Другим представителем в анализе биогенетического направления был А.Гезелл. «Он создал спиральную модель развития, которая рассматривает любые человеческие способности и умения как такие, которые возникают сами собой как результат созревания и не зависят от обучения и практики. Индивидуальные особенности, которые определяются генетически, обуславливают отличия в процессе созревания отдельной личности. Модель развития является спиральной, поскольку, по мнению А.Гезелла некоторые формы поведения повторяются на разных возрастных этапах»[10; с.185].
Противоположный подход к развитию психики ребенка наблюдается в социологизаторском направлении. Его истоки - в идеях философа 17 века Джона Локка. «Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска. На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые»[8; с.122].
Главный тезис данного подхода состоит в том, что разные типы личностей являются продуктом разных культур. Интегрированные в личности социокультурные элементы становятся для человека стандартом чувств, мышления и действий. Социализация играет функцию интеграции: на основе стандартов социального мышления и действий у человека формируется чувство принадлежности к данной социокультурной общности. Социокультурные условия определяют направление развития ребенка. Главным результатом социализации является адаптация человека к культуру, в которой он живет.
Среди всех концепций данного направления наибольший интерес представляет символический интеракционизм М. Мид, которая стремилась показать ведущую роль социокультурных факторов в психическом развитии детей. «Сравнивая особенности полового созревания, формирования структуры самознания, самооценки у представителей разных народностей, она подчеркнула зависимость этих процессов в первую очередь от культурных традиций, особенностей воспитания и обучения детей, доминирующего стиля общения в семье»[24;с. 54].
М.Мид выделила три типа культур в истории человечества – «постфигуративные (дети учатся у своих предшественников), конфигуративные (дети и взролые учатся в основном у сверстников, современников) и префигуративные (взрослые могут учиться и у своих детей) »[24; с.55]. Она наглядно показала роль социального окружения и культуры в формировании психики.
Конкретизацией социологизаторского направления является социально-экономическая концепция амереканского ученого У.Бронфенбреннера, который считает, что при анализе социализации следует учитывать всю совокупность факторов окружающей среды и условий жизни: микро- и макросоциальное окружение, влияние средств массовой информации, характеристики социальных институтов и т.д. «Развитие личности есть результат объективных особенностей ее социального окружение и субъективных процессов и переживаний. Поскольку социальное окружение постоянно меняется, процесс социализации не заканчивается никогда»[10; с.187].
Однако и социологизаторское, и биологизаторское направления исходят из отношения противопоставленности субъекта и среды., что, по моему мнению, обуславливает односторонность в вопросах рассмотрения развития психики. Как результат взаимодействия в полной мере и субъекта, и среды процесс развития рассматривает отношение мультипликативности, которое лежит в основе большинства теорий.
Так, в представлении З.Фрейда развитие личности проходит через следующие 4 стадии: оральную, анальную, фаллическую, генитальную (латентный период не считается стадией психосексуального развития). Особенности прохождения ребенком данных стадий психосексуального развития обуславливают жизненную судьбу, тип характера и личности, а также разновидность нарушений психики (патологии, неврозы), жизненные проблемы и трудности у взрослого человека.
Структура личности, по З.Фрейду, имеет три составляющие: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» вляется прдуктом унаследованного от животных биологического опыта или неосознаваемым результатом неблагоприятно сложившегося индивидуального опыта жизни. «Я» - это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. «Сверх-Я» - это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятие им норм и ценностей общественной морали. Основные источники формирования «Сверх-Я» личности – это родители, учителя, воспитатели, другие люди, с которыми данный человек всупал в длительное общение и личные контакты на протяжении жизни, а также произведения литературы и искусства»[11; с.349].
Согласно психоаналитической концепции развития «всякий человек рождается с врожденными сексуальными инстинктами. Внутренняя психологическая инстанция-Оно является наследственным фактором, а влияние внешней среды, общества обуславливают возникновение сознания и Сверх-Я. Оно и Сверх-Я, наследственность и внешняя среда, давят на Я, причем влияние среды вытесняют сексуальные влечения, находясь с ними в антагонистических, противоречивых отношениях. Общество же выступает как источник всевозможных травм»[15;с.221]. Отсюда вырастает теория развития как теория детских травм. Развитие личности рассматривается З. Фрейдом как совпадающее с психосексуальным. «Психосексуальное развитие – это биологически детерминированная последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям, независимо от их культурного уровня. Социальный опыт индивидуума, как правило, привносит в каждую стадию определенный долговременный вклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей»[23;с.119].
