Смекни!
smekni.com

Психология мышления 2 (стр. 3 из 7)

Итак, нам стали известны и инструментарий мыслительной деятель­ности, т.е. то, с помощью чего она осуществляется и единицы мысли­тельной деятельности, т.е. то, чем мысль оперирует. Т.о, можно рассмотреть психологические основания понимания, т.е. то ради чего человек осуществляет свою мыслительную деятельность.

3. О психологии понимания

Понимание - это способность человека усматривать разнообраз­ные связи и отношения одного объекта с другими. Психологическая сущ­ность понимания особенно ярко проявляет себя при его нарушениях.

Установлено, что расстройства понимания проявляются и при семантичес­кой афазии - речевых нарушениях, и при симультанной агнозии, т. е. деструкции предметно-пространственных структур. Следовательно, в про­цессе понимания задействованы как речевая, так и образная сферы. Таким образом, механизм расстройства понимания подтверждает ранее высказанное суждение о психологической структуре понятия. Последую­щий анализ причин нарушения понимания показал, что в обоих случаях расстройства понимания есть следствие разлаженности взаимодействия и взаимоперевода образных и речевых элементов мышления. Таким обра­зом, процесс понимания выражает процесс взаимодействия образов и речи, процесс взаимоперевода с языка образов на язык слов и обратно. В ходе установления субъектом однозначного соответствия между образом изучаемого явления и его языковым символом формируется по­нимание явления. Именно здесь, по-видимому, скрыты объективные осно­вания «озарения», «инсайта», «интуиции». Каковы же основные признаки понимания? В. И. Гинецинский выделяет следующие признаки понимания. Важнейший признак понимания — это вариативность способов ви­дения одного и того же объекта или одних и тех же свойств в различных связях и отношениях. Понимание обеспечивает целый ряд других спо­собностей:

Во-первых, способность к переносу уже известного знания в новые условия. Это становится возможным за счет нового видения известного знания.

Во-вторых, способность перевода абстрактно-логических форм ин­формации в ее образно-наглядные формы.

В-третьих, способность к узнаванию нечто общего в разных форму­лировках.

В-четвертых, способность к классификации, группировке, системати­зации объектов.

В-пятых, способность к самостоятельному переформулированию зна­ния в системе разных понятий.

В-шестых, способность к доказательству и обоснованию теоретичес­ких положений.

В-седьмых, способность решать нестандартные задачи.

С практической точки зрения важно знать некоторые приемы, с помо­щью которых можно судить о наличии понимания. Каковы же эти приемы?

Если субъект:

• выделяет главную, существенную информацию,

• производит смысловую группировку материала в определенной последовательности,

• производит перекомпоновку материала и включает его в новый контекст,

• включает объект в разнообразные связи и отношения с другими объектами,

• узнает предмет, объект, описанный другими языками (кодами),

• отображает смысловой материал в графической форме,

• производит критическую оценку материала,

• умеет самостоятельно изложить (письменно или устно) прочитанное или услышанное,

• решает нестандартные задачи, то, субъект, тем самым, демонстрирует понимание.[5]

В максимальной степени способность к творческой деятельности про­является посредством так называемого креативного мышления. Данные способности требуются от человека, находящегося в необычной для него интеллектуальной ситуации, которая требует от него новой, непривычной точки зрения. Хотя бы по этой причине эти способности встречаются в развитой форме у немногих людей.

4. Творческое мышление и креативные способности

В максимальной степени способность к творческой деятельности проявляется посредством так называемого креативного мышления. Данные способности требуются от человека, находящегося в необычной для него интеллектуальной ситуации, которая требует от него новой, непривычной точки зрения. Хотя бы по этой причине эти способности встречаются в развитой форме у немногих людей.

