В диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности В.Я. Ядова представлена иерархия регулятивных образований или диспозиций(установки, аттитюды и ценностные ориентации личности).
Ценностные ориентации как высший уровень диспозиционной системы, по В.Я. Ядову, полностью зависят от ценностей социальной общности, с которой себя идентифицирует личность.
Одновременно с этим система ценностных ориентаций личности, являясь отражением ценностей социальной среды, сама же может оказывать воздействие на групповые нормы и ценности. Например, в стратометрической концепции коллектива А.В Петровского ценности выполняют функцию регулятора групповой сплоченности и активности.
Б.С. Братусь определяет личностные ценности как осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни. Он проводит разделение общих ценностей и декларируемых , внешних по отношению к человеку ценностей.
Представление о системе ценностей личности получило распространение также в американской социальной психологии. Так, М. Рокич определяет ценности как устойчивые убеждения, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования. По его мнению ценности, ценности личности характеризуются следующими признаками:
-истоки ценностей прослеживаются в культуре, ценности и личности;
-влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения;
-общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;
-все люди обладают одними и теми же ценностями, но в различной степени;
-ценности организованы в системы.
Таким образом, ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда составляющие иерархическую систему, существующие в структуре личности только в качестве ее элементов. Систему ценностных ориентаций, таким образом, можно рассматривать как подсистему «образа мира».
Основная функция ценностных ориентаций-обеспечение взаимодействия элементов более общей систем «человек», взаимодействия между внутренними установками и нормами социальной среды., между мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов.
Изучению ценностных ориентации посвящены многочисленные работы, образующие два уровня исследования ценностной проблематики: теоретический и прикладной. Основной трудностью для исследователей выступает многозначность терминологии, обусловленная переплетением понятийных аппаратов смежных дисциплин при исследовании феномена ценностных ориентации.
Рассмотрим основные подходы к анализу категории ценностной ориентации, имеющиеся в современной социально-психологической литературе.
Каждая из пограничных научных дисциплин рассматривает ценности и ценностные ориентации в зависимости от специфики своего предмета. В философии анализируется гносеологическая сторона взаимодействия субъекта и объекта ценностного отношения, это область рассмотрения объективной истинности и отношения к ней человека.
Социологический подход к проблеме ценностей и ценностных ориентаций предполагает исследование их как компонентов социальной системы, выполняющих по отношению к личности нормативные функции. В социоло-
гии личности предметом анализа являются распространенность конкретных ценностных ориентации в массовом сознании и сила их мотивационного воздействия на поведение людей.
Психология с помощью понятий ценностей и ценностных ориентации пытается описать механизмы регуляции поведения и деятельности человека. В социальной психологии ценностные ориентации рассматриваются как элементы индивидуального сознания, компоненты психологической структуры личности. Здесь стоит вопрос о связи между человеческой активностью и воздействующей на личность конкретной социальной ситуацией при регуляции социального поведения и вопрос о возможности прогнозирования поведения человека. Кроме этого в центре внимания социально-психологических исследований ценностных ориентации стоят такие проблемы, как роль ценностных ориентации в мотивационном механизме личности, связь между потребностями, установками и ценностными ориентациями, формирование ценностных ориентаций личности в процессе индивидуального развития.
Р.Е. Миронова выделяет следующие 3 группы определений ценностей:
1. Авторы, стоящие на первой точке зрения (Г.Л. Головных, СИ. Попов, В.Г. Тугаринов, Перри) определяют ценности как материальные и духовные объекты или их свойства, способные удовлетворять материальные и духовные потребности субъекта (общества, класса, личности). В.П. Тугаринов писал: "Ценности- суть предмета, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны и прочее) людям определенного общества или класса и отдельной личности в качестве средств удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала".
Ценность здесь проявляется при воздействии человека с окружающим миром, в процессе которого обнаруживается удовлетворение потребностей, причем ценностями оказываются предметы или явления не зависимо от того, материальны они или идеальны.
