Смекни!
smekni.com

Коллективная изобразительная деятельность в младшем дошкольном возрасте (стр. 4 из 13)

Психологи рассматривают творчество как деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего мира - природного и социального. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек - форма и способ его мышления, личностные качества. Творчество в широком смысле, по мнению В.С. Мухиной, это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Новизна открытий и продукта субъективны и это первая важная особенность детского творчества. Процесс создания продукта для дошкольника при этом имеет едва ли не первостепенное значение. Его деятельность, как отмечала В.С. Мухина, отличается эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения результата. И это вторая особенность детского творчества.

В процессе рисования, аппликации развиваются все виды памяти. Это помогает установить ассоциации между восприятием действительности и искусства, между различными видами искусства, между ранее воспринятым и настоящим. Образная память, по мнению В.С. Кузина, имеет особое значение в процессе изобразительной деятельности, обусловливая необходимый запас зрительных представлений у рисующего. Наряду с этим двигательная память является в рисовании необходимой предпосылкой для выработки прочного навыка автоматически подчинять движения руки, проводящей линии, глазу, определяющему направление, величинно-пространственные соотношения линий, из которых слагается графическое воспроизведение зрительного образа, сохраняемого образной памятью.

Одним их средств выразительности, общих в рисовании и аппликации, является цвет. Использование цвета и отражение отношения к своему произведению с помощью цвета исследовали многие педагоги и психологи.

Предмет физиологического цветоведения по В. Оствальду составляют: анатомия глаза, связанного с ним участка нервной системы и другие сложные вопросы. Психологическое цветоведение имеет своим предметом цвет, как ощущение. Особое удовольствие малышам доставляет рисование красками. При правильном руководстве этой деятельностью развивается чувство цвета, ребенок может выразить собственное эмоциональное состояние.

Активность детей в процессе выполнения работы проявляется, по мнению Б.М.Теплова, в хорошем темпе, непрерывности её. Активность детей на занятиях заключается в том, что, выполняя задание воспитателя, они мобилизуют свое внимание, производят умственные операции, преодолевают затруднения, возникающие при освоении предлагаемого им материала, и в силу этого испытывают те или иные чувства. Указанные психические процессы являются основой всех видов художественной деятельности, и развитие их в одном виде деятельности будет положительно сказываться на других.

У детей младшего дошкольного возраста, как подчеркивала Н. Савельева, есть ряд особенностей в создании рисунка, аппликации. Во-первых, дети все больше начинают интересоваться тем, что получилось, все чаще словами обозначают смысл нарисованных штрихов, линий, форм; во-вторых, происходит формирование художественно-образной основы деятельности, их замысел уже более устойчивый, преднамеренный. В целом детей дошкольного возраста можно разделить на две группы: тех, кто предпочитает рисовать отдельные предметы - «визуалисты» и тех, кто склонен к развертыванию сюжета, повествования - «коммуникаторы», у которых изображение сюжета в рисунке дополняется речью и приобретает игровой характер.

В. С. Мухина указывала, что процесс рисования в основном складывается из двух видов деятельности:

1. формирование зрительного представления и

2. его воспроизведения. Формирование зрительного представления может опираться на непосредственное видение в течение всего процесса изображения (в рисовании с натуры) и может опираться на прошлое восприятие, на ранее накопленный зрительный опыт (в рисовании по представлению). Рисование связано также с кинестетическими ощущениями, с мышечно-суставной работой руки, пальцев, держащих карандаш, проводящих линии. В процессе рисования развиваются смелость и точность движений руки и пальцев, способность к быстрой координации зрительно - двигательных ощущений. Развитие рисования понимается как спонтанный процесс постепенного развертывания изобразительных способностей, при этом выделяют стадии, которые с неизменной последовательностью сменяют друг друга.

