Смекни!
smekni.com

Семейная психология (стр. 12 из 19)

Если один из брачных партнеров понимает и знает характер другого, то это помогает ему правильно реагировать на те или иные поступки.

В супружестве возможны разнообразные сочетания типов, что и создает уникальный психологический климат любой семьи. Разумеется, для каждого из описанных типов характерны свои особые конфликтные ситуации. Однако если супруги проявляют достаточно благоразумия, терпимы и уступчивы, то акцентированные черты характера не представляют угрозы для стабильности брака.

Есть и другой аспект проблемы: в брачно-семейных консультациях, куда обращаются супруги, работающему с ними специалисту требуется поставить «диагноз» каждому из них, т. е. определить их характерологические особенности. Без этого вряд ли возможно успешно и эффективно оказать помощь супругам.

Итак, знание типов характеров и темпераментов помогает нам лучше понимать как самих себя, так и других людей. Эти знания дают нам возможность более эффективно и плодотворно строить наши супружеские взаимоотношения.

2. 2 НЕУДОВЛЕТВОРЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА УСТОЙЧИВОСТЬ БРАКА

К сожалению, в научной литературе остались без внимания и анализа те жизненные ситуации, в которых потребности членов семьи не удовлетворяются или удовлетворяются недостаточно. В подобных ситуациях члены семьи испытывают лишения, нужду, острую нехватку средств. Возникает вопрос: в какой мере подобные лишения разрушают устойчивость брака, как они влияют на супружеские взаимоотношения, что происходит с человеком, когда не удовлетворяются его разнообразные потребности?

Отсутствие возможностей удовлетворения тех или иных потребностей личности создает чрезвычайную ситуацию, так как порождает самые разнообразные отрицательные чувства, состояние социального и психологического дискомфорта, напряжения, лишения. Например, соматические и психические изменения, связанные с хроническим голодом, известны не только медикам, но десяткам и даже сотням миллионов людей, живущих на Земле.

Во многих жарких и засушливых районах мира обеспечение пресной водой без всякого преувеличения является вопросом жизни и смерти. В этом отношении нет никакой нужды описывать психические состояния и ощущения человека, испытывающего жажду. Ощущения голода и жажды — наиболее яркие примеры психических следствий при неудовлетворении жизненно важных потребностей личности.

Неудовлетворение других потребностей личности, особенно так называемых социогенных, возможно, и не так катастрофично, как удовлетворение потребностей в пище и воде, но тем не менее последствия могут быть самые тяжелые и мучительные для психического здоровья личности.

Если в браке не удовлетворяется сексуальная потребность хотя бы одного из супругов, то возможны различные отрицательные последствия: измена, половая холодность женщины, появление мыслей о расторжении данного брака и др. Таким образом, устойчивость семейных отношений ставится под угрозу.

Любой человек в жизни сталкивается с ситуацией, когда удовлетворение его желаний и потребностей затруднено или блокировано. Можно сказать, что всем нам хорошо известно состояние лишения, дефицита или, другими словами, депривации.

Социальная депривация — это прежде всего те лишения и трудности, которые испытывает человек в общественно-экономическом бытии.

Иными словами, депривация — такое состояние, в результате которого сформировавшиеся в прошлом потребности личности (семьи, коллектива и т. п. ) не удовлетворяются или удовлетворяются в минимальной степени. Блокирование удовлетворения потребностей вызывает состояние психической напряженности и часто может приводить к весьма отрицательным последствиям как для самого объекта депривации, так и для среды его ближайшего окружения. Итак, если члены семьи не могут удовлетворить свои материальные или эмоционально-психологические потребности, то возникает семейная депривация. Под ней мы понимаем объективно выраженную и субъективно оцененную резкую нехватку, или отсутствие средств для удовлетворения потребности.

Естественно, что при отсутствии той или иной потребности наличие блокирующих условий ее удовлетворения (наличие депривационной ситуации) не может вылиться в депривацию. Так, например, возросший дефицит на места в хорошие детские ясли не отразится на поведении людей, не имеющих ребенка, хотя сама по себе депривационная ситуация будет налицо. Она будет существовать в виде информированности о дефиците и определенного отношения к нему. Однако в данном случае и знание, и отношение, существуя как таковые, не значимы для личности, они не повлекут за собой изменения ее поведения. Таким образом, очевидно, что возможность удовлетворения несформированной потребности не может привести к депривации.

