего усиления. И, в конце концов, погребает человека под собой. На этом этапе, даже если человек очень хочет вылечиться и у него появляется достаточно серьезный стимул для выздоровления, мало что можно сделать.

Парадоксально, но факт: лучше и легче лечатся пациенты с тяжелыми и очень тяжелыми формами болезни. Видимо, бессознательное у таких больных «заигралось в доску» и потеряло бессознательный контроль над течением болезни и уже не может использовать ее в целях условной приятности. Что приводит к тому, что болезнь действительно становится опасной. И поэтому бессознательное хватается за любую помощь обеими руками и начинает интенсивно помогать психотерапевту.

Обойдемся без рыцарских турниров?

И вот пишу- пишу я все это. И вдруг меня поразила мысль: «Не увлекся ли я? Не поступаю ли я так же, как те врачи, которые совершенно не признают психосоматический характер бронхиальной астмы?» Мне не хочется, дорогой мой читатель, чтобы у тебя сложилось впечатление, что бронхиальная астма связана только с эмоциональной жизнью человека. Это тоже будет крайность, только в другую сторону.

Я недавно разговаривал с одним очень крупным пульмонологом, доктором наук, профессором и т.д. и т. п. И когда мы заговорили о бронхиальной астме, то мнения наши о ее природе резко разошлись. Я утверждал, что бронхиальная астма ТОЛЬКО психосоматоз. Он же, признавая, что есть психосоматические формы болезни, утверждал при этом, что есть и такие формы, когда психика СОВЕРШЕННО ни при чем.

Мы долго ломали копья друг об друга! Но, в конце концов, оба поняли, что в позиции противоположной стороны тоже есть логика и не надо быть параноиками, то есть стоять насмерть и защищать свою и только свою точку зрения. А надо искать средние, компромиссные варианты объяснения механизмов этой болезни.

И, наверное, наиболее верной при объяснении – почему и как возникают проблемы с дыханием - будет теория ПЛАВАЮЩИХ факторов. То есть, в некоторые моменты на картину болезни больше влияют эмоциональные факторы, в некоторые – аллергические. Да и инфекция, я думаю, в стороне не остается.

И если они взаимоподдерживают друг друга, то есть в момент окончания действия одного фактора на эту «благодатную почву» опускается зерно другого фактора. Все три механизма болезни имеют место быть и плетут неповторимую для каждого пациента паутину болезни, состоящую из всех этих трех компонентов.

Например, человек в детстве получил такое воспитание, что оно создало почву для возникновения в будущем проблем с дыханием. Затем в некотором возрасте он попадает в крайне неприятные обстоятельства жизни. И все те детские корни болезни, которые до этого «спали», пробуждаются к жизни и создают некое внутренне напряжение.

Но оно без органического толчка проявиться не может. И вот человек заболевает какой-либо инфекцией дыхательной системы… Или он впервые встречается с аллергеном и у него развивается аллергическая реакция….

Компромисс – достижение цивилизации?

Как показывает опыт развития науки в 20-м столетии, истина очень часто оказывалась где-то посредине между крайними точками зрения. Как в политике и социуме, так и в научной сфере эпоха антагонистического противостояния (если ты не с нами, значит ты против нас!) постепенно уходит в прошлое. И, слава Богу!