Другой распространенный вид детской деятельности - аппликация. Аппликация, по мнению Л. Венгера, в чем-то беднее рисования, но это «обеднение» позволяет ребенку решать такие задачи, которые в рисовании были бы трудны из-за отсутствия технических навыков. Прежде всего, это композиционные задачи, связанные с размещением изображений на листе. На материале аппликации удобно формировать умение создавать ритмические композиции. Кроме орнаментальных композиций, Л. Венгер рекомендует использовать в аппликации и предметные композиции.

Выразительный образ в аппликации включает в себя декоративный образ, характеризующийся стилизованностью изображения, конструктивностью композиции, декоративностью колорита.

Процесс рисования форм может быть направлен на раскрытие образа. С этой целью используется прием «передвижной аппликации». Например, заранее вырезаются фигурки котят, для которых дети рисуют разноцветные клубочки. Дети в разных частях листа рисуют круговыми движениями клубки, протягивая от них к каждому котёнку нитку. В результате возник образ, он постепенно развивался, приобретал игровой характер.

Психологические основы интеграции искусства, художественной деятельности определяются Т. Комаровой исходя из того, какие психические процессы задействованы в создании образа у ребенка. Для эффективного осуществления интеграции необходимо развивать все психические процессы человека. Основой интеграции, применительно к предметам и содержанию эстетического направления, является образ, замысел, передаваемый в разных видах художественной деятельности. Т. Комарова предполагает, что развитие художественно-творческих способностей детей в одном виде деятельности может способствовать более успешному развитию другого вида художественной деятельности. Это определяется общностью основных психических процессов, на которых базируется любая художественная деятельность.

Огромное значение, с точки зрения задач искусства и всестороннего развития человека, имеет в живописи ее собственно живописная сторона, то есть цвет, свет, колорит, рисунок, ритм, композиция и все прочие элементы художественной формы. Будучи искусством зрения, живопись призвана развивать глаз, делать его глазом наблюдательным, умеющим подмечать характерное и важное в жизни, умеющим видеть в живописном облике жизненных явлений (форме, цвете и т.д.) их подлинную суть. Искусство развивает как мышление, эмоции, фантазию зрителя, так и его восприятие, формирует глаз, чувствующий красоту цвета и формы, объема и пространственных соотношений. При этом искусство развивает не одну какую-либо человеческую способность, а всю их совокупность. Оно многосторонне развивает человеческую личность, целостно формирует человека-творца, усиливает и укрепляет его жизненную активность.

Таким образом искусство способствует всестороннему развитию ребенка, формированию творческой личности. Комплексные занятия помогают реализовать поставленные задачи воспитания и обучения. В основе этого вида занятий лежит идея синтеза искусств, взаимодействие различных «сторон» многообразной жизни.

1.2.Методические основы изобразительной деятельности.

