Смекни!
smekni.com

Социальная структура и социальная стратификация (стр. 2 из 3)

В первом случае раб обладал всеми правами младшего члена семьи, жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать.

На зрелой стадии раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не владел собственностью, но сам считался собственностью хозяина. Так рабство превратилось в рабовладение. Когда говорят о рабстве как об историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию.

Касты. Как и рабство, кастовый строй характеризует закрытое общество и жесткую стратификацию. Он возник в Индии и отчасти в Африке.

Кастой называют социальную группу (страут), членством в которой человек обязан исключительно рождению. Человек не может перейти из одной касты в другую при этой жизни.

Согласно ее канонам, люди проживают больше, чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того. Каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот.

Формой стратификации являются сословия. В феодальных обществах, которые существовали в Европе в IX-XIV вв., люди разделялись на сословия.

Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными обычаям или юридическим законом и передаваемым по наследству правами и обязанностями.

Права и обязанности каждого сословия определялись религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между сословиями, сколько внутри них.

Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус.

Термин «стратификация» пришел из геологии, где он обозначает расположение пластов земли по вертикали. Социология уподобила строение общества строению Земли и разметила социальные слои (страты) также по вертикали.

Стратификация социальная – социальное учение о структуре общества. Согласно теории социальной стратификации, общество делится на социальные слои или страты. За основу деления принимаются различные признаки: экономические, политические, биологические, расовые, религиозные и другие. Понятие социальной стратификации включает деление общества на группы, страты и классы в зависимости от их социального и экономического положения. Социальная стратификация характеризуется подвижностью, изменчивостью, так как она зависит от социальной мобильности, то есть перемещения людей из одной страны или класса в другую.

В современной политической науке процедура, при которой из совокупности сначала отбираются подгруппы по признаку наличия у них членов одного или более общих свойств, а затем из каждой из этих подгрупп по отдельности берется выборка.

Основанием социальной стратификации является лестница доходов: бедняки занимают низшую, зажиточные группы населения – среднюю, богатые – верхнюю ступеньку. Крупные общественные страты именуют еще классами, внутри которых можно обнаружить более мелкие подразделения, которые собственно и называются слоями, или стратами: класс богатых состоит из верхов (очень богатых миллиардеров) и нижнего (просто богатых, миллионеров) слоев, средний класс – из трех слоев; класс бедняков – из двух. Самый нижний слой именуют андерклассом, или «социальным дном». Доход, власть, престиж и образование определяют совокупный социально-экономический статус, то есть положение и место человека в обществе.

Стратификация возникла одновременно с зарождением человеческого общества. В зачаточной форме она обнаружена уже в простом (первобытном) обществе. С появлением раннего государства – восточной деспотии – стратификация ужесточается, а по мере развития европейского общества, либерализации нравов – смягчается. Сословный строй либеральнее кастового и рабства, а пришедший на смену сословному классовый строй еще более либерален.

Поскольку стратификация рассматривается как продукт разделения труда, функционалисты считают, что социальное неравенство определяется в первую очередь значимостью и престижем функций, выполняемых для общества. Если под этим углом зрения проанализировать стабильные общества современного типа, этот вывод окажется подтвержденным в высокой степени. Действительно, профессия стала определяющим критерием расслоения и профессиональный статус отдельного человека или социальной группы тесно связан с такими основаниями стратификации, как доходы (собственность), власть (положение в системе управления) и престиж (признание социальной значимости этой работы). Поэтому образование рассматривается как источник приращения социального капитала личности, возможность получить хорошую профессию, обеспечить более высокий уровень жизни, обрести новый статус.