Опираясь на взгляды З.Фрейда о психосексуальном развитии человека, Эриксон разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты личности. Структура личности трактуется этим ученым так же, как и З.Фрейдом. Следовательно состоит из Оно, Я, Сверх-Я. Не отвергаются и стадии личностного развития, открытые З.Фрейдом; они как бы усложнены и осмыслены с позиции нового исторического времени.
«Однако Эриксон считал, что не столько бессознательное Оно, сколько именно сознание – Эго – составляет основу поведения и формирования человека, а направлением развития Эго является достижение социальной адаптации, причем параллельно развивается Оно и инстинкты»[21; с.237]. А выдвинутая им психосоциальная концепция развития личности, показывает теснуюсвязь человека и специфики общества, в которм он живет.
С точки зрения Эриксона, жизненный цикл человека включает 8 психосоциальных стадий. «Каждая стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает вследствие достижения определенного уровня зрелости и социальных требований, предъявляемых индивидууму на этой стадии»[23; с.219]. Стадии описаны в терминах ведущих психологических конфликтов: 1)базальное доверие – базальное недоверие; 2)автономия – стыд, сомнение; 3)инициативность – вина; 4)трудолюбие – неполноценнгость; 5)эго-идентичность – ролевое смешение; 6)интимность – изоляция; 7)продуктивность – инертность, застой; 8)эго-интеграция – отчаяние. Индивидуальное своеобразие личности зависит от разрешения этих конфликтов.
Т.о., «становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере в виде заметных следов) в течении всей жизни»[11; с.357].
В начале 1960-х годов возникает когнитивная психология, представители которой решающую роль в поведении субъекта отводят знаниям (от лат. Cognito – знание). Когнитивные теории берут начало из философской теории познания, которая, в свою очередь, пересекаясь с биологией, смыкается с решением задачи адаптации индивида к окружающей предметной и социальной среде. Основная цель этого направления – выяснить, в какой последовательности развертываются познавательные структуры, обеспечивающие адаптацию. Именно поэтому его крупнейший представитель – швейцарский психолог Ж.Пиаже сделал происхождение и развитие интеллекта предметом своих теоретических и экспериментальных исследований.
Он создал операционную концепцию интеллекта, где интеллект человека рассматривал «как одну из форм приспособления к среде обитания. Любой живой организм имеет внутреннюю потребность в поддержании гармонических взаимоотношений с окружающей средой, т.е. потребность в адаптации к среде (в равновесии со средой). Воздействия среды выводят организм из равновесия. Чтобы вновь достичь равновесия (адаптации), организм должен находиться в состоянии непрерывной активности, чтобы компенсировать разбалансированность. Например, порез пальца (т.е. повреждение из вне, со стороны среды) активизирует процессы саморегуляции, которые в итоге должны восстановить стабильность, т.е. кожный покров на порезанном пальце. Тенденция к уравновешиванию признается Пиаже верховным принципом развития, в том числе и познавательного»[24; с.114].
Т.о., по мнению Ж.Пиаже ребенка нужно рассматривать как исследователя-ученого, проводящего эксперименты над миром, чтобы посмотреть, что получится («А что можно почувствовать, если пососать ушко плюшевого мишки?»; «А что будет, если я подвину свою тарелку за край стола?»).
«В результате этих мини-экспериментов ребенок строит «теории» - Пиаже называл их схемами – о том, как устроены физический и социальный миры. Всиечаясь с новым объектом или событием, ребенок пытается понять его на языке уже существующей схемы (Пиаже называл это процессом ассимиляции: ребенок пытается уподобить новое событие предшествующей схеме). Если старая схема оказывается неадекватной для ассимиляции ей нового события, тогда ребенок подобно хорошему ученому, модифицирует ее и тем самым расширяет свою теорию мира (этот процесс переделки схемы Пиаже назвал аккомодацией)»[2; с.109].