Кратковременная память: последовательные образы и иконическое запоминание
При ознакомлении с характеристиками памяти естественно возникает вопрос о динамике процессов запоминания, т. е. о временной организации следов памяти. Как происходит запоминание, каковы механизмы этого процесса, что происходит вначале и что впоследствии? В основе представлений о механизмах фиксации следа памяти лежат понятия о кратковременной и долговременной памяти. Собственно идея о двойственности памяти непосредственно следует из практического опыта человека и поэтому вполне соответствует его интуитивным представлениям: Действительно, самонаблюдения показывают, что подавляющее большинство событий запоминаются на весьма короткое время и затем, если мы не принимаем особые меры по заучиванию и запоминанию, исчезают из памяти. В то время как другие события запоминаются надолго, они как бы переходят в другой статус — в статус долговременной памяти. Такой переход отображения события из кратковременной в долговременную память получил название процесса консолидации следа (или энграммы) памяти.
Рассмотрим подробнее экспериментальные данные, говорящие об этапах запоминания сенсорных — зрительных и слуховых сигналов. Эти данные следует рассматривать как модель процесса кратковременного удержания в памяти следов любого сигнала. Общая идея экспериментов заключается в предъявлении сигнала и анализе ощущений, возникающих в процессе восприятия. Многочисленные опыты показали, что после краткого предъявления изображения у человека
■ течение некоторого времени сохраняется «непосредственный» близкий к полному отпечаток этого изображения. Классическими результатами изучения самых первых этапов кратковременной памяти (непосредственных следов памяти) являются данные о двух типах явлений: о роследовательных образах и об иконической памяти,
■Так, при явлении, называемом последовательный образ, человеку в условиях сумеречного освещения (или в темноте) предъявляется кратковременная вспышка света длительностью порядка нескольких секунд. Вспышка света должна быть достаточно яркой, но не слепящей и может освещать какую-нибудь фигуру, например, крест, квадрат, другое более сложное изображение. Более простой способ получения эффекта последовательных образов (следа раздражения) — посмотреть на яркий источник света и перевести взгляд на белую стену или просто закрыть глаза. После такой стимуляции испытуемый в течение 10-30 с видит различные последовательно развивающиеся образы (рис. 2.11).
Сравнимым по длительности фиксации следа является ранее отписанный эффект эйдетической или, как часто говорят, тонической памяти. Термин «иконическая память» является более образным, его происхождение непосредственно связано с понятием иконы как некоторой исходной, первичной картины, являющейся способом хранения следа памяти. Ранее (см. «Образная память») был описан собственно феномен эйдетизма, сейчас делается упор на описание механизмов икониче-ской памяти. Основная роль иконической памяти заключается в осуществлении буферной функции или, другими словами, в продлении времени доступности информации. Можно сказать, что с помощью иконической памяти мозг пытается хотя бы частично реализовать мечту Фауста, выраженную знаменитой фразой: «Остановись, мгновение».
Как следует из опыта самоанализа, из изучения феномена эйдетической памяти, икона, или зрительный отпечаток мгновения, может содержать больше информации, чем человек способен запомнить. Однако было бы интересно получить количественные оценки, узнать, насколько больше и как долго икона может продлить мгновение? Для ответа на эти вопросы сравнительно недавно, в 1960 году, специалист в области инженерной психологии Дж. Сперлинг разработал методику «частичного отчета». Ранее при изучении кратковременной памяти испытуемым предъявляли тестовую таблицу и просили сообщить (устно или письменно) обо всех элементах этой таблицы. Такой способ получил название методики «полного отчета». Сущность методики «частичного отчета» заключается в том, что испытуемых просят сообщать только часть данных, причем, что принципиально важно, о том, какую часть данных требуется сообщить, испытуемый узнает после предъявления тестовой таблицы.
В базовом эксперименте Сперлинг предъявлял испытуемым таблицу, содержащую 9 букв, расположенных в трех рядах (рис. 2.12, а). Таблица предъявлялась в течение 50 мс. По методике «полного отчета» испытуемые сообщали только о 4-5 буквах из девяти, более того, при увеличении количества букв в таблице количество запомненных букв не изменялось. Возникает вопрос: действительно ли испытуемый может воспринять не более пяти букв или иконическая память является.
Оказалось, что каждый ряд воспроизводился испытуемыми практически со 100-процентной точностью! Это означает, что в течение некоторого краткого периода времени сенсорная иконическая память удерживает все буквы.
Спрашивается, какова же длительность иконической памяти? Для ответа на этот вопрос в экспериментах по «частичному отчету» вводилась временная задержка между предъявлением тестовой таблицы и последующим звуковым сигналом. Как и следовало ожидать, с ростом времени задержки количество запомненных букв уменьшалось. При задержке примерно в 1 с количество запомненных букв падало до уровня, имевшего место при методике «полного отчета» (рис. 2.13, 2.14). Таким образом, в условиях таких экспериментов непосредственная иконическая память в пределах долей секунды достигает 9 и более букв, в то время как по истечении секунды в памяти хранятся сведения только о 4-5 буквах.
Долговременная память: оценки объема
Кратковременная память представляет собой как бы узкий временной срез, в пределах которого происходит запоминание новой информации, новых событий, явлений и фактов. Однако для полноценного ориентирования в жизненных ситуациях нам необходимо постоянное
привлечение разнообразных данных, давно заложенных в память. Жить, пользуясь только тонким срезом сиюминутных событий, невозможно. Ввиду того что данные долговременной памяти используются при осуществлении буквально любого вида деятельности, вопросы объема, длительности и организации хранения информации являются весьма актуальными.
Оценки объема человеческой памяти разноречивы. С одной стороны, существуют факты, свидетельствующие в пользу предположений о ее практической безбрежности. Стоит только вспомнить нашу способность узнавать лица людей, которых мы не видели много лет и которые при этом сильно изменились. Если вдуматься, то вызывает удивление не только сам факт запоминания сложного, динамически меняющегося изображения лица, но и способность вспомнить это лицо на основании восприятия, вообще говоря, другого, во многом изменившегося изображения. С другой стороны, ввиду избирательности памяти, ее зависимости от эмоциональных, мотивационных компонентов, ввиду принципиальной ассоциативности памяти, когда Многие вещи вспоминаются только в определенном контексте, границы памяти очень трудно очертить.
Все это, в частности, говорит о том, что структура памяти человека во многом принципиально отличается от структуры памяти современных технических устройств, включая устройства компьютерной памяти. В компьютерных системах обработки данных количество информации, содержащейся в сообщении или в файле памяти, определяется как минимальная информационная емкость, которая требуется для представления этого файла. Информационная емкость исчисляется в двоичных единицах информации — битах (от англ. binary digit — двоичная единица) и является как бы характеристикой пустого накопителя, который может использоваться для записи различных сообщений (на практике чаще используются единицы, кратные битам, — байты, мегабайты и т. д.).