В случае осознанной неудовлетворенности обычно наблюдается открытое признание супругом того, что семейные отношения его не удовлетворяют. Показательным при этом является указание на глобальный характер неудовлетворенности - на то, что семейная жизнь не соответствует даже самым минимальным требованиям: «Наша семейная жизнь одинаково плоха и днем, и ночью», «Мне очень не повезло с семьей», «Мы ошиблись, нам не бывает хорошо друг с другом». Как правило, упоминается какое-то весьма важное и психологически объяснимое обстоятельство, мешающее немедленно разойтись (чаще всего - дети или жилищно-бытовые трудности, которые возникнут при разводе). Осознанная неудовлетворенность нередко сопровождается конфликтом между супругами: к констатации неудовлетворенности присоединяются выраженные агрессивные ноты, прямые указания на то, что причиной ее является супруг [36, с.71].
Иначе проявляется плохо осознаваемая («тлеющая») неудовлетворенность. Супругом выражается относительная неудовлетворенность семейной жизнью: «Живем нормально», «Не хуже, чем другие люди» [36, с.73].
Неудовлетворенность же выявляется косвенным путем. Во-первых, через выражение чувств и состояний, граничащих с прямой неудовлетворенностью: монотонность, скука, бесцветность жизни, отсутствие радости, ностальгические воспоминания о времени до брака.
Основным мотивом поведения в семье выступает необходимость: «Делаешь то, что нужно», «Живешь так, как нужно» [36, с.74].
Во-вторых, неудовлетворенность проявляется в многочисленных жалобах на различные частные стороны семейной жизни. В ходе опроса супругов нередко оказывается, что, несмотря на удовлетворенность жизнью семьи в целом, они недовольны по отдельности всеми сторонами жизни, о которых спрашивает обследующий их врач или психолог: жильем, здоровьем, успеваемостью и поведением детей, проведением свободного времени и т. д.
В-третьих, «тлеющая неудовлетворенность» проявляется в ряде специфических феноменов, наблюдаемых в жизни такой семьи. Прежде всего, это явление, которое уместно было бы назвать феноменом «капли дегтя». Речь идет о какой-то, в большинстве случаев объективно второстепенной проблеме, которая в данной семье разрастается до таких размеров, что способна серьезно снизить удовлетворенность супругов семейными взаимоотношениями [36, с.75].
В психологической науке так же существует мнение, что супружеская неудовлетворенность является следствием неудовлетворенности потребностей, среди которых:
- «неудовлетворенность сексуальных потребностей одного или обоих супругов» [1, c. 23];
- неудовлетворенность «потребности в ценности и значимости своего «я» [1, c. 23] (нарушение чувства собственного достоинства со стороны партнера, его пренебрежительное отношение, обиды, оскорбления, критика);
- «неудовлетворенность потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях» [1, c. 23] (отчуждение супругов, эмоциональная холодность);
- финансовые разногласия супругов (вопросы взаимного бюджета, содержания семьи, вклада каждого партнера в ее материальное обеспечение);
- неудовлетворенность потребности во взаимопомощи, потребности в сотрудничестве, связанной с разделением обязанностей в семье;
- различные потребности в проведении отдыха и досуга.
Таким образом, удовлетворенность браком − основной параметр, характеризующий супружеские отношения, это внутренняя субъективная оценка, позитивное отношение супругов к собственному браку.
Мы подошли к тому, что существуют некоторые факторы, влияющие на удовлетворенность супругами браком.
1.3 Факторы, влияющие на удовлетворенность браком
Проведенные исследования в современной психологии семьи выделили множество характеристик, дифференцирующих удовлетворенность и неудовлетворенность браков.
В зарубежных трудах можно встретить такие модели удовлетворенности браком, как «теория компенсации» Беркла, «теория эмпатии» Фута и Котрела, «теория равновесия» Ньюкомба, теория Уолисса и Кларка с фигурирующим в ней понятием «компенсаторности», которое означает степень, в которой удовлетворенность одними аспектами брачно-семейных отношений возмещает неудовлетворенность другими и др. Наиболее выдающейся среди них М.С. Мацковский считает последовательность связей, сформулированную У. Берром, где удовлетворенность браком выступает зависимой переменной [24, c. 158].
Интересен подход к построению объяснительной модели влияния добрачных факторов удовлетворенности браком Ф. Ная и Р. Хилла. Удовлетворенность браком тем выше, чем больше у жениха и невесты материальных ресурсов, чем выше качество воспитания и образцов супружеских отношений в родительской семье, чем большую поддержку оказывают паре «значимые другие» [24, c. 158].
Все это можно свести к следующему выводу – чем больше у супругов экономических, материальных и личностных ресурсов для адекватного функционирования брака, тем выше последующая удовлетворенность браком.
В России также проводились социологические исследования факторов, влияющих на степень удовлетворенностью браком.
