Смекни!
smekni.com

Педагогическая психология Талызина Н Ф (стр. 63 из 68)


' Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирова­ния детской личности // Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Анцыферовой. - М., 1978. - С. 253.

С другой стороны, стадиальное развитие оказывает влияние на функциональное. Так, если ребенок находится на стадии наглядно-действенного интеллекта, то при усвоении каждого нового действия ему необходимо начинать усвоение с материальной (или материализованной) формы. Но если интеллект учащегося характеризуется как наглядно-образный, материальная (материализованная) форма может быть пропущена, тогда ребенку с самого начала будет доступна перцептивная форма.

Итак, умственное развитие имеет как количественные, так и качественные изменения. Количественная (функциональная) линия развития прямым образом зависит от деятельности учения: она пополняется через усвоение новых действий. Качественные (стадиальные) изменения опосредованы функциональным развитием. Решающим при этом является не количество усвоенных действий, а их содержание и особенности.

Одна из центральных проблем педагогической психологии - выявление условий, реализация которых в учебной деятельности приводит к высоким показателям развития учащихся. Рассосмотрим наиболее значимые из них.

Учение как ведущая деятельность. Человек выполняет разные виды деятельности. Однако на каждом возрастном этапе жизни можно выделить главную ведущую деятельность, кото­рая определяет успехи развития.

Именно эта деятельность ведет за собой развитие. В веду­щей деятельности возникают и формируются новообразова­ния, происходит зарождение новой ведущей деятельности, которая приводит к новому этапу развития. В начальной школе ведущей деятельностью должно быть учение. В дошкольный период жизни развитие ребенка идет, прежде всего, через раз­ные виды игровой деятельности.

Учение зарождается в игре и постепенно берет на себя роль ведущей деятельности. У одних детей это происходит еще до поступления в школу, а другие дети остаются в игре и в школь­ном возрасте.

Учителю очень важно знать учеников, у которых ведущей деятельностью остается игра. Деятельность учения у этих уче­ников не ведет за собой развитие.

С такими учащимися необходимо проводить индивиду­альную работу, чтобы постепенно игровая деятельность усту­пила свою ведущую роль учению.

Положение о ведущем значении учения для умственною развития школьников было выдвинуто Л.С. Выготским в на­чале тридцатых годов нашего века. Последующие исследова­ния позволяют внести в это положение два уточнения:

1. Учение имеет решающее значение для психического развития тогда, и только тогда, когда оно является ведущей деятельностью.

2. Ведущая роль учения в психическом развитии человека не имеет четко очерченных возрастных границ. Как прави­ло, оно выполняет свою ведущую роль в пределах младшего школьного возраста. Однако во многих случаях эта роль сохраняется вплоть до студенческого возраста. Вместе с тем иногда и у младших школьников учение не является ведущей деятельностью.

Ведущая деятельность наиболее эффективно влияет на про­цесс развития в период своего становления. Начальная школа как раз и является временем, когда учащиеся овладевают деятель­ностью учения. Следовательно, именно в младшем школьном возрасте учение наиболее интенсивно ведет за собой развитие.

Ориентировка на зону ближайшего развития. Как известно, понятие зона ближайшего развития введено Л.С.Выготским. Это понятие раскрывает внутреннюю связь обучения и разви­тия. Учение может опираться на то в познавательной сфере учащегося, что уже сформировалось, что завершило свое раз­витие. Это означает, что учение опирается на зону актуально­го развития. В этом случае влияние обучения на развитие не значительно.

Но обучение может быть направлено на те компоненты и на те особенности познавательной деятельности, которые только начинают свое становление. Это означает, что обучение ориен­тируется на зону ближайшего развития. Только в этом случае обучение ведет за собой развитие, создает его завтрашний день.

Л.С. Выготский писал: «Педагогика должна ориентировать­ся не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития»'.


¢Выготский Л.С. Мышление и речь//Собр. соч.-Т. 2.-С. 251.

Оценивая первый путь, Л.С. Выготский указывает, что в одном случае учителя ориентируются на то, что ребенок может сделать самостоятельно, и не учитывают «возможности его перехода от того, что он умеет, к тому, что он не умеет... Это есть система, которая плетется в хвосте детского развития, вместо того чтобы вести его за собой»¢.


¢Там же.

