6. Внимание есть результат нервной задержки. Теория внимания как нервного подавления желает объяснить основной факт внимания, а именно исключительное преобладание одного представления над другими, тем, что лежащий в основе первого физиологический нервный процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движений, результатом чего и является факт особой концентрации сознания. Сторонники этой теории Феррьер и Марилье.[3]
Имеется еще одна теория, которая связывает внимание с понятием установки. Она была предложена Д.Н. Узнадзе. Он считает, что внимание нужно характеризовать как процесс объективации, в котором из круга наших первичных восприятий, т.е. восприятий, возникших на основе наших установок, стимулируемых условиями актуальных ситуаций поведения, выделяется какое-нибудь идентифицируясь, одно из них, становится предметом наших познавательных усилий и в результате этого наиболее ясным из актуальных содержаний нашего сознания..
Таким образом, по мнению Узнадзе акт объективации является специфическим состоянием, свойственным человеку – состоянием, которого лишено животное и, на котором по существу строится все преимущество человека, строится возможность нашего логического мышления.
Интересную концепцию внимания предложил П.Я. Гальперин в 1958 году. Он говорил о внимании как самостоятельной форме психической деятельности, продуктом которой является контроль над деятельностью других психических процессов.
Также он утверждал, что все виды умственной познавательной деятельности можно разделить на две группы. Первая – процессы образования образов, фантазии, направленности логического мышления, и вторая – процессы контроля, за тем, чтобы образы и направление мышления не уходили слишком далеко от действительности. Отсюда понятно, что контроль – это отдельное психическое действие. Благодаря ему происходит совершенствование всякой деятельности.
Л. С. Выготский имел свои взгляды на проблему внимания. В частности, он указывал, что внимание следует понимать, не иначе, как известную систему реакций установки, т. е. таких подготовительных реакций организма, которые приводят тело в нужное положение и состояние и подготавливают его к предстоящей деятельности. С этой точки зрения реакции установки ничем решительно не отличаются от всех прочих реакций. В них очень легко обнаружить и показать те же самые необходимые три момента, которые возникают при полном протекании какой-либо реакции.
Первый из них – это наличие соответствующего раздражения, толчка или импульса, в чем бы он ни выражался, в каком-нибудь внешнем впечатлении или во внутреннем раздражителе, непроизнесенном, слове, желании, эмоции и т. п. Без такой опорной точки не возникает никогда ни одна реакция установки.
Далее следует момент центральной переработки этого импульса, о наличии которого мы можем судить по тому, какие разнообразные формы принимают эти реакции; хотя бы вызванные одним и тем же толчком, в зависимости от разнообразия и сложности тех состояний, в которых находится центральная нервная система.
Наконец, третий момент реакции - ее ответный эффект, который всегда реализуется при внимании в ряде движений внешних или внутренних, в ряде соматических реакций внутренних органов, или внутренней секреции. Реакция установки в этом смысле есть самая обычная реакция организма, но только на ее долю в поведении человека выпадает особая роль - подготовка нашего будущего поведения. Поэтому предварительную реакцию установки можно назвать предреакцией.
О связи внимания и установки Лев Семенович утверждал, что реакции установки необходимо характеризовать с нескольких сторон. Первое, что позволяет различать между собой реакции установки – это так называемый их объем, т.е. то количество одновременных раздражителей, которое при данной установке может быть включено в механизм действия поведения.
Интересную идею Выготский высказал также о соотношении внимания и рассеянности. По его мнению, эти понятия не так противоположны как кажется на первый взгляд. Выготский считал, что с психологической точки зрения приходится различать две совершенно несходные, стороны в рассеянности. Рассеянность может проистекать, действительно, из слабости внимания. Однако существует другой вид рассеянности, который проистекает из непременного сужения сознания при концентрации внимания, когда целый ряд идущих на нас раздражений остаётся нейтральным и не возбуждает ответных реакций с нашей стороны. Как сказал по этому поводу сам Лев Семенович, «Быть внимательным к чему-либо непременно предполагает быть рассеянным по отношению ко всему остальному. Зависимость приобретает совершенно математический характер прямой пропорциональности, и мы можем прямо сказать: чем больше сила внимания, тем больше и сила рассеяния…»[1].
