Естественно, возникает вопрос: «Мыслят ли те онкологи, которые говорят о глупости параллельного использования психотерапии при лечении онкологических болезней. Или они просто ремесленники? Или еще хуже того – мясники?»
И это очень печально – ведь сколько людей из-за этого тупизма современной медицины погибло. Нельзя обойтись или только лекарствами или только психотерапией. И то и другое, если их применять по отдельности, не дают должных результатов. Если использовать только один из этих подходов (или же использовать психотерапевтическое лечение в качестве медицинской «Золушки», то есть примерно как священника, приходящего к постели умирающего для последней исповеди), то толку будет очень мало.
Даже если предположить, что психотерапия не может так стимулировать бессознательное пациента, что включит иммунную систему и мобилизует организм на борьбу с болезнью, то все равно она может сыграть колоссальную роль в его выздоровлении. Больной может попасть в порочный круг: болезнь и страх вызывают депрессию и ослабляют защиту. Это в свою очередь усиливает расстройство и вызывает новые страхи. Нужно много внутренней силы для того, чтобы с этим справиться. И поэтому больным обязательно надо оказывать психологическую помощь.
Твердо доказано, что психотерапевтическое лечение очень серьезно влияет на психику и перестраивает ее на борьбу с болезнью. Доктор Шпигель, американский онколог, решил доказать, что психотерапия никоим образом не влияет на эффективность лечения раковых больных. Он пригласил в свою клинику О.К. Саймонтона, психоонколога и предложил ему проводить с этими больными свой тренинг.
Для чистоты эксперимента Шпигель поделил группу больных на экспериментальную, с которой работал Саймонтон, и контрольную, которая была оставлена без всякой психологической помощи. Результаты были для доктора Шпигеля неожиданными и потрясающими. Эксперимент доказал как раз обратное тому, что ожидал доказать этот онколог. Через 10 лет доля выживших в группе, где проводились занятия, была вдвое выше, чем в контрольной группе!
Исследования, которые проводились в Высшей школе Ганновера подтвердили, что психологическая помощь снижает риск рецидивов. Они выявили, что иммунная система дает позитивный ответ уже через десять дней после начала психотерапии. Число активных защитных клеток заметно возрастает.
Мне однажды пришлось в этом убедиться на собственном опыте. Я много и успешно работал с одним бизнесменом и его семьей. Я очень хорошо помог им решить проблемы со здоровьем и распутать психологические «гордиевы узлы» в семье. И они на своем собственном опыте убедились, что современная психотерапия может делать такое, что и не снилось ортодоксальной медицине.
И вот, через некоторое время этот человек попросил поработать с его матерью, у которой была диагностирована саркома кишечника. Оказалось, что как только у нее обнаружилось это заболевание, ее тут же поместили в больницу и сделали операцию. А потом провели лечение облучением и химиотерапию. Но где-то через 3-4 недели после операции у нее опять обнаружили опухоль в этом же месте. Ей опять сделали операцию и все необходимые в связи с этим медицинские действия. Но история повторилась – через очень короткое время на этом же месте была обнаружена такая же опухоль!
И уже после третьей операции, когда врачи беспомощно развели руками, этот бизнесмен вспомнил обо мне. Когда я увидел – в каком состоянии находится эта женщина, то у меня опустились руки. Обследовав его мать, я понял, что она очень сильный человек и если бы я вовремя стал работать с ней с «открытым забралом», то есть если бы сообщил ей, что у нее рак и использовал ее силу для помощи в выздоровлении, то вполне можно было бы ее спасти. Я ругался на этого бизнесмена как сапожник! Но что я мог сделать в этой ситуации? Она, конечно же, все равно умерла, хотя мне и удалось в значительной степени облегчить ей последние дни жизни.
Так давай, дорогой мой читатель, попробуем на страницах этой книги разобраться во всех тех хитросплетениях биологических и психологических факторов, которые могут привести к болезни. А на этой основе мы поищем тот магистральный путь, который поможет тебе или вылезти из ямы болезни. Или никогда в нее не попасть!
Но для того, чтобы тебе было понятно – что такое психосоматоз и откуда он берется, мне придется сначала одну главу посвятить теории.
Глава первая, в которой мы поговорим о теории.
Дорогой мой читатель! На данных страницах я приведу свое стандартное объяснение того, какова архитектоника подсознания. К сожалению, я вынужден приводить ее в КАЖДОЙ книге, в которой я рассказываю о психосомататическом характере болезней и методах их лечения. И из-за этого уже не раз попадал в конфликт с издателями, которые ворчат из-за того, что в разных книгах я пишу одну и ту же теорию.
