интерес к красотам этой жизни.
Хорошее знание того факта, что "досуг и удачу, должно быть, трудно
найти, а жизнь не является столь уж продолжительной", и тогда наш
обычный интерес к видимостям этой жизни поворачивается обратной сторо-
ной. В этом тексте решимость выйти из круга перерождений создается
посредством двустадиального размышления: сначала об устранении интере-
са к проявлениям этой жизни, а затем - об устранении интереса к воз-
можностям будущих рождений. Цзонхава в своей книге "Великое описание
стадий Пути" ("Ламринченмо") повествует о практиках для существ с ма-
лыми и средними способностями, а также о временных плодах, доставляе-
мых им этими практиками, но обо всем этом говорится отдельно. Однако
здесь, в сочинении "Три принципиальных аспекта", эти практики объеди-
няются с единым замыслом по развитию намерения покинуть циклическое
существование.
Нет никакого смысла в привязанности к этой жизни. Не имеет значе-
ния, как долго мы живем. Даже если мы сможем прожить около 100 лет,
все равно, в конце концов, мы должны будем умереть, теряя эту ценную
человеческую жизнь. Но когда конкретно это случится - неясно, это мо-
жет произойти в любое время. Главное, что эта жизнь распадется, и не-
важно, много ли у вас было собственности - она вам не поможет.
Никаким количеством богатства нельзя купить продление жизни. Неваж-
но, много ли вы накопили денег и храните ли вы их в банке, но в день
вашей смерти ничто вам не поможет. В этом отношении смерть миллионера
и смерть дикого животного одинаковы. Хотя для жизни нужны какие-то ис-
точники, но конечно, они не суть конечная цель достижений. Итак, нес-
мотря на материальное благосостояние и преуспевание, многие виды стра-
дания существуют в силу того, что мы живем обычной человеческой
жизнью, приносящей несчастья различными способами.
Является ли сама природа человеческой жизни жалкой? И является ли
она столь уж неизменной? В нынешних обстоятельствах, пребывая во влас-
ти обусловленности, мы уже испытали на себе, что сама природа жизни
печальна. Однако при помощи предложенных рассуждений, которые доказы-
вают возможность обрести освобождение, мы можем увидеть, что причины,
производящие бедствия, преодолимы посредством отделения ума от небла-
гоприятных эмоций. Таким образом, ясно, что тяготы вовсе не являются
обязательно присущими человеческому существованию.
Если мы в состоянии найти должное применение человеческому разуму,
мы сможем обрести нечто весьма ценное. Когда же мы озабочены исключи-
тельно делами этой жизни, тогда будет растрачена настоящая возможность
использовать могучий человеческий мозг, которым мы уже обладаем. По-
добно стремлению приобрести что-то незначительное, и применение чело-
веческого ума ради достижения чего-то маловажного также является весь-
ма грустным. Осознавая слабость такого действия, нам нужно выработать
воззрение, согласно которому было бы глупо делать упор исключительно
на заботах этой жизни. И этот упор постепенно будет ослабевать благо-
даря совершенствованию позиции на решительное оставление круговорота
бытия.
Отрекаясь от этой жизни, мы не просто пренебрегаем жизненными пот-
ребностями, такими как голод, но стремимся свести нашу привязанность к
нуждам, ограничивая их этой жизнью. Более того, не только эта жизнь,
но все изумительное благосостояние и беспредельные возможности цикли-
ческого существования также по своей природе являются страданием, и
они безусловно будут вырождаться. Хотя каждый может ожидать лучшей
жизни в будущем, после этой он будет рождаться еще и еще, но нет ника-
кой уверенности в том, что будущие жизни будут лучше.
Таким образом, необходимо не только сократить наш интерес к красотам
этой жизни, но и прервать привязанность к будущим рождениям. У нас
должна постоянно возникать мысль, что жизнь, проходящая во власти
грязных деяний и печалей, лишена сущности, бесхребетна.
Цзонхава заявляет:
Если вы задумываетесь вновь и вновь
О поступках и их неминуемых последствиях,
И страданиях круговращенья бытия,
То интерес к его возможным проявлениям
В будущих воплощениях будет обращен вспять.
Впереди нас ждут бесчисленные перерождения, как хорошие, так и пло-
хие. Последствия кармы (деяний) неминуемы, а в предыдущие жизни мы на-
копили отрицательную карму, которая неизбежно скажется в этой или бу-
дущих жизнях. Точно так же как некто, преступление которого доказано
полицией, будет в конце концов схвачен и наказан, и мы неминуемо долж-
ны столкнуться с последствиями ошибочных действий, совершенных нами в
былые времена, пусть даже мы еще не в тюрьме. Однажды мы накопили
предпосылки к страданию из-за наших недобродетельных деяний в прошлом.
