Написание мемуаров может являться мощным психотерапевтическим средством, способным излечить человека от депрессии, побудить его к активной деятельности по подбору и чтению литературы, работе в архивах, к встречам с людьми. Занятие подобного рода включает человека в общественную жизнь и позволяет ему отвлечься от мыслей о болезнях и прошедшей молодости. Это настолько сильное средство, что его правомерно рассматривать как особое ответвление биографического метода и назвать мемуаротерапией.
Практически возможны следующие подходы к реализации мемуаротерапии:
- описание последовательно каждого года своей жизни;
- описание событий, которые особо привлекли внимание автора мемуаров;
- описание только позитивных для автора событий. Мемуаротерапия допускает любые подходы. Главное – писать о своей жизни так, чтобы автор чувствовал, что он делает важное и нужное дело.
Мемуаротерапия может эксплицироваться в следующих формах:
- написание дневников «для внутреннего пользования», служащих своего рода «полуфабрикатом», из которого в дальнейшем выкристаллизовываются настоящие мемуары;
- написание статей, ориентированных на публикацию в местных газетах. Это более эффективная форма, поскольку связь между авторами мемуаров и их читателями реализуется уже на внешнем уровне;
- создание книги воспоминаний. Такие книги могут храниться в семье или публиковаться, если это позволяют их литературные достоинства;
- участие в работе литературной студии.[3]
Термин «арт-терапия» переводится с английского как «лечение творчеством». Вполне возможно использовать арт-терапию и с целью мотивирования жизненной активности пожилых людей. Она помогает преодолеть апатию и безынициативность, служит мощным средством сближения людей, своеобразным мостиком между специалистом и подопечным, облегчает включение подопечного в общественную жизнь. Ее применение дает позитивные результаты в ситуациях взаимоотчуждения, при затруднениях в налаживании контактов, позволяет пожилому человеку повысить самооценку и т. п. (Я. Л. Либерман, М. Я. Либерман, 2001).
Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека и отвечает его фундаментальной потребности в самоактуализации, являясь средством свободного самовыражения и самопознания через зрительные образы. Она обладает рядом несомненных достоинств по сравнению с другими методами, поскольку реализуется в условиях специально сформированной атмосферы доверия, высокой толерантности и внимания к внутреннему миру каждого и сравнительно легко делает зримым, четко видимым то, что скрыто в глубине нашего Я.
Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и состояний человека, что позволяет использовать их и в качестве диагностического материала, и как средство обеспечения обратной связи, позволяющее отслеживать характеристики процесса изменений состояний.
Занятия изобразительным искусством в терапевтическом контексте носят спонтанный характер. В арт-терапии не играют роли способности к изобразительной деятельности или художественные навыки. Здесь важен творческий акт как таковой, как средство выявления внутреннего мира творца. Поэтому она не имеет никаких, в том числе и возрастных, ограничений в использовании и весьма перспективна.
Групповая арт-терапия больше распространена, чем индивидуальная, поскольку она дает возможность каждому участнику группы яснее осознавать себя через сравнение с другими, а также позволяет членам группы оказывать поддержку друг друга.
Арт-терапия сегодня - развивающийся метод. Соприкасаясь с мемуаротерапией, она преобразуется в новую форму - в терапию литературным, в частности поэтическим, творчеством, нацеливающим на создание художественной прозы в стиле «поток сознания». Некоторые ее элементы могут быть использованы и в таком своеобразном методе мотивирования жизненной активности, как кинотерапия.[3]
Кинотерапия, или кинотренинг, - разновидность психотерапевтических занятий, объединенных названием «терапия искусством». Кинотерапия базируется на психологическом механизме проекции, состоящем в том, что объективную реальность человек отражает субъективно, в соответствии с собственными моделями мышления, сознания. Во время просмотра он воспринимает кинофильм через призму собственной личности, по-своему его интерпретирует, расставляет акценты согласно своему мироощущению, своей жизненной ситуации. Как известно, кинозритель в определенной степени идентифицирует себя с одним из персонажей фильма, с тем, кто ему наиболее близок и понятен. Обсуждая и оценивая поведение этого персонажа, он неизбежно приписывает ему свои бессознательные импульсы, конфликты и внутренние переживания, которые от своего имени ему выразить трудно. Это дает зрителю возможность анализировать собственную жизненную ситуацию через киногероя как через «посредника».