2. Сторонники второй точки зрения считают понятие "ценности" применимым к характеристике субъектно-объектных отношений. "В марксистской философской литературе явление ценности наименьше всего связывается с особого рода субъектно-объектным отношением, в котором объект (предмет или явление материального или духовного плана) выступает значимым для субъекта (человека или любой социального общности).
Причем одни (М.С. Каган) принимают в качестве ценности отношение объекта к субъекту, другие (С. Ласло, А.Г. Харчев) -отношение субъекта к объекту. Так М.С. Каган полагает, что "ценность объекта - это есть его отношение к субъекту, его роль в человеческой жизнедеятельности"
А.Г. Харчев же подчеркивает, что отношение объекта к субъекту - сфера содержания, движение от субъекта к объекту - сфера удовлетворения потребностей, ценностное отношение.
Справедливо мнение большинства исследователей (А.А. Зайцева, А.А. Ивин, A.M. Коршунов, Л.И. Столович, А.Ф. Шишкин и другие) о том, что
ценность нельзя оторвать от практической деятельности субъекта
Она возникает из практического отношения людей к действительности. Это отношение между предметами и человеческими потребностями, которые формируются в общественно-исторической практике. Именно в рамках отношения общественного предмета, его свойств и социального субъекта и проявляется ценность тех или иных предметов как особый социальный феномен.
В рамках характеристики ценности как объектно-субъектного отношения заслуживает внимание определение ценности через понятие "значение", данное В.А. Василенко: "Категория ценности раскрывает один из существенных моментов универсальной взаимосвязи явлений, а именно момент значимости одного явления для бытия другого".
Через понятие "значение" ценность определяют С.Ф. Анисимов, О.Г. Дробницкий, Г.И. Полунин, А.А. Ручка и другие авторы. При этом, как отмечает А.А. Ручка, ценность рассматривается либо как только в положительной форме значимости (А.М. Коршунов, СИ. Попов), либо как положительная или отрицательная (Л.М. Архангельский, В. Брожик, В.А. Василенко, В.В. Гречаный, М.В. Демин, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, Л.И. Столович и другие). Используя данное понятие для определения ценности, удается раскрыть важный аспект ценностного отношения, а именно - отличие предметов и явлений самих по себе, их объективно-реальных характеристик от их значения для человека. В целом подход сторонников второй точки зрения к определению ценности исходит из того, что ценность как феномен бытия объективна по своей природе, так как не зависит от осознанного отношения к ней.
3. Сторонники третьей точки зрения соотносят ценности с идеалами (О.М. Бакурадзе, Д.А. Леонтьев, И.С. Нарский, И.М. Попова и другие). Так, И.С. Нарский определяет ценности как "идеалы общественной, а на этой основе личной деятельности". Такой подход ограничивает сферу ценностей исключительно общественным сознанием.
Несмотря на разнообразие определений ценности, в каждом из них подмечены существенные признаки: способность удовлетворять какую-либо потребность, значимость или полезность объектов для субъектов, возникновение объектов в результате практической деятельности. Ценность как социальное свойство предмета проявляется тогда, когда объект берется в соотношении с практической человеческой деятельностью. Чтобы признать какое-то свойство предмета ценным, человеку необходимо увидеть в нем возможность удовлетворения своей определенной потребности.
На этот момент явления ценности обращают внимание многие авторы. В более чистой форме эта мысль изложена О.Г. Дробницким. Он отмечает, что, прежде чем быть действительно освоенным, предмет первоначально выступает в виде возможности, как то, что еще надлежит осуществить.
Технологии ценностных ориентаций личности
Д.А.Леоньтьев выделяет три формы существования ценностей – действительные идеалы, предметные ценности и личностные ценности.
В.Ф. Сержантов, исходя из того, что предметами потребностей человека могут быть как вещи так и идеи, сводит все ценности в две категории- материальные и духовные.