Каковы же характерные черты ретроградной амнезии? Во-первых, ее эффект распространяется на время, когда мозг больного находится еще в совершенно нормальном состоянии. Причем амнезия этого типа «захватывает» не более нескольких десятков секунд, хотя следует сказать, что кратковременный эффект забывания «близкого прошлого» имеет место в результате любых травматических воздействий. Более длительные варианты ретроградной амнезии, сопутствующие тяжелым травмам, могут захватывать недели, месяцы и годы.
Типичным примером динамики процесса может служить следующий реальный случай. «Молодой мужчина, попавший с семьей в автомобильную аварию, был выброшен из машины и сильно ударился головой о землю. Придя в себя, он забыл все события, имевшие место непосредственно перед моментом травмы. Последнее, о чем он мог вспомнить, была встреча с приятелем на дороге, на расстоянии около 300 километров от того места, где произошла авария. Постепенно память восстановилась, но спустя 2-3 года он не мог вспомнить ни своих усилий остановить машину, чтобы предотвратить аварию, ни испуга жены и ребенка» (Вейн А., Каменецкая Б., 1973).
Во-вторых, клинические наблюдения показывают, что ретроградная амнезия поражает не только память на отдельные эпизоды и события личной жизни больного, она нарушает также и хронологию, временной порядок событий. При опросе больных часто выясняется, что с течением времени происходит изолированное «всплытие» в памяти отдельных картин, сцен, эпизодов, в то время как последовательная память на события полностью отсутствует. Кроме того, отмечено, что в результате ретроградной амнезии из памяти человека могут частично или полностью исчезать знания, приобретенные во время поражения.
В качестве примера можно привести наблюдения за опытным пилотом, у которого посттравматическая ретроградная амнезия распространилась на неделю, предшествующую травме. В течение этой недели он обучался новым для себя видам полета, которые полностью забыл, и должен был заново учиться и приобретать навыки (Вейн А., Каменецкая Б., 1973).
Третьей и очень важной особенностью ретроградной амнезии является то, что ее результаты начинают проявляться не сразу после травмы, а только по прошествии нескольких секунд! Эта удивительная особенность ярко иллюстрируется результатами интервью с футболистами, перенесшими травму головы. Если интервью брали через несколько секунд после травмы, футболисты могли точно вспомнить все обстоятельства, предшествующие травме. Например, ответ мог выглядеть так: «Меня ударили спереди, когда я блокировал бросок».
Однако пять минут спустя ответы имели совсем другой характер, они резко теряли в детальности и точности, появлялись выраженные признаки амнезии. Футболисты отвечали: «Я не помню, что случилось. Я не помню, что это была за игра и что я делал. Там что-то было с броском» (Солсо Р., 1996).
Четвертой характерной чертой эффекта ретроградной амнезии является ее частичная обратимость. Факты частичного, иногда и полного, восстановления памяти по прошествии времени приводят к принципиальному с точки зрения механизма ретроградной амнезии выводу: позволяют предположить, что в основе эффекта лежит не разрушение следов памяти, а лишь дефект их воспроизведения. Потерянные воспоминания, касающиеся периода, предшествовавшего травме, постепенно восстанавливаются. При этом прежде всего восстанавливается память о наиболее отдаленных событиях, затем о событиях, все более и более приближенных к моменту травмы, и в последнюю очередь о событиях, непосредственно связанных с моментом травмы.
Наряду с явлением ретроградной амнезии в результате острой травмы мозга обычно имеет место эффект антероградной амнезии^ при которой нарушается память на события, происшедшие непосредственно после повреждающего воздействия. Причем, что принципиально важно, нарушения запоминания имеют место не только для событий, происходящих на фоне посттравматической спутанности сознания, но и при полностью восстановленном в дальнейшем сознании больных.
Существенной и, возможно, наиболее важной характеристикой антероградной амнезии является то, что у больных возможно только немедленное воспроизведение текущих событий. Отсроченное даже на небольшой период времени воспроизведение оказывается для них совершенно непосильным. В типичных случаях больные после восстановления сознания способны вспомнить события предыдущей жизни, но не в состоянии запомнить что-то новое на период, превышающий десятки секунд.
Например, такой человек «после завтрака тотчас же забывал о том, что только что вышел из-за стола», другой больной «через несколько минут после беседы с посетившим его знакомым утверждал, что у него никого не было», третий, «прибыв в больницу, не мог сказать, пришел ли он пешком или был доставлен транспортом». Неспособность к запоминанию новой информации иллюстрирует и следующий случай: человек с анте-роградной амнезией, находившийся в полном сознании, постоянно общавшийся с больными, врачами и обслуживающим персоналом, был переведен на некоторое время в другой госпиталь. После возвращения больной не узнал никого из лечащих врачей, из окружающих, не мог вспомнить, что был здесь раньше (Вейн А., Каменецкая Б., 1973).