Естественный способ осуществления кинотерапии - групповой. Поэтому начало ее предваряет формирование группы потенциальных кинозрителей по возможности с более или менее общими интересами и проблемами. При отборе киноматериала исходят из целей и задач, которые ставит перед собой терапевт. Группе пожилых целесообразно предложить для просмотра фильмы, которые являются своеобразной иллюстрацией жизни их поколения, фильмы, в которых отражается время их юности, молодости и зрелости, когда было сделано самое главное в жизни.
Нужно, чтобы фильм давал как можно больше пищи для размышлений и анализа. Подобные фильмы помогут кинотерапевту научить участников группы анализу и пониманию реальной психологической ситуации, а не только своих представлении о ней (Я. Л. Либерман, М. Я. Либерман, 2001).
Воздействуя на эмоции человека, музыка способна создавать настроение, благотворно действующее на его состояние, пробуждающее энергию и требующее актуализации в деятельности. Музыка оказывает целенаправленное мотивирующее воздействие только тогда, когда она выражает или «содержит» эмоции, определенным образом согласованные или соотносящиеся с темпераментом или эмоциональным состоянием слушателя.
Компенсационный подход основан на том, что эмоциональное состояние человека, соответствующее указанному в одном из квадрантов схемы, приведенной на рисунке, нейтрализуется воздействием музыки, выражающей эмоцию, наименование которой в схеме располагается по диагонали.
Резонансный подход базируется на изопринципе, разработанном в 1941 году Д. Альтшуллером, и состоит в том, что человек подвергается воздействию музыки, однонаправленной с его психологическим состоянием. [3]
Технологии взаимодействия консультанта с пожилым клиентом
Консультанту, работающему с пожилыми людьми, важно помнить, что в структуре потребностей последних большое значение получают потребность в независимости и потребность в проецировании на других своих психических проявлений. Старики крайне негативно относятся к попытке руководить ими, давать им советы, к попытке конструировать их жизнь. Они часто бывают амбициозны, обидчивы, поэтому императивный тон общения с ними неприемлем. В связи с этим консультант при работе с пожилыми людьми должен:
· демонстрировать безусловное уважение к пожилым клиентам;
· апеллировать к их жизненному опыту;
· следить за созданием и поддержанием необходимого психологического климата, способствующего обоюдному доверию и обсуждению значимых проблем;
· подчеркивать искренний интерес к пожилым людям и подлинное желание помочь им;
· предоставлять максимальную возможность высказаться;
· говорить просто и понятно, в частности не увлекаться психологической терминологией;
· ограничивать контакт 25-30 минутами, так как пожилому человеку трудно выдержать 50-минутную беседу;
· использовать в процессе работы приемы одобрения и успокаивания, отражения содержания, поскольку пожилой человек часто говорит длинно и запутанно, перескакивает с одной темы на другую.
· И, наконец, самое главное в консультировании пожилого - создание корпоративной формы психологической работы, отведение пожилому клиенту равноценной роли в консультативном процессе наряду с консультантом, подчеркивание веры в богатый жизненный опыт, мудрость и внутреннюю способность самому определять свой жизненный путь и нести ответственность за принятые решения.[5]
Список литературы:
1. Анциферова Л. И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости // Психол. журн. № 3 (2001).
2. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.В.Бурменская, Е.И.Захарова, О.А.Карабано-ва и др. — 2002. — 416 с.
3. Глуханюк Н. С, Гершкович Т. Б. Поздний возраст и стратегии его освоения. Издание 2-е, дополненное - М.: Московский психолого-социальный институт, 2003, 112 с.
4. Ермолаева М. Практическая психология старости. М., 2002.
5. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.
6. Крайг Г. Психология развития. СПб, 2000.
7. Лидерс А. Г. Возрастно-психологические особенности консультирования пожилых людей // Психология зрелости и старения. № А (1998).