3. Особенности стратификационных процессов современного российского общества

Советское общество никогда не было социально однородным, в нем всегда существовала социальная стратификация, представляющая собой иерархически упорядоченное неравенство. Социальные группы формировали подобие пирамиды, в которой слои различались объемом власти, престижа, богатства. Поскольку отсутствовала частная собственность, то не было экономической базы для возникновения классов в западном понимании. Общество являлось не открытым, а закрытым, наподобие сословно-кастового. Однако и сословий в привычном смысле слова в советском обществе не существовало, поскольку не было правового закрепления социального статуса, как это было в феодальной Европе.

Вместе с тем в советском обществе реально существовали классоподобные и сословно-подобные группы. В течение 70 лет советское общество представляло собой самое мобильное в мире общество наряду с Америкой. По оценкам американских социологов, самым динамичным советское общество было в плане не только образования и социальной мобильности, но и индустриального развития. Долгие годы СССР удерживал первые места по темпам индустриального прогресса. Все это признаки современного индустриального общества, которые выдвинули СССР, о чем писали западные социологи, в число лидирующих наций мира.

В то же время советское общество необходимо отнести к сословному. В основе сословной стратификации лежит внеэкономическое принуждение, которое сохранялось в СССР на протяжении 70 с лишним лет. Место правового закрепления социального статуса заняло идеологическое и партийное. Хотя идеалы большевиков не имели ничего общего с феодальными принципами, советское государство вернулось к ним на практике – существенно видоизменив их – в том, что поделило население на «податные» и «неподатные» слои.

Россию следует относить к смешанному типу стратификации, но с существенной оговоркой. В отличие от Англии и Японии феодальные пережитки не сохранились здесь в виде живой и высокочтимой традиции, они не наслоились на новую классовую структуру. Никакой исторической преемственности не существовало. Напротив, в России сословный строй вначале был подорван капитализмом, а затем окончательно уничтожен большевиками. Классы, не успевшие развиться при капитализме, также были уничтожены. Тем не менее существенные, хотя и модифицированные элементы той и другой системы стратификации возродились при таком типе общества, которое в принципе не переносит никакой стратификации, никакого неравенства. Это исторически новый и уникальный тип смешанной стратификации.

С середины 80-х и начала 90-х гг. Россия повернула к рыночным отношениям, демократии и классовому обществу по типу западного. В течение 5 лет в стране уже почти сформировался высший класс собственников, составляющий около 5% всего населения, образовались социальные низы общества, уровень жизни которых находится за чертой бедности. А середину социальной пирамиды занимают мелкие предприниматели, с разной степенью успеха пытающиеся попасть в правящий класс.

Основу, или социальную базу, высшего класса составила все та же номенклатура, которая к началу экономических реформ занимала ключевые посты в экономике, политике, культуре. По сути, номенклатура лишь легализовала свое положение реального распорядителя и собственника средств производства.

Возможности вертикальной мобильности для большинства населения открылись очень неожиданно и очень быстро закрылись. Пробраться в высший класс общества через 5 лет после начала реформ стало практически невозможно. Его емкость объективно ограничена и составляет не более 5% численности населения. Легкость, с какой делались крупные капиталы в первую «пятилетку» капитализма, исчезла. Сегодня, чтобы получить доступ в элиту, необходимы капиталы и возможности, какими большинство людей не располагают. Происходит как бы закрытие высшего класса, он принимает законы, ограничивающие доступ в его ряды, создает частные школы, которые затрудняют получение другими нужного образования. Сфера развлечений элиты уже недоступна всем другим категориям. Она включает не только дорогие салоны, пансионаты, бары, клубы, но и отдых на мировых курортах.

Вместе с тем открыт доступ в сельский и городской средний класс. Средние городские слои еще не сформировались. Но их пополнение зависит от того, как скоро «новые русские», элита общества и руководство страны будут оплачивать квалифицированный умственный труд не по прожиточному минимуму, а по его рыночной цене. Основу среднего класса на Западе составляют учителя, адвокаты, врачи, журналисты, писатели, ученые и средние менеджеры. От успехов в становлении среднего класса будут зависеть устойчивость и процветание российского общества.