Следует отметить, что, говоря о депривационной ситуации и о социальной депривации как таковой, мы относим их к блокированию определенной, конкретной потребности, а не к общему состоянию личности. Совокупность тех или иных неудовлетворенных или минимально удовлетворенных потребностей личности постоянно влияет на степень удовлетворенности человека жизнью вообще и семейной жизнью в частности. Более того, комплекс неудовлетворенных потребностей, создавая мощное психическое напряжение, является питательной почвой для развития депривационной ситуации относительно комплекса других потребностей. Указанную взаимозависимость условий удовлетворения потребностей можно проследить на примере конфликтов, возникающих между супругами и родителями, детьми из-за острого дефицита времени на общение и хронических напряжений, которые в свою очередь были вызваны чрезмерной загрузкой на работе или решением бытовых вопросов.

Соотношение, комбинация потребностей, удовлетворяемых в различной степени, дифференциация влияния частных депривации на общий уровень состояния личности — вопрос следующего, более высокого уровня изучения, анализ которого мы приведем несколько позже.

При наличии той или иной потребности возникает необходимость в ее удовлетворении, с позиции которой рассматриваются различные ситуации, представляющие собой условия реализации потребности. Условия реализации — объективные возможности удовлетворения потребности. Но для депривационной ситуации характерно не только наличие объективно неудовлетворительных условий, но также и признание их таковыми личностью, супружеской парой.

Проиллюстрируем сказанное примером. Степень удовлетворения целого комплекса потребностей — будь то физиологические, психологические или социальные — находится в зависимости от размера душевого дохода. В данном случае критерием оценки условий реализации потребностей является разница между индивидуальным доходом и прожиточным минимумом. Если разница отрицательная, т. е. доход меньше прожиточного минимума, то реализация одних потребностей затрудняется, других блокируется. И наоборот, чем больше положительная разница, тем более благоприятные условия создаются для удовлетворения потребностей.

В данном случае величина душевого дохода выступает объективным, фактором депривационной ситуации. Субъективным фактором является степень удовлетворенности личности, супружеской пары данным уровнем обеспеченности, т. е. оценка достаточности уровня дохода для реализации потребностей. Одной группой лиц ежемесячный душевой доход в размере 120 у. е. может расцениваться как вполне удовлетворительный, другой — как минимально достаточный, третьей — как совершенно неудовлетворительный. Таким образом, самые, казалось бы, благоприятные жилищные или, допустим, материальные условия могут выступать и как достаточные и как недостаточные для реализации тех или иных потребностей.

Таким образом, одним из наименее изученных и, на наш взгляд, весьма перспективных направлений социолого-демографических исследований семьи является проблема семейного восприятия, оценки разнообразных условий жизнедеятельности. Возможно, что при углубленном анализе данного раздела мы сможем ответить на вопрос, почему при равных социально-экономических условиях одним парам удается сохранить семью, а другим нет.

Теория социальной депривации, позволяющая ответить на вопросы, какая степень ограничения и каких именно потребностей приводит к дезорганизации деятельности семьи, теснейшим образом связана с концепцией устойчивости брака. Строго говоря, семейная депривация является составной частью концепции устойчивости брака, так как последняя рассматривает систему факторов, влияющих на степень оптимальности функционирования семейной структуры. Заметим, что подобная трактовка устойчивости брака возникла из попытки дифференциации браков не только по критерию сохранения или несохранения официального брачного статуса, но и с точки зрения удовлетворенности супругов в целом семейной жизнью.

Когда мы говорим об устойчивости брака, мы выделяем две основные системы факторов, ее определяющих. Первая — система социально-экономических факторов (жилье, материальное положение, бюджет времени, условия труда и т. п. ), которая является ведущей. Вторая — система социально-психологических факторов, которая определяет степень успешности выполнения супружеской парой всех многообразных семейных функций, степень успешности семейного сотрудничества и кооперации, степень удовлетворенности семейной жизнью. Устойчивость брака зависит от взаимосвязанных действий факторов обоих порядков.

В том случае, когда возможность удовлетворения потребностей одной или сразу двух систем ограничена (блокирована), возникает дестабилизация брачно-семейной жизни. Таким образом, в отношении семейной депривации логично выделить те же две системы.