Другим вариантом практического мышления является наглядно-образное мышление. Этот тип интеллектуальной деятельности базируется на необходимости постоянной опоры на восприятие окружающего мира. Важность такой опоры следует из результатов экспериментов с восприятием знакомых или незнакомых пространственных сцен через поле зрения малого диаметра (трубчатое зрение). Оказывается, что отсутствие в поле зрения всей сцены приводит к огромным затруднениям в восприятии. Образы, используемые в данном виде мышления, в большей степени отображают реальный мир, чем обобщенные и реорганизованные внутренние представления человека.
К примерам такого типа мышления можно отнести поиск целевых объектов на сложном фоне, описание характеристик отдельных фрагментов реальных объектов, т. е. способы работы с реальными пространственными сценами и реальными объектами. Легко провести эксперимент, показывающий важность наглядно-образного мышления для каждого человека. Для этого стоит только попытаться мысленно описать расстановку вещей в тёмной незнакомой комнате при условии использования фонарика с узким лучом света. Трудности проведения такого описания без опоры на наличие широкой наглядной картины сразу убедят вас в пользе наглядно-образного мышления.
Образное мышление связано с манипулированием образами и представляет собой вариант теоретического мышления. Образные структуры могут создаваться воображением или извлекаться из памяти, преобразовываться, сравниваться друг сдругом по группам параметров или фрагментов. Как считается, образное мышление в наибольшей степени присуще людям с гуманитарным складом мышления — художникам, литераторам, опирающимся не на абстрактные идеи и понятия, а на целостные зрительные, осязательные или слуховые представления.
Однако такое представление не совсем правильно. Вот как говорил о своем мыслительном процессе Альберт Эйнштейн, человек, способности которого к абстрактному мышлению представляются эталонными: «...Слова, написанные или произнесенные, не играют, видимо, ни малейшей роли в механизме моего мышления. Психическими элементами мышления являются некоторые более или менее ясные знаки или образы, которые могут быть "по желанию" воспроизведены или скомбинированы... Элементы, о которых я только что говорил, у меня бывают обычно визуального или изредка двигательного типа. Слова или другие условные знаки приходится подыскивать (с трудом) только во вторичной стадии, когда эта игра ассоциаций дала некоторый результат и может быть по желанию воспроизведена» (Хрестоматия по общей психологии, 1981).
Понятийное мышление представляет собой вариант теоретического мышления, основой которого являются процессы обработки не образов, а абстрактных, отвлеченных понятий, проведение логических выводов, суждений и умозаключений. Специфика понятийного мышления, таким образом, заключается в сложности построения длинных последовательностей причинно-следственных связей между понятиями. Причем формирование этих связей происходит путем выделения каждый раз новых атрибутов (свойств) этих понятий. В одной ситуации, одном контексте существенными являются одни атрибуты данного понятия, в другой ситуации — другие. Хорошей иллюстрацией сложности построения правильной цепочки рассуждений и в то же время легкости, с которой человек может сбиться с этого рассуждения, служат многие анекдоты, например, анекдоты из серий о странной логике.
В качестве примера можно рассмотреть анекдот о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне. Герои просыпаются среди ночи в лесу, лежа на земле в спальных мешках. Холмс спрашивает: «Как вы думаете, Ватсон, что означает это звездное небо среди качающихся вершин деревьев?» Ватсон говорит: «Думаю, что сегодня полнолуние, что на горизонте ясно видна Венера и, значит, скоро рассвет». — «Нет, Ватсон, —отвечает Холмс, — это означает, что у нас украли палатку». В данном случае правы оба, исходная ситуация позволяет построение обоих путей логических рассуждений, каждый из которых опирается, с одной стороны, на разные понятия и, с другой, — на разные свойства одних и тех же понятий, определяющих исходную ситуацию. В других случаях человек может строить неверное с точки зрения логики рассуждение, используя при этом реально существующие в данной ситуации понятия и атрибуты. Например, в классическом анекдоте чукча, стоя в вагоне метро, спрашивает: «Я правильно еду к некоей станции?» Ему отвечают: «Нет, вам нужно ехать в обратном направлении». Тогда человек поворачивается на 1800 и продолжает путь. Здесь в длинном и, в общем, правильном рассуждении неверно используется только понимание объяснения «ехать в обратном направлении».