Но это связано с тем, что большинство людей, естественно, не читали других моих книг. И без этого объяснения они могут ничего не понять в той книге, которая попала им в руки. Поэтому если ты уже где-то в какой-либо моей книге читал об этих механизмах, ты можешь просто перелистнуть страницы до того куска текста, который ты еще не знаешь.
В настоящее время на Западе психосоматическая медицина получает все более и более широкое распространение. Она говорит, что очень многие болезни на самом деле являются психосоматозами, то есть заболеваниями, вызванными к жизни длительными или очень сильными эмоциональными переживаниями заболевшего человека.
На сегодняшний день к психосоматозам относят более 100 болезней, в том числе мигрень, стенокардию, инфаркт миокарда, язву желудка и 12-ти перстной кишки, сахарный диабет, бронхиальную астму, гипертоническую болезнь, тиреотоксикоз, генуинную (то есть не имеющую явной причины) эпилепсию, кожные и аллергические заболевания, остеохондроз и разные радикулиты, многие раки, аутоиммунные заболевания: ревматизм, артриты, системную красную волчанку, склеродермию и так далее и тому подобное.
То есть все самые тяжелые и потенциально очень опасные для жизни заболевания в какой-то мере взращены самим человеком и на самом деле являются его реакцией на то, что дела идут не так, как хотелось бы.
Врачам на Западе (и, слава Богу, последнее время и у нас в стране) стало ясно, что успех в лечении пациентов зависит не только от того - сколько и каких лекарств им назначается. Мы все начинаем понимать, что зачастую лекарства, какими бы хорошими ни были, просто не способны вылечить человека.
Лекарственная терапия является симптоматическим лечением, т.е. ориентированным на снятие симптомов. Это напоминает кошение травы: чем чаще косишь, тем гуще она вырастает. Парадокс современного состояния лечения болезней заключается в том, что чем более мощные способы и лекарства против болезней создает наука, тем дальше победа над болезнями.
Большинство переживаний, которые образуются в процессе жизни, люди рационализируют, то есть говорят себе примерно следующее: «А, ерунда! Мне что - с ним детей крестить?» И эмоции относительно этого события теряют свою силу. Но отрицательные эмоции, которые человек не смог рационализировать по тем или иным причинам, живут где-то внутри него и "мутят воду".
Практика показывает, что разделение психики на два «этажа» - сознание и подсознание, весьма плодотворно, хотя и несколько условно. Действительно, объяснить всю сложность психических явлений просто невозможно без допущения наличия неосознаваемых процессов, происходящих в мозгу.
Сознание - это та информация, которой каждый человек свободно оперирует в обыденной жизни - мысли, переживания, воспоминания. Подсознательные же процессы таковы, что не поддаются прямому сознательному контролю. И по своему объему они значительно больше сознательных.
И для того, чтобы понять – что и как происходит внутри человека, я хочу подробно объяснить взаимоотношения между сознанием и подсознанием.
Вспомни, дорогой мой читатель: Что ты делаешь, прежде чем ступить на проезжую часть в том случае, если тебе надо перейти улицу с интенсивным движением? Наверное, когда ты задумался над моим вопросом, голова у тебя автоматически повернулась сначала влево, а затем направо. То же самое ты делаешь и при переходе улицы.
Когда - то мама сказала тебе: "Сынок (или доченька)! Переходить улицу очень опасно. Может сбить машина. Поэтому - прежде чем сделать это, посмотри сначала налево, потом направо. И, если не будет машин, переходи". Ты уже давно забыл об этом уроке, но родительская программа живет внутри тебя и заставляет поворачивать голову. Как бы ты ни был занят мыслями, твоя голова сама по себе поворачивается в нужном направлении.
Можно сказать, что внутри тебя есть часть "Я", которая ответственна за безопасный переход улицы? Безусловно! Можно сказать, что она действует в какой - то степени автономно, без участия сознания? И это тоже верно!
Когда ты пишешь что - либо, ты ведь не задумываешься о том, как надо выводить рукой буковки? Наверное, нет. Внутри тебя есть часть "Я", как бы маленький "писарь", который делает это. Когда-то, когда ты ходил в первый класс, тебя научили писать. И у тебя появилась часть “Я”, ответственная за умение писать. С тех пор этот “писарь” облегчает тебе жизнь, беря на себя рутинные операции по маранию бумаги. Ты, наверное, замечал, что когда ты собираешься что - либо написать, то мысленно проговариваешь то, что надо написать. Получается, что ты как бы диктуешь этому "писарю".