Ю.Е. Алешиной установлено, что удовлетворенность браком зависит от стажа семейной жизни: кривая этой зависимости имеет U-образную форму – в начале, в течение первых двух десятилетий существования семьи, удовлетворенность браком постепенно понижается, достигая своего минимального значения в парах со стажем семейной жизни от 12 до 18 лет, а затем возрастает, но уже более резко [1, c. 19].
В исследовании, проведенном под руководством Н.Г. Юркевич, была обнаружена зависимость между удовлетворенностью браком и удовлетворенностью работой. В выборке женщин, оценивающих свои браки как счастливые, 44% считают, что работа их вполне устраивает, и только 14% – что их «работа не устраивает совершенно» или «скорее не устраивает, чем устраивает» [37, c. 58].
Наблюдения Г. Навайтиса показали, что у мужчин существуют достаточно сложные взаимосвязи между успехами на работе и семейными отношениями: нестабильность последних появляется как при их профессиональных (и, соответственно, финансовых) неудачах, так и при резком улучшении финансового состояния [28, c. 45].
Существует определенная зависимость между удовлетворенностью браком и разделением домашнего труда. В случаях, когда домашние обязанности целиком или полностью выполняет женщина, только 59% браков респонденты оценивают как счастливые и удовлетворительные, в случаях, когда муж помогает жене, этот показатель достигает 88%, а когда оба супруга несут одинаковую нагрузку – 94% [37, c. 89].
В новейшем исследовании проблем молодых матерей Ю.Е. Алешиной, в основном касающегося распределения обязанностей в семье, были выделены две группы – с выполнением домашних дел по эгалитарному и традиционному типу (на основе ответов женщин о реальном положении дел в семье). В тех семьях, которые были отнесены к традиционным, жены; выполняли от 72% дел (работающие) до 80% (домохозяйки), совместно – 25 и 19% домашних обязанностей, исключительно мужьями — 3% всех дел (при работающей жене) и 1 % (если жена не работает). В семьях с условно эгалитарным распределением ролей жены без участия мужей выполняют 33% домашних дел (работающие) и 39% (неработающие), мужья 9 и 0%, но зато совместно супругами выполняется 58% и 61% всех обязанностей. В семьях с эгалитарным распределением ролей (в которых муж помогал жене) удовлетворенность отношениями у женщин выше, чем в семьях с традиционными отношениями [2, c. 89].
Т.В. Андреева установила, что более всего удовлетворены браком домохозяйки при эгалитарных отношениях, а минимальная удовлетворенность – у домохозяек в традиционных семьях. Женщины из семей с традиционными, отношениями оказались также более неудовлетворенными ролью хозяйки, чем из семей с эгалитарными отношениями [4, c. 55]. Таким образом, удовлетворенность браком связана и с распределением обязанностей между супругами.
М.С. Мацковским, А.Г.Харчевым обнаружена связь между удовлетворенностью браком и мотивами: вступления в брак: в счастливых браках основным мотивом замужества у 75% женщин и женитьбы у 63% мужчин была любовь, у 14% и 18 % мужчин – симпатия; одним из мотивов вступления в брак отмечалось также стремление избавиться от одиночества [27, c. 67].
Удовлетворенность браком некоторые исследователи связывают также со сроком предбрачного ухаживания. Так, Г. Навайтис указывает на проблемные брачные союзы, сформировавшиеся как при кратковременном знакомстве, так и при длительном (около пяти лет) [28, c. 27].
С.И. Голод указывает на взаимосвязь удовлетворенности браком и мерой сексуальной удовлетворенности супругов: среди супругов, отмечавших безразличие или неудовлетворенность сексуальными отношениями, лишь 8,2% были максимально удовлетворены браком [14, c. 39].
Супружеская совместимость совсем не означает, что супруги должны быть похожи друг на друга как близнецы братья. Наоборот, они могут сильно отличаться чертами характера, темпераментом, способами решения различных проблем. Этими отличиями они могут дополнять друг друга и помогать партнеру в решении разных вопросов. Отличия могут делать образ супруга более привлекательным. С точки зрения теории Боуэна сильное сходство между супругами обычно приводит к слишком тесным, симбиотическим отношениям в паре, что в свою очередь ведет в сильному эмоциональному напряжению, конфликтам и даже разрыву отношений. Например, супруги привыкли все делать вместе и им трудно давать свободу друг другу для личной самореализации. Увлечения партнера могут восприниматься как не правильные, не интересные, противоречащие общему семейному настрою [30, c. 77].
Психологические исследования Д. Еникеевой показывают, что благополучными супружеские отношения могут быть в случае, когда в семье есть понимание и уважение к нуждам, желаниям другого члена семьи, супруги умеют принимать потери и готовы к переменам. Кроме того, счастливо живут супруги, когда между ними есть привязанность, в частности, терпимость к автономии личности, существуют также четко очерченные границы между родителями и детьми [22, c. 51].