Явление антероградной амнезии впервые было детально описано в конце XIX века С. С. Корсаковым в рамках изученного им широкого синдрома грубого расстройства памяти, наступающего в результате длительного алкогольного поражения мозга («Корсаковский синдром»). «Когда эта форма наиболее характерно выражена, — писал С. С. Корсаков, — то можно заметить, что почти исключительно расстроена память недавнего; впечатления недавнего времени как будто исчезают через самое короткое время, тогда как впечатления давнишнего вспоминаются порядочно, при этом сообразительность, остроумие, находчивость больного остаются в значительной степени».
Схематически соотношение видов амнезий представлено на рис. 3.9.
Подходы к изучению механизмов памяти. Концепции активной памяти
Динамика процессов забывания и восстановления памяти при разных видах амнезий имеет важное значение для подходов к пониманию механизмов процессов запоминания и извлечения информации. Основной факт, полученный при изучении антероградной амнезии, а также при изучении более широкого симптомокомплекса «корсаковской амнезии», свидетельствует о существовании определенного этапа кратковременной памяти.
Для более полного понимания этого явления приведем наряду с данными, приведенными ранее, еще два ярких его описания. Первое дано канадским нейропсихологом Брендой Милнер при изложении наблюдений за человеком, перенесшим операцию мозга: «День за днем [больной] решает одни и те же головоломки, не обнаруживая при этом никакого прогресса, и много раз заново читает одни и те эке журналы, не находя, что их содержание ему знакомо...» (Блум Ф. и др., 1988). Второе
описание поведения человека, пережившего травму мозга, нанесенную острием рапиры, дано психологом Викельгреном: «...услышав мою фамилию, [больной]спросил:
— Викельгрен — это немецкая фамилия, не правда ли?
— Нет, — ответил я.
— Ирландская? -Нет.
— Скандинавская?
— Да, скандинавская.
Поговорив с ним около пяти минут, я пошел к себе в кабинет и отсутствовал, вероятно, еще минут пять. Когда я вернулся... Н. А. посмотрел на меня так, как будто видел впервые в жизни. Меня вновь представили ему, после чего он спросил:
— Викельгрен — это немецкая фамилия, не правда ли? -Нет.
— Ирландская? -Нет.
— Скандинавская? -Да.
Точно в той же самой последовательности, что и прежде» (Линд-сей П., Норман Д., 1974).
Протокол вызывает ощущения невероятной, фантастической ситуации, в которой вы в месте с больным постоянно возвращаетесь назад по петле времени.
Феномен невозможности перевода информации из кратковременной в долговременную память может иметь разную степень выраженности. В некоторых случаях этап кратковременного хранения, как показывают приведенные выше примеры, не превышает секунд или десятков секунд, в других длится минутами или часами. В течение этого времени остается сохранным не только ввод информации в кратковременную память, но и операции по ее обработке и извлечению. Приводя пример больного с явно выраженными нарушениями, Б. Мил-нер пишет: «Он может повторять и перестраивать предложения со сложным синтаксисом, он понимает соль шуток, даже основанных на семантической двусмысленности» (Линдсей Я., Норман Д., 1974).
Таким образом, многочисленные описания поведения больных с различными вариантами антероградной амнезии свидетельствуют о существовании форм кратковременной и долговременной памяти. Этот вывод следует из ряда фактов:
1) у таких больных сохранены и доступны для вспоминания следы давней памяти;
2) у них присутствует способность к немедленному, сиюсекундному запоминанию и оперированию информацией;
3)у них отсутствует способность к переходу от кратковременного к долговременному запоминанию.
С другой стороны, не менее многочисленные описания ретроградной амнезии свидетельствуют о том, что забывание событий, предшествующих травме, подвержено восстановлению. Причем восстановление памяти после травмы представляет собой непрерывный, постепенный процесс, идущий от прошлого к настоящему. И в этом смысле разница между кратковременной и долговременной памятью практически отсутствует.
Процесс спонтанного восстановления памяти был детально изучен в ходе экспериментов над животными. Ретроградная амнезия в этих экспериментах вызывалась электрошоком. В типичных экспериментах крыс обучали навыкам прохождения Т-образного лабиринта, после чего животных подвергали шоковому воздействию с помощью щадящей (в смысле болезненности) дозировки тока. Амнезия появлялась через 3-4 дня. В период с 30-го и по 90-й день память постепенно и далее полностью восстанавливалась. Вывод из многочисленных опытов такого типа говорит, что след памяти (энграмма), будучи однажды зафиксирован, не разрушается, но его вызов может быть временно «заторможен» или блокирован.