Итак, обучение должно ориентироваться на то, что учащиеся не умеют делать, но могут научиться делать. Как же совершается этот переход? Ребенок осуществляет этот переход при помощи учителя, в сотрудничестве с ним, через подражание ему. Учитель является носителем того нового, чему может научиться ребенок, что находится в зоне его ближайшего развития. «Основное в обучении именно то, что ребенок обучается новому. Поэтому зона ближайшего развития, определяющая эту область доступных ребенку переходов, и оказывается самым определяющим моментом в отношении обучения и развития»¢.


'Там же.- с.. 250.

Таким образом, учение ведет за собой развитие только тогда, когда оно является ведущей деятельностью учащегося и когда он учится тому, что находится для него в зоне ближай­шего развития и становится доступным ему только с помощью обучающего его взрослого.

Говоря о важности сотрудничества ребенка со взрослым, необходимо остановиться на вопросе самостоятельности уча­щихся. На первый взгляд кажется, что именно самостоятель­ные виды обучения ведут к высокому развивающему эффекту. На самом деле это не так. Дело в том, что самостоятельно ученик начальной школы не может открыть сущность науч­ных понятий, причинно-следственных связей и т.д. В лучшем случае ребенок этого возраста может самостоятельно познать внешние свойства предметов, на этой основе составить общее представление о них. В силу этого самостоятельная деятель­ность учащихся должна быть использована только после зна­комства их с содержанием научных понятий и методов рабо­ты с ними. Учащиеся должны не переоткрывать, а усваивать то, что уже открыто и хранится в социальном опыте человече­ства. Справедливость этого подтверждает опыт так называе­мого проблемного обучения. Все попытки внедрить его в практику обучения не увенчались успехом. Вместе с тем, как было показано при анализе процесса усвоения, на всех его этапах учащиеся имеют дело с проблемами. Начиная с этапа материа­лизованных действии, они успешно решают их, но происходит это только потому, что на предыдущих этапах они сотруднича­ли с учителем и получили с его помощью всю необходимую информацию в виде схемы ориентировочной основы действий.

Известный специалист в области возрастной и педагогиче­ской психологии Д.Б. Эльконин в связи с этим пишет: «Огра­ничение форм обучения, основанных на сотрудничестве с учи­телем, и расширение форм обучения, основанных на так на­зываемой самостоятельности, на деле означает ограничение начального обучения областью эмпирических понятий и све­дение процессов развития к упражнениям»'.


'Эльконин Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения // Избранные психологические труды. - М., 1989. -С. 193.

Таким образом, сотрудничество со взрослым, подражание ему выступают как решающее условие при переходе ребенка от того, что он умеет, к тому, чего он не умеет, но чему может научиться. Л.С. Выготский, подчеркивая роль взрослого в этом переходе, пишет: «Подражание, если понимать его в широком смысле, - это главная форма, в которой осуществля­ется влияние обучения на развитие»¢.


¢Выготский Л.С. Мышление и речь//Собр. соч.-Т. 2.-С. 250.

Наличие противоречий в учении. Развитие надо стимулиро­вать путем создания конфликтных ситуаций между теми спосо­бами действия, которые требуются задачей, и теми способами действия, на которые способен ребенок. Вот один из примеров.

Детям дается задача сравнить дорожку, выложенную из спичек, которая идет по прямой и по кривой. Дорожку, выложенную по прямой, на их глазах согнули. Спрашивают, эта дорожка такая же или нет. Дети отвечают, что она стала короче. Как видим, они судят о длине дорожки по конечным точкам: они теперь ближе, и дети считают, что дорожка стала короче.

Дети складывают дорожку. При этом им дается другая дорожка, состоя­щая из какого-то числа спичек. Предлагают детям сложить такую же дорож­ку и рекомендуют смотреть на первую дорожку. Ребенок начинает считать, сколько спичек в первой дорожке, и отбирает такое же их число. Но те спич­ки, из которых он должен сложить, короче. И вот он складывает из шести, допустим, спичек новую дорожку, которая такая же с точки зрения количе­ства спичек, но не такая по длине.

У детей возникает конфликтная ситуация. С одной сторо­ны, измерение по конечным точкам показывает, что вторая дорожка короче, а с другой стороны, соотношение по количе­ству элементов совпадает.