Естественно, что все виды мышления взаимно дополняют друг друга в процессе интеллектуальной деятельности, хотя можно говорить как о предпочтении того или иного вида мышления у разных людей, так и о превалировании определенного вида мышления при решении различных типов задач.
Основные операции и процедуры мышления
В структуре процессов мышления можно выделить набор логических операций и процедур, которые удобно рассматривать в качестве базисных. Такой подход, конечно, не требует обязательной полноты, независимости или ортогональности базиса, как это имеет место, например, в алгебраической системе координат х, у, z. Алгоритмы этих процедур могут частично перекрываться, процедуры могут иметь в своем составе какие-то общие блоки. Суть дела заключается только в предположении приоритетной важности этих процедур и использовании их комбинаций в процессе мышления.
При рассмотрении процедур мышления важно выделять определенные иерархические уровни. Эти уровни так или иначе связаны с осознанным или неосознанным построением «дерева целей» и программ, реализующих эти цели и подцели. В качестве исходных «прото-целей», естественно, выступают мотивации человека и животных (см. главу 10).
Необходимость иерархического структурирования мыслительной деятельности можно пояснить примером М. М. Бонгарда (Бонгард М., 1965) о том, что нельзя рассматривать работу двигателя внутреннего сгорания непосредственно на уровне взаимодействия молекул. Для продуктивного рассмотрения необходимо ввести такие понятия, как: топливо, карбюратор, блок цилиндров, процесс сгорания и т. д. Таким образом, можно считать, что различные цели и подцели образуют наиболее крупные уровни иерархии мыслительного процесса. При этом на подуровнях этих уровней осуществляются различные по сложности интеллектуальные процедуры, связанные с процессами формирования понятий.
К процедурам такого типа можно относить: сравнение, аналогию, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизацию, логический вывод, индукцию (рис. 7.3).
Анализ — расчленение объекта, точнее, понятия об объекте при разделении его на составные части, определение характеристик этих частей, их иерархии и взаимоотношений. Результаты анализа могут быть представлены в виде, удобном для сравнения и других процедур мышления. Например, анализируя понятие «физическое Явление», мы можем перейти к другим понятиям: движение, электричество, механика и т. д.
Синтез — процедура, обратная анализу, связанная с объединением частей, установлением их соотношений, т. е. построением некоего целого, не сводимого к простому перечислению исходных частей.
Абстрагирование — это выделение каких-либо характеристик или параметров объекта. Этот тип процедур часто в большей степени, чем анализ и синтез, может приводить к ошибочным результатам за счет некорректности процессов выделения либо процессов, связанных с некорректностью последующих оценок важности данных параметров.
Обобщение — объединение ряда объектов в одну группу, класс на основе результатов операций абстрагирования, анализа, сравнения, а возможно, и неразличения значений каких-либо характеристик этих объектов.
Конкретизация — процедура, связанная с фиксацией ряда параметров обобщенного описания, что приводит к порождению дочерних описаний той или иной степени уникальности. Например, описание треугольника с точностью до масштаба и положения в поле зрения или создание текста с точностью фотокопии.
Становление мыслительной деятельности ребенка
Возрастные особенности мышления человека могут быть проиллюстрированы классическими примерами экспериментов французского психолога Ж. Пиаже. Рассмотрим пример формирования в ходе процесса мышления такого понятия, как «остров». По данным Пиаже, дети 7 лет дают этому понятию примерно такое определение: «Остров — это когда есть земля, вокруг вода, пальмы и песок» (Хрестоматия по общей психологии, 1981). Таким образом, понятие «остров» определяется на основе перечисления некоторых отдельных свойств или характеристик, имеющих, по-видимому, достаточно сложную структуру описания.