«Креативность (от лат. сгеайо - созидание) - это способность по­рождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности, -. Основу креатив­ности составляет дивергентное мышление, проявляющееся в способнос­ти разнонаправленного и вариативного «поиска разных, в равной мере правильных решений относительно одной и той же ситуации».[6]

Нередко эти понятия употребляются как синонимичные. Показателями креативного или дивергентного мышления являются определенные свойства интеллектуальной деятельности человека:

1) беглость мышления, т.е. количество идей, возникающих в едини­цу времени;

2) оригинальность мышления, т.е. способность субъекта произ­водить «редкие» идеи, отличающиеся от общепринятых, типичных от­ветов;

3)восприимчивость мышления, т.е. чувствительность субъекта к необычным деталям, противоречия и неопределенности, а также готов­ность гибко и быстро переключаться с одной идеи на другую;

4)метафоричность мышления, т.е. готовность субъекта работать в фантастическом, «невозможном» контексте, склонность использовать сим­волические, ассоциативные средства для выражения своих мыслей, а так­ же умение в простом видеть сложное и, напротив, в сложном - простое;

5)гибкость мышления, т.е. количество модификаций в ответах;

6)чувствительность к проблемам: характеризуется количеством выдвинутых проблем по данной теме.

Типичными для диагностики креативности являются следующего задания: назвать все возможные способы использования знакомого предмета; назвать все предметы принадлежащие определенному классу (например, перечислить примеры жидкостей, которые горят); продолжить метафору (к примеру: «жен­ская красота подобна осени, она ...»); сделать законченное изображение на основе простой графической формы (например, круга) и т.д. Наиболее рас­пространенными являются первые два - количество сформулированных идей и степень их редкости в сравнении с ответами других испытуемых.

Рассмотрим психологические механизмы творческой деятельности, в частности ее основные этапы и психологические механизмы, обеспечивающие их реализацию.

Этапы творческого процесса Основные психические процессы,

задействованные при этом

1.Период интеллектуальной Память, наглядно-образное и вербально-логическое

готовности мышление продуктивной и критической направленности

2.Усмотрение проблемы

3.Формулировка задачи

4.Поиск решения Те же, что и на 1-3 этапах, а так же воображение и интуиция

5.Получение принципа Доминирующая роль интуиции и решения наглядно-

образногомышления

6. Превращение принципа в схему Донинирование вербально-логическoro мышления

7. Техническое оформление продуктивной направленности

и развертывание изобретенного,

(придуманного, открытого)

Очевидна выдающая роль образных компонентов в мыслительной деятельности.

Они задействованы практически на всех этапах творческо­го процесса. Таким образом, развивая у себя способности в сенсорноперцептивной сфере, человек тем самым закладывает «фундамент» для развития и проявления своих творческих способностей. Каковы же движущие силы творческого процесса? Значительную роль в творческой деятельности играют мотивы, при­чем гораздо большую, чем в обычных условиях. Дело в том, что при решении творческой задачи цель для субъекта существует в виде нео­пределенного, постоянно изменяющегося образа. Равным образом не определены и средства достижения цели, а условия постоянно изменя­ются. В этой связи побуждающая функция цели резко снижается и имен­но поэтому так благоприятна сильная положительная мотивация.

Таким образом, успех творчества, во-первых, будет зависеть от того, как тесно мотив деятельности связан с ее целью, во-вторых, от выражен­ности мотивации успеха, а, в-третьих, от силы познавательной мотива­ции. Следует иметь в виду, что познавательная мотивация — самая силь­ная, поскольку она практически не насыщаема. Действительно, цель мо­жет быть достигнута, успеха можно добиться, и это приводит к прекращению деятельности. И лишь познавательный мотив удовлетво­рить невозможно.

Вместе с тем не следует думать, что связь между силой мотивации и трудностью решаемой задачи прямая и положительная.

Показано, что для задач разной трудности существуют разные оптимумы мотивации.

Оптимальной при решении трудной задачи является слабая мотива­ция. Избыточный мотив нарушает поведение субъекта. Поэтому не стоит «накачивать» себя перед трудным испытанием. Это приводит к эффекту «перегорания», когда все силы уходят на переживание предстоящей си­туации и их совсем не остается «на дело».

Легкая задача, напротив, требует более сильной мотивации. При этом избыточная мотивация не вызывает нарушения поведения. Теперь понят­но, почему самоуверенность и взгляд свысока чаще всего подводит че­ловека.

При решении задач интуитивного типа необходима высокая внутрен­няя мотивация.

Условия, препятствующие развитию творческого (дивергентно­го) мышления.

К ним можно отнести следующие:

а) частые неудачи в решении творческих задач, особенно в детском возрасте;

б)боязнь наказания за критику чужих идей;

в)склонность к конформизму, боязнь прослыть «не таким, как все»;

г)высокая тревожность;

д)преобладание критического мышления «разрушители идей» как противоположность «генераторам идей»);