Успешное решение задач воспитания и обучения в детском саду зависит от слаженности и организованности коллектива педагогов. Большая ответственность за создание такого коллектива ложится на заведующую детским садом. Ее глубокие знания в области основ изобразительного искусства, методики руководства изобразительной деятельностью детей позволят правильно организовать учебно-воспитательный процесс и добиться высоких результатов в деле эстетического воспитания дошкольников. Заведующая детским садом организует работу воспитателей, используя различные методы: индивидуальные беседы, посещение занятий, педагогические совещания и т. п.
Рассмотрим основные направления работы заведующей по руководству изобразительным творчеством.
Заведующая детским садом должна тщательно изучать работу каждого педагога. Для этого ей необходимо посещать занятия по рисованию, лепке, аппликации, конструированию во всех возрастных группах, определив цель посещения. Например, заведующая детским садом проверяет, как используют воспитатели занятия различными видами изобразительной деятельностью с целью всестороннего развития дошкольников. Для этого она анализирует методы и приемы, которые применяет педагог для воспитания образного мышления, внимания, воображения. Или во время посещения занятия заведующая может проверить, как усваивается детьми программный материал. Она выясняет, соблюдается ли последовательность в прохождении учебного материала, как дошкольники его усваивают, отводится ли время для закрепления полученных знаний, умений и навыков. Посетив несколько занятий в одной группе, она проверяет план работы, знакомится с детскими рисунками, аппликациями, проводит беседу с педагогом.
Иногда возникает необходимость просмотра занятий во всех группах. Так, заведующая одного из детских садов заметила, что дети подготовительной группы скованно рисуют карандашом. Как известно, судорожное сжимание карандаша пальцами отрицательно влияет не только на дальнейшее обучение дошкольников рисованию, но и на усвоение техники письма в школе. При просмотре занятий по рисованию цветными карандашами во всех возрастных группах ей удалось установить, что неправильный прием рисования прививается с младшей группы. Воспитатели не придают должного внимания приобретению правильного навыка работы карандашом, не учитывают психологию малышей, показав 2—3 раза, как следует правильно проводить по бумаге легкие линии, как наносить штриховку, в дальнейшем не поправляют детей, которые сильно нажимают карандашом. Анализ выполненных работ в старших группах показал, что здесь закрепляется неправильная техника рисования, которая к концу пребывания ребят в детском саду становится трудно исправимым навыком.
Таким образом, целевой просмотр и анализ занятий дает возможность, с одной стороны, глубоко изучить положительные и отрицательные моменты в работе педагога, с другой — помочь воспитателю в руководстве изобразительным творчеством детей. Каждое целевое посещение должно заканчиваться беседой с воспитателем, в процессе которой анализируются положительные стороны и недостатки в его работе.
Так, после посещения занятия по рисованию с натуры в старшей группе заведующая обратила внимание на то, что педагог не совсем четко представляет себе значение использования натуры в обучении, вследствие чего применяет неправильные методы. Поэтому не случайным был вопрос: каковы учебные и воспитательные задачи рисования с натуры? В совместной беседе была выявлена сущность и специфика работы дошкольников в этом виде работ, подробно рассмотрены приемы и методы обучения рисованию с натуры. Такого рода беседа помогла воспитателю разобраться в теории вопроса и с учетом пожеланий руководителя детского сада организовать работу с детьми.
Педагогические совещания — важное средство повышения квалификации воспитателей и пропаганды передового опыта в детском саду.
Содержание и методы проведения педагогических совещаний с целью улучшения работы с детьми по изобразительной деятельности могут быть различными. Это зависит от состояния работы по рисованию, лепке и аппликации в детском саду, а также от квалификации воспитателей. Как правило, такие совещания бывают посвящены теоретическим или практическим вопросам руководства изобразительной деятельностью детей разных возрастных групп.
Подготовка к совещанию зависит от его содержания. Так, если будут обсуждаться вопросы теоретического характера, то педагоги составляют доклады и знакомятся с соответствующей методической литературой. Если же на совещании будут рассматриваться различные стороны практической деятельности воспитателей, то подготовка к нему может быть более широкой: предварительное посещение и просмотр открытых занятий, организация выставок детских рисунков, аппликаций, анализ планов работы и т. д.
