Удовлетворенность мужчин и женщин зарегистрированным и незарегистрированным браком
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ БРАКОМ
1.1 Семья и брачные отношения как объект исследования психологической науки
1.2 Содержание понятия «удовлетворённость браком»
1.3 Факторы, влияющие на удовлетворенность браком
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМ И НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМ БРАКОМ
2.1 Организация и методы исследования
2.1.1 Объект и предмет исследования
2.1. 2 Цель, задачи и гипотеза исследования
2.1. 3 Описание выборки
2.1. 4 Описание методики исследования
2.2 Результаты исследования
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена тем, что значительные перемены, происходящие в последние годы в нашей стране, нашли свое отражение и на институте брака и семьи. Изменилось положение женщин и мужчин в обществе и семье, их требования, ожидания относительно друг друга и характера организации семейной жизни. Одной из важных характеристик современной семьи, отличающей ее от семьи недавнего прошлого, является изменение отношений между семьей и индивидом. Если раньше включенность в семью была необходимым средством физического и социального выживания, то сейчас это возможно и вне семьи.
Такие изменения привели к дивергенции установок на семью и брак, к появлению новых альтернативных форм семейной организации, наиболее распространенной среди которых является незарегистрированное сожительство. Все больше молодых людей за рубежом и в нашей стране отдают предпочтение данной форме брака, при которой мужчина и женщина живут на одной территории, ведут общее хозяйство, но не регистрируют свои отношения.
Незарегистрированный брак может рассматриваться как альтернатива традиционному браку, и как предварительная стадия к последующему браку («пробный брак»). В случае «пробного брака» установка на брак не исчезает. Большинство женщин и мужчин, состоящих в таких отношениях, собираются вступить в брак.
В психологическом исследовании основной акцент ставится на изучении удовлетворенности браком. Большинство специалистов определяют ее как внутреннюю субъективную оценку, отношение супругов к собственному браку.
Стабильность семьи и удовлетворенность браком не взаимоисключающие понятия, они имеют много общего, но однозначного значения они не имеют − высокостабильные браки не всегда характеризуются высоким уровнем удовлетворенности браком (например, для традиционных семей вполне обычен стабильный брак при полной неудовлетворенности супругов своими отношениями, а в современной семье подобная неудовлетворенность может привести к разрыву даже при наличии детей).
Некоторые социально-психологические аспекты семьи и брака отражены в ряде работ отечественных философов, социологов, педагогов, медиков, психологов (Ю.Е. Алешиной [1, 2], Т.В. Андреевой [3, 4], А.Н. Волковой [10], В.А. Гаспарян [11], С.И. Голод [14], И.С. Кона [25], Н.И. Семечкина [30], А.Г. Харчева [32, 33], Э.Г. Эйдемиллер [36] и др.). Но в этих работах рассматриваются лишь отдельные элементы социально-психологических проблем семьи и брака.
Объект исследования: мужчины и женщины в зарегистрированном и незарегистрированном браке.
Предмет исследования: удовлетворенность браком мужчин и женщин в зарегистрированном и незарегистрированном браке.
Цель курсовой работы − на основе изучения психологической литературы и эмпирического исследования исследовать удовлетворенность мужчин и женщин зарегистрированным и незарегистрированным браком.
Гипотеза:
Задачи:
1. Выявить психологическую сущность семьи и брака;
2. Раскрыть сущность понятия «удовлетворенность браком»;
3. Определить факторы, влияющие на удовлетворенность браком;
4. Провести исследование удовлетворенности браком удовлетворенность мужчин и женщин зарегистрированным и незарегистрированным браком.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ БРАКОМ
1.1 Семья и брачные отношения как объект исследования психологической науки
Брак и семья − не одно и то же, это не тождественные, а скорее пересекающиеся понятия, ведь семья может существовать без брака, а брак - без семьи [1, c.23].
Брак – это общественное установление, учреждение или, как говорят юристы и социологи, особый общественный институт, особая форма общественного устройства, исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к своему потомству.
По мнению А.Г. Харчева, семья − это исторически изменяющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности [33, c. 12].
Ю.И. Семенов считает, что брак есть определенная социальная организация отношений между полами, он предполагает наличие определенных прав и обязанностей между связанными им сторонами [4, c.11].
Важный сущностный признак брака отражен в определении этого понятия, данном в Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона: брак – это постоянный союз мужчины с женщиной с целью создания семьи и продолжения рода; пользуется охраной и покровительством законов лишь при совершении по известным формам… влечет за собою известные юридические последствия в области личных и имущественных прав и обязанностей супругов по отношению друг к другу и к детям (право на содержание, наследование и пр.). Таким образом, брак – это важная правовая категория, отражающая характер взаимных прав и обязанностей вступивших в соответствующие правоотношения лиц [4, c. 12].
Нелишне также вспомнить, что русское слово «брак» происходит от слова «брать». Это означает, что, вступая в брак, каждая сторона берет на себя некие обязательства в отношении другой. Причем делается это перед значимой инстанцией – перед Богом (в церкви), перед законом (в загсе), и перед людьми, в частности, перед «свидетелями», которые до сих пор участвуют в регистрации брачного союза. Это придает браку свойство публичности, делает отношения между супругами значимыми в глазах других людей, социума. Вступление в официальный брак придает мужчине и женщине новый социальный статус. Брак оказывается легитимным признанием отношений между мужчиной и женщиной [21, c. 33].
Человек, не состоящий в браке, издревле считался неполноценным членом общества, например, в русской крестьянской общине бессемейные крестьяне (так называемые «бобыли», «малые») не имели права участвовать в решении значимых для общины вопросов.
Таким образом, брак – это, прежде всего, официальное признание взаимных обязательств двух взрослых людей. Но не каждый брачный союз можно назвать семьей; самый явный пример – так называемый фиктивный брак, который определяется Семейным кодексом как «заключенный без цели создания семьи».
Итак, брак – это исторически изменяющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Существовавшие с давних времен моральные нормы брачных отношений дополняются религиозными и юридическими установлениями, при помощи которых государство и общество защищают брак и карают нарушителей установлений.
Говоря о семье и браке, следует иметь в виду то, что возникли они в разные исторические периоды, а также то, что семья представляет собой более сложную систему отношений, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.
Семья является объектом изучения многих наук: социологии, психологии, педагогики, демографии, этики, истории и других, этот факт обуславливает существование достаточно разных определений данного понятия.
Таким образом, семейные отношения могут складываться как реально существующие союзы вне зависимости от формы их заключения, то есть фактические (незарегистрированные) и зарегистрированные браки. На первый план выступает следующий признак семьи: осознание и принятие обоими супругами факта совместности в моральном, эмоциональном, финансовом и хозяйственно-бытовом планах. В данном случае важное и определяющее значение имеет добровольное признание данного факта и мужчиной и женщиной. По мнению В.П. Шахматова, брак и семья существуют лишь тогда, когда оба супруга признают себя состоящими в браке и осознают себя членами одной семьи [15, c. 55].
А.И. Антонов определяет семью несколько иным образом: это основанная на интимной общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. То есть здесь идет речь о семье как о триединстве: супружество-родительство-родство, остальные типы семьи А.И. Антонов называет «семейными группами». Таким образом, с точки зрения данного автора, главным признаком семьи является наличие в ней детей [23, c. 34].
Итак, первоначально основу семейных отношений обычно составляет брак. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать как систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода на основе определенных ценностей и норм, подверженных социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.