На сегодняшний день в понятие «внимания» вкладывается различное содержание и поэтому ему даются разные определения. Наиболее распространена точка зрения профессора Н.Ф. Добрынина, к которой пришел ученый на протяжении многолетних наблюдений и экспериментальных работ, и именно этой точки зрения мы будем придерживаться в своей работе. Так Н.Ф. Добрынин дает следующее определение внимания: «Внимание - это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте». По мнению Добрынина, за вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности, т.е. её готовность к действию. Они вызывают изменение отношения к объекту. Это изменение отношения к объекту выражается во внимании – в изменении образа этого объекта, он становится более ясным и отчетливым. Во внимании находит выражение связь сознания с предметом: чем активнее сознательная деятельность, тем отчетливее выступает объект; чем отчетливее выступает в сознании объект, тем интенсивнее и само сознание.
Добрынин также указывает, что внимание тесным образом связано с деятельностью. Лишь совершая мысленно какую-нибудь деятельность, направленную на объект, можно поддержать сосредоточенность на нем своего внимания. Он говорит, что внимание – это не самостоятельный процесс. Оно является стороной других каких-либо психических процессов, например, восприятия, памяти и т.п., которые не могут существовать без этой необходимой стороны.
Традиционно принято в психологии разделять внимание на произвольное и непроизвольное.
Отличительная особенность непроизвольного внимания заключается в том, что оно возникает в силу особых свойств самого объекта для индивидуума. Отсюда определение: непроuзвольное внимание - это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенностей как раздражителя. Немов называетпроизвольное вниманиеактивным или волевым. Этим он указывает, что, во-первых, инициатива в формировании произвольного внимания принадлежит субъекту, а во-вторых, что способ его формирования – за счет усилий воли человека. Он определяет произвольное вниманиекак сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, независимое от свойств самого объекта: его привлекательности, внешних и внутренних свойств, интереса к нему наблюдателя. Произвольное внимание служит для достижения поставленной и принятой к исполнению цели. По его мнению, в зависимости от характера условий и от системы деятельности, в которую включены акты произвольного внимания, можно выделить следующие его разновидности:
1. Процессы намеренного обращения внимания могут протекать легко и без помех. Такое внимание он называет собственно произвольным.
Необходимость в волевом внимании возникает в ситуации конфликта между разными мотивами. Борьба с самим собой – суть любых процессов волевого внимания.
2. Волевой характер выжидательного вниманияособенно проявляется в ситуациях решения так называемых задач на бдительность.
3. Особенно важный вариант развития произвольного внимания заключается в трансформации волевого внимания в спонтанное. Функция непроизвольного внимания состоит в создании спонтанного внимания. Спонтанное внимание обладает качествами как произвольного, так и непроизвольного внимания. С произвольным вниманием его роднит активность целенаправленность, подчиненность намерению внимать выбранному объекту или виду деятельности. Общим моментом с непроизвольным вниманием является отсутствие усилия, эмоционального сопровождения. В настоящее время произвольное внимание понимается как деятельность, направленная на контроль поведения, поддержание устойчивой избирательной активности.
Послепроизвольное внимание –это активное, целенаправленное сосредоточение сознания, не требующее волевых усилий высокого интереса к деятельности.
Выделяют следующие свойства внимания: устойчивость, концентрация, переключаемость и объём. Так как в нашей работе мы касаемся только устойчивости внимания, то мы дадим лишь краткое определение других свойств, а затем остановимся на интересующем нас свойстве.
Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в относительно короткий отрезок времени. Ряд исследователей в понимании объёма внимания предлагают исходить из объёма информации, на котором может сосредоточиться сознание субъекта с тем, чтобы оперировать этой информацией. Современные исследования позволили сделать вывод, что объём внимания определяется шестью элементами. При дальнейшем увеличении числа элементов происходит их структурирование.