Приведем пример. Чтобы рассказать педагогам о роли изобразительной деятельности в эстетическом воспитании, заведующая подготовила доклад на тему «Изобразительная деятельность как средство эстетического воспитания дошкольников». В обсуждении доклада и раскрытии некоторых аспектов темы приняли участие все педагоги. В заключение совещания заведующая предложила воспитателям познакомиться с новой литературой по вопросам изобразительного искусства.
Роль руководителя детского сада в подготовке совещания заключалась не только в написании доклада, но и в подборе литературы для воспитателей, помощи им в составлении планов выступлений.
Доклады теоретического характера могут быть подготовлены воспитателями, интересующимися изобразительным искусством, и педагогами с высшим специальным образованием.
Большой интерес представляют совещания, посвященные пропаганде передового опыта работы воспитателей по руководству изобразительной деятельностью детей. Изучение и обобщение передового опыта даст возможность воспитателям использовать его в своей работе.
Подготовка и проведение такого совещания заключается в следующем. Опытный педагог проводит несколько открытых занятий, на которых демонстрирует наиболее эффективные приемы и методы воспитания и обучения. В беседе с воспитателями он рассказывает о приемах работы с отдельными детьми.
Как правило, совещания по обобщению передового опыта проводятся по такому плану: 1) доклад опытного педагога о системе обучения дошкольников; 2) обсуждение доклада и анализ работы воспитателя; 3) заключительное слово заведующей детским садом. На совещаниях целесообразно подводить итоги изобразительной деятельности за квартал. Воспитатели каждой группы рассказывают о том, как дети усвоили вопросы программы, какие темы были сложны для них, какие трудности испытывали педагоги. К этому совещанию обязательно должна быть приурочена выставка детских работ, иллюстрирующая сообщения воспитателей. В процессе подготовки и проведения таких совещаний воспитатели учатся анализировать учебно-воспитательный процесс, систематизировать детские рисунки, аппликации, выделять вопросы, требующие коллективного обсуждения.
Каждое педагогическое совещание должно давать работникам детского сада определенные знания, расширять их кругозор, способствовать дальнейшему улучшению работы по всем разделам изобразительной деятельности.
Для лучшей постановки в детском саду эстетического воспитания на занятиях по изобразительной деятельности необходимо более глубокое изучение деятельности детей.
Заведующая и воспитатели благодаря непосредственному общению с детьми имеют возможность длительного наблюдения в процессе занятий, создают те условия, при которых можно более глубоко и целенаправленно изучать влияние разнообразных методов на развитие изобразительного творчества дошкольников. От заведующей детским садом большей частью зависит выбор темы для углубленной работы, в ее руках должны быть организация и контроль за этой работой.
Углубленная работа по различным вопросам воспитания детей, во-первых, сплачивает весь педагогический коллектив, так как обязательно возникают общие интересы, проблемы, которые решаются коллективно; во-вторых, улучшает качество воспитательной и образовательной работы с детьми, так как тщательное изучение любого вопроса воспитания влечет за собой изучение детской психологии, детских проявлений в играх, труде, взаимоотношениях; в-третьих, обогащает знания заведующей и воспитателей. В некоторых садах углубленная работа понимается не совсем правильно, когда все внимание отводится изобразительной или другой изучаемой деятельности, в то время как другие разделы работы суживаются, тем самым не осуществляется всестороннее, воспитание. Дело заведующей — не допускать такого искривления, надо помочь воспитателю наладить работу так, чтобы, с одной стороны, осуществлялось гармоничное развитие детей, с другой — был бы удовлетворен интерес воспитателя к исследованию какого-либо вопроса.
Основными положениями для всякой углубленной работы, в том числе и по вопросам изобразительной деятельности, являются следующие:
выдвижение для изучения актуального, диктуемого жизнью вопроса, темы;
определение задач;
определение методов и разработка содержания углубленной работы;
определение участников работы.
При выборе темы надо ориентироваться на малоизученные, но важные для воспитания. Но по своей сложности тема должна быть доступна педагогическому коллективу.
Заведующая помогает воспитателям планировать работу, организует просмотр занятий, направляет обсуждение методов и т. д. После того как собрано и систематизировано достаточное количество фактов, необходимо осмыслить их и доказать закономерность выявленного содержания и разработанных методов.
В анализе материала, в подведении итогов большая роль принадлежит заведующей. Она помогает воспитателю оформить собранный материал для доклада, организовать выставку детских работ.
