Мур (Moore, 1994) предполагает, что принятие судьбы является очень важным моментом в принятии и прощении. Он советует людям рассматривать отношения с обязательствами как «иногда счастливые, а иногда оскорбительные моменты. Тогда нас не будут удивлять возникшие испытания». Если бы неожиданные повороты в браке и трудности, которые закаляют, принимались как нечто неизбежное, что супруги не могут прогнозировать, контролировать или предотвращать, тогда они не расходились бы во мнениях и с уважением относились бы к таинственным явлениям жизни и судьбы. Вместо того чтобы стоять на позиции «это твоя вина», особый акцент следует делать на том, что «тайны жизни и трудности, которые она представляет нам в нашем путешествии», неприкосновенны.
Мур (1994) показывает, как принятие элемента судьбы может вывести из конфликтных ситуаций и сориентировать супругов в направлении эффективного разрешения проблем: «Фатальность в отношениях может оказаться не только необычными обстоятельствами или синхронными событиями, но также элементом в самых обычных обстоятельствах, когда не следует брать на себя полную ответственность за то, что произошло. Если карьера человека развивается в определенном направлении, это развитие может быть вызвано отчасти решениями и осознанными выборами, а отчасти постепенным раскрытием души; сюда подключаются неведомые силы и более глубокие мотивации. Иногда супруги затрачивают очень много энергии и времени на обсуждение того, что уже сделанные ими выборы могли оказаться более эффективными, они вместе, при наличии определенного уровня сдержанности и восприимчивости, рассматривают странные вещи, которые вошли в их жизнь».
Принятие неконтролируемых элементов, входящих в жизнь пары, открывает путь к тому, чтобы простить партнера за то, что его действия или мысли не соответствовали нашим прогнозам и не предполагают нашего личного участия. Подобное принятие позволяет нам в наиболее сложных ситуациях почувствовать положительную связь с партнером, расширить наши собственные способности к росту и гуманно искать пути, которые будут эффективны в любой представленной ситуации.
Таким образом, основное значение в супружеских отношениях имеют нравственно-психологические основы, на которых строятся взаимоотношения супругов.
Семейная жизнь удачна, если супруги пришли к соглашению относительно взаимных прав и обязанностей. Каждый из супругов имеет свое определенное представление о том, какие права и обязанности должны быть у «жены», «мужа», что такое «хороший муж», что такое «хорошая хозяйка». Обязанности — это то, что ожидает, а часто и требует другой брачный партнер. Таким образом, права и обязанности есть содержание брачных ролей, вытекающее из взаимодействия двух «Я» в такой малой группе, какой является семья.
Эффективность супружеского сотрудничества и кооперации во многом зависит от того, в какой мере между супругами существует согласие, которое основывается на одинаковой оценке различных жизненных ситуаций, на учете взаимных интересов, на понимании душевных переживаний другого брачного партнера.
Для исследования по выявлению роли нравственно-психологических основ в супружеских отношениях нами был проведен эксперимент. В эксперименте участвовали 10 супружеских пар (супруги в возрасте до 35 лет, для всех участников эксперимента брак первый, продолжительность совместной жизни от 1 года до 6 лет).
Цель эксперимента: Выявить роль нравственно-психологических основ в супружеских отношениях.
Задачи:
1. Изучить проявления типов характера в супружеских отношениях.
2. Рассмотреть влияние самооценки партнеров на супружеские взаимоотношения.
3. Определить согласованность семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре.
4. Сделать вывод о роли нравственно-психологических основ в супружеских отношениях.
5. Разработать рекомендации по коррекции супружеских отношений.
Для изучения проявления различных типов характера в супружеских отношениях мы использовали тест Тимоти Лири (см. приложение 1).
Опросник представляет собой набор, состоящий из 128 характерологических утверждений, т. е. он дает описание особенностей человека на уровне характера. Он предназначен для измерения степени выраженности следующих свойств:
1. Доминантность, склонность к руководству, лидерские данные.
2. Уверенность в себе, самостоятельность.
3. Непреклонность, воля, настойчивость, консерватизм.
4. Независимость, отчужденность, холодность, дистанция в общении.
5. Зависимость, подчиненность, неприспособленность.
6. Неуверенность в себе, незрелость, несамостоятельность.
7. Общительность, уживчивость, ориентация на мнение окружающих.
8. Отзывчивость, самопожертвование, альтруизм.
Степень выраженности каждого свойства оценивается по шестнадцатибалльной шкале. При обработке подсчитывается число определений, относящихся к каждому свойству, выбранных испытуемым.