Нет способа избежать наказания, свершенное тогда не вернуть назад, и
мы, наконец-то, должны испытать на себе их последствия.
Мы не способны устранить отрицательную карму, которая накоплена
прошлыми недостойными поступками и теперь уже присутствует в зародыше-
вой форме в нашем собственном сознании, поэтому не надейтесь дождаться
перерождений совершенно замечательных, в которых вы избежали бы неми-
нуемых страданий круговращенья бытия. Не только в этом, но даже если
мы проверим лучшую сторону циклического существования, то обнаружим,
что она тоже не проходит вне природы страдания, вне ухудшения.
Жизнь омрачается тремя видами страдания: страдание от боли, страда-
ние от изменения и проникающим повсюду страданием от обусловленности.
Анализируя неизбежные последствия предыдущих ошибочных деяний, а также
природу страдания пусть даже замечательных рождений круговорота бытия,
мы можем уменьшить привязанность к этой и будущим жизням, развивая
сознание необходимости достижения освобождения. От соединения этих
двух задумок: преодолеть интерес к этой жизни и ее красотам, а также
интерес к прелестям перерождений вообще, - возникнет решимость освобо-
диться от циклического существования.
Что привлекает нас в страданиях? Это - непокорный ум, т. е. то, что
не вне, а внутри нашей ментальной целостности. Последнее нам дано в
проявлениях неблагоприятных эмоций, воздействующих на наши умы, и тем
самым мы втягиваемся в совершение различных ошибочных деяний. В ес-
тественно чистой сфере подлинной природы сознания появляются некие
представления, а благодаря их силе мы вовлекаемся в неверные действия,
ведущие к страданию. С огромным вниманием и тщательностью нам нужно
заставить исчезнуть эти представления, погрузив их обратно в непрояв-
ленную сферу природы сознания, что подобно облакам, скучившимся на не-
бе, а затем вновь рассеявшимся в небесной чистоте.
В этом случае прекратятся ошибочные деяния, проистекающие от таких
представлений. Как говорит Миларэпа (1039 - 1122 гг., тибетский мысли-
тель школы карчжупа): "...Коли возникает, то возникает из самого
пространства, коли исчезает, то исчезает обратно в пространство", Нам
нужно хорошо знать состояние самих вещей, постигая, что есть заблужде-
ние, а что нет, и быть в состоянии вернуть эти представления обратно в
сферу нераздельной реальности.
Счастье приходит благодаря спокойствию ума, без успокоения ума нет
пути к счастью. Основой этого является осознанная решимость освобо-
диться от циклического существования. В буддийских писаниях поясняет-
ся, что нет начала у сознания, и отсюда нет начала у перерождений каж-
дого из нас. В понятиях рассудочного знания это выражается так: ни в
коем случае сознание не может служить в качестве субстанциональной
причины материи, и ни в коем случае материя не может служить в качест-
ве субстанциональной причины сознания. Единственное, что может служить
в качестве сущностной причины сознания - это прошлое сознание. По-
средством этого рассуждения устанавливаются взгляды на прошлые и буду-
щие существования.
Сразу договоримся о будущих воплощениях. Понятно, что совершенно
неважно, сколь велико ваше состояние и прочее в этой жизни. Даже если
вы миллиардер: когда вы умираете, в последний путь вам не взять с со-
бой ни одного пенни. Также неважно, много ли у вас друзей, ибо в конце
вы не сможете ни одного из них пригласить с собой. Что отправляется
вместе с вами, то помогает вам, и это есть сила вашей собственной доб-
родетели, ваши благие деяния.
Следовательно, очень опасно быть вовлеченным на сто процентов в де-
ла, ограниченные перспективой настоящей жизни. Хотя было бы непрактич-
ным посвящать все ваше время духовным предметам, однако это помогло бы
в будущих воплощениях. Неплохая идея состоит в том, чтобы вы 50% вашей
энергии уделяли заботам этой жизни, а еще 50% - более глубоким темам.
Мы должны жить, и у нас есть желудок, который нужно наполнять. Но мак-
симальная продолжительность этой жизни составляет в лучшем случае 100
лет, что является весьма коротким периодом по сравнению с чередой бу-
дущих перерождений. Так что стоит подумать о ваших будущих жизнях и
стоит готовиться к ним, понемногу сокращая занятость ума делами насто-
ящей жизни.
А если это не так, когда мы проверяем прелести циклического сущест-
вования и находим, что они действительно суть страдание по своей при-
роде? Они не являются таковыми, ибо вне зависимости от того, как долго
мы ими пользуемся, они всегда приятны. Например, если у вас много до-
мов, а вы одиноки, то, пользуясь каким-то домом, вы другие оставляете
пустовать. Затем вы переезжаете в другой из домов, а первый остается
без применения. Аналогично, если у вас много денег и вы держите дома
огромное количество продуктов питания, то все равно вы имеете лишь