Большая работа, проделанная педагогическим коллективом, не должна оставаться в стенах детского сада, ее необходимо заслушать на методических объединениях района. Ценный опыт работы данного детского сада должен получить распространение. Таким образом, углубленная работа, проведенная одним детским садом по отдельным вопросам методики изобразительной деятельности, влияет на улучшение качества работы с детьми в других детских садах.
Важным в работе заведующей является ее умение организовать условия для полноценной работы. Изобразительная деятельность не может осуществляться без наличия разнообразного материала, литературы, методических пособий, произведений искусства и т. п.
От заведующей зависит хранение и четкое размещение всего материала. Обязательным в хранении пособий должен быть образцовый порядок, красивое их расположение на полках с применением определенной классификации предметов.
Часть материала заведующая выдает воспитателям для работы с детьми. Часть оборудования остается в качестве запасного, который всегда может быть получен воспитателями.
Большой воспитательный эффект дает совместная работа воспитателей в детском саду и родителей в семье.
Рассмотрим роль заведующей в эстетическом просвещении родителей. Эта работа ведется в нескольких аспектах: объяснение задач эстетического воспитания, расширение знаний родителей об изобразительном искусстве и разъяснение приемов и методов руководства изобразительной деятельностью детей в семье.
Руководитель детского сада в беседах с родителями узнает об их интересах и осведомленности в области изобразительного искусства, рассказывает о задачах изобразительной деятельности, дает советы, как знакомить малышей с искусством, как организовывать занятия лепкой, рисованием, аппликацией в домашних условиях.
Вопросы воспитания средствами изобразительного искусства могут быть предметом обсуждения на родительском собрании, к которому заранее готовится выставка репродукций картин, изделий декоративно-прикладного искусства, выставка детских работ. Во многих детских садах устраиваются дни открытых дверей, на которых родители знакомятся с организацией воспитательной работы с детьми. В этот день должны обязательно быть проведены занятия по изобразительной деятельности во всех группах.
Работа методиста в городе (районе) по руководству изобразительной деятельностью детей проводится в двух планах. С одной стороны, это организация открытых занятий по изобразительной деятельности, изучение и распространение передового опыта; с другой — осуществление контроля за работой заведующих и воспитателей детских садов по эстетическому воспитанию.
Центром всей педагогической работы в городе (районе) является методический кабинет. В нем хранятся отчеты о работе детских садов, иллюстрации, наглядные пособия, организуются выставки, проводятся консультации.
Письменные методические материалы, конспекты открытых занятий, планы работы, записи интересных занятий, доклады на конференциях, родительских собраниях и т. д. представляют работники детских садов, их использует методист в работе с воспитателями.
Так же как и в детских садах, в кабинете организуют выставки произведений изобразительного искусства и детских работ. На выставках произведений искусства показывают способы подбора экспонатов для занятий с детьми, предлагают тексты аннотаций к картинам.
Выставки детских работ организуют с целью показа системы обучения дошкольников в различных детских садах, а также с целью знакомства с творческими возможностями дошкольников, с их особенностями создания выразительных образов в рисунке, лепке, аппликации и т. д.
Кроме того, в методическом кабинете должны храниться наглядные пособия для консультаций и разработки занятий передовых педагогов.
Районный или городской методист, являясь консультантом по вопросам изобразительной изобразительности детей, должен обладать достаточными знаниями в этой области, так как к нему могут обращаться воспитатели и заведующие по многим вопросам, возникающим в процессе работы.
Консультации по методике изобразительной деятельности вызываются разными поводами. В кабинет приходит воспитатель с просьбой объяснить, как наладить работу по изобразительной деятельности в группе детей разного возраста. Другой педагог просит помочь составить календарный план. Некоторые воспитатели приносят в кабинет детские рисунки и аппликации с просьбой посоветовать, как оформить выставку. Нередко заведующие обращаются за помощью в составлении плана работы кружка или в уточнении тезисов доклада на родительском собрании и т. д. Обязанность методиста — оказать квалифицированную помощь, дать исчерпывающую консультацию, вызвать у педагогов творческий подход к решению методических вопросов.
Проверяя и изучая работу детских садов по изобразительной деятельности, методист иногда видит необходимость пригласить отдельных работников на консультацию для ознакомления с материалами кабинета или для беседы.