Для исследования самооценки супругов мы использовали тест «Самооценка» (см. приложение 2). Испытуемым было предложено из 4 наборов качеств выписать те, которые они считают наиболее ценными. Затем каждый испытуемый в выписанных качествах должен был выделить те, которыми он, на его взгляд, реально обладает.
Для определения согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре нами использовалась методика «РОП», разработанная А. Н. Волковой. Данная методика входит в комплексную программу практической работы с супружеской парой (см. приложение 3).
Методика «РОП» позволяет определить:
1. Представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнеров. Эти показатели, отражая основные функции семьи, составляют шкалу семейных ценностей (ШСЦ).
2. Представления супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, объединенные шкалой ролевых ожиданий и притязаний (ШРОП).
Каждому участнику были выданы бланки и тексты опросников с подробными инструкциями. Участники самостоятельно отвечали на предложенные вопросы. Затем проводилась интерпретация методик, выявлялись «области конфликта» в их семьях.
Таблицы результатов и диаграммы см. в приложении 4.
По тесту «Самооценка» мы получили следующий результат:
а) Низкий уровень – 13%
б) Ниже среднего – 0%
в) Средний уровень – 15%
г) Выше среднего – 22%
д) Высокий уровень – 15%
е) Неадекватно высокая – 35%
По тесту Тимоти Лиримы определили причины личностных и межличностных конфликтов супругов. Причинами личностных конфликтов были названы:
1. Шкала 4 - Негативное лидерство (подозрительность, обидчивость, самодурство, неудавшееся стремление лидировать) – 48%.
2. Шкала 1 - Желание доминировать (иметь успех, значение в глазах других, распоряжаться) – 20%.
3. Шкала 3 - Консерватизм (раздражительность, достижение цели любыми средствами; если встречает сопротивление, проявляет агрессию) – 25%.
4. Шкала 7 - Конформизм (внушаемость, боязнь общественного мнения) – 7%.
Было отмечено, что консерватизм, стремление доминировать свойственны людям с завышенной самооценкой, в то время как негативное лидерство и конформизм проявляются людьми с низким и ниже среднего уровнем самооценки.
Причины межличностных конфликтов супругов:
1. Шкала 4 - Негативное лидерство (подозрительность, обидчивость, самодурство, неудавшееся стремление лидировать) – 58%.
2. Шкала 1 - Желание доминировать (иметь успех, значение в глазах других, распоряжаться) – 23%.
3. Шкала 5 – Уступчивость (комплекс неполноценности, социальная неприспособленность, ущербная самооценка) – 15%.
4. Отрицают наличие конфликта – 4%.
В сфере межличностных конфликтов так же прослеживается прямая зависимость от самооценки участников. В супружеских парах возникает конфликт,
а) когда оба партнера имеют высокую самооценку и стремятся доминировать в отношениях;
б) когда оба партнера имеют заниженную самооценку, слишком неуверенны и не находят поддержку друг в друге;
в) когда один из партнеров имеет высокую, а другой партнер – низкую самооценку (первый недоволен излишней уступчивостью второго, не желает опекать его, ищет сотрудничества, а не подчинения).
По методике «РОП» мы получили, что 56% супругов придают значимость сексуальным отношениям в супружестве, установка на личностную идентификацию с партнером диагностирована только у 23%. Низкий показатель по данной шкале может свидетельствовать об установке супругов на личностную автономию, что является следствием межличностного конфликта. Установка супруга (ги) на реализацию хозяйственно-бытовых функций семьи диагностирована у 38% опрошенных. Это свидетельствует о наличии требований мужа (жены) к участию супруга в организации быта, о большом значении имеют хозяйственно-бытовых умений и навыков партнера. 67% супругов, принимавших участие в исследовании, придают большое значение родительским обязанностям, считают родительство основной ценностью, концентрирующей вокруг себя жизнь семьи. Наличие установки супруга(и) на значимость внешней социальной активности (профессиональной, общественной) для стабильности брачно-семейных отношений мы констатировали у 42% опрошенных. Это показатель значимости для мужа (жены) внесемейных интересов, являющихся основными ценностями в процессе межличностного взаимодействия супругов. Установку супруга(и) на значимость эмоционально-психотерапевтической функции брака мы констатировали у 18% опрошенных. Этот показатель может обозначать значимости для супруга (и) взаимной моральной и эмоциональной поддержки членов семьи, ориентация на брак как среду, способствующую психологической разрядке и стабилизации. Низкий показатель по данной шкале свидетельствует о наличии конфликта в семье. Установку мужа (жены) на значимость внешнего облика, его соответствия стандартам современной моды мы выявили у 59% опрошенных. Это показатель показатель ориентации супруга (и) на современные образцы внешнего облика.