Наряду с индивидуальными консультациями он проводит и групповые консультации. Так, после посещения нескольких детских садов он приглашает на консультацию заведующих и воспитателей подготовительных групп для обсуждения вопросов подготовки детей к школе в процессе занятий рисованием, лепкой и аппликацией. Методист анализирует просмотренные занятия, знакомит воспитателей с передовым опытом работы других детских садов, показывает планы, пособия и другие материалы. Методические объединения — это коллективная форма работы, направленная на улучшение учебно-воспитательного процесса в детских садах данного города или района. В планах работы методических объединений, составленных на основе пожеланий работников дошкольных учреждений, должны найти место и вопросы по изобразительной деятельности. В городах и районах, где имеется большое количество детских садов, объединения проводятся по возрастным группам, с которыми работают воспитатели.
Методические объединения по руководству изобразительной деятельностью детей иногда целесообразно проводить по одной теме, характерной для всех возрастных групп. Например, изучение темы «Роль словесных пояснений на занятиях изобразительной деятельностью» будет полезно воспитателям всех групп, так как пояснения, указания используются в работе с детьми всех возрастов и имеют огромное значение в развитии воображения, памяти, образного и логического мышления.
Важным средством повышения квалификации работников детских садов является организация семинаров, практикумов и кружков. Их цель — повышение теоретической подготовки воспитателей в области методики руководства изобразительной деятельностью детей. Для начинающих педагогов участие в работе семинаров обязательно.
На семинарских занятиях изучается методическая литература, составляются и обсуждаются планы работы, конспекты, проводятся посещения и анализ открытых занятий участников семинара.
Темами обсуждения на семинаре могут быть различные разделы программы, например: «Занятия декоративным рисованием», «Связь между различными видами изобразительной деятельности» и др.
На практикумах воспитатели овладевают изобразительными умениями, техническими навыками в работе с различными материалами: глиной, бумагой, красками, карандашами и т. д.
Кружки организуются для воспитателей и заведующих, интересующихся изобразительной деятельностью, в плане повышения их квалификации по рисунку, живописи, композиции, а также для имеющих склонность к углубленной научно-методической работе. На общих собраниях кружка обсуждаются планы и содержание занятий, иногда проводятся практические занятия с материалами, если этого требует тема. Например, в кружке по декоративному рисованию могут быть разработаны образцы декоративных работ с использованием элементов народного орнамента.
Опыт работы участников кружка оформляется в виде доклада, который может быть зачитан на научно-практической конференции, методобъединении.
Методист городского или районного методкабинета помогает педагогическому коллективу детского сада в осуществлении и оформлении результатов углубленной работы. Методист может сам предложить воспитателям или заведующей тему для углубленной работы, если он находит, что данный детский сад сможет плодотворно ее провести.
Затем он помогает каждому участнику разработать конкретный план. Вместе с воспитателем и заведующей анализируются методы проведения занятий, различных наблюдений с детьми и т. п. В процессе работы методист собирает участников для обмена мнениями и просмотра детских выставок. Завершающим этапом углубленной работы может быть городская или районная конференция. Кроме всех видов помощи, о которых говорилось выше, методист по дошкольному воспитанию призван осуществлять контроль за педагогической деятельностью работников детских садов. Он должен знать о состоянии учебно-воспитательной работы во всех дошкольных учреждениях. В начале года уместно проверить организацию занятий по рисованию, лепке, аппликации. В течение года необходимо осуществлять контроль за выполнением программы, за планированием и т. д. Свои замечания методист высказывает заведующей и воспитателям, советует им, как лучше исправить те или иные недочеты.
Как показывает практика, большую помощь в работе методистов оказывает актив воспитателей и заведующих, который может содействовать распространению достижений в области методики изобразительной деятельности.
В актив могут войти воспитатели и заведующие, интересующиеся методикой, владеющие некоторыми умениями в рисовании, лепке, аппликации, конструировании. Актив составляет план работы, в который входят вопросы помощи и контроля по развитию изобразительных умений детей. Члены актива участвуют в большой, эффективной работе по распространению лучшего опыта, организации методических объединений, проведению кружковых и семинарских занятий.