ПУТЬ К ПРОСВЕТЛЕНИЮ
Лекция Далай-ламы XIV
Буддийская община, Торонто.
Я очень рад предоставленной возможности прочитать лекцию здесь, в То-
ронто, в Канаде, на этой ассамблее буддистов и лиц, интересующихся
буддизмом. Мне хотелось бы поблагодарить мастеров дзэна этого храма и
многих тибетцев, помогавших в подготовке. Сегодня я буду говорить о
стадиях пути просветления, используя в качестве основного труд Цзонха-
вы* "Три принципиальных аспекта Пути к Просветлению".
____
* Цзонхава (1357 - 1419 гг.) - великий тибетский учитель, основопо-
ложник школы гелукпа, в которой была преобразована традиция кадампы.
Для того чтобы освободиться от циклического существования, необхо-
димо постоянно держаться намерения покинуть его. Это намерение являет-
ся первым из трех принципиальных аспектов пути к просветлению. Также
нужно иметь правильный взгляд на пустотность. Добавим: если некто же-
лает достичь наивысшего освобождения, состояния всеведения в Великой
колеснице, то должно вызывать человеколюбивое побуждение стать прос-
ветленным, называемое сознанием просветления (бодхи-читта). Итак, три
аспекта суть решимость освободиться от цикла перерождений, правильный
взгляд на пустотность и альтруистический ум просветления - вот главные
стороны пути.
Прежде чем начать лекцию, обычно очищаются от препон. В Японии и
Тибете это чаще всего делается повторением "Сутры Сердца" ("Хридаясут-
ры"), которая содержит учения о пустотности присущего существования.
Затем, чтобы смирить злобные существа и устранить препятствия, полезно
повторять мантру о свирепом проявлении совершенства мудрости в женском
облике. Обычно, когда мы произносим мантру, мы считаем количество ре-
цитаций манеры на четках, передвигая бусины как символ входа в бла-
женство, проистекающее от повторения мантры. Однако когда целью реци-
тации является снятие препон, бусины передвигаются в обратном направ-
лении, символизируя устранение преград.
Далее, мы совершаем подношение мандалы. Смысл этого проистекает из
деяний Будды, который в прошлых жизнях, прокладывая свой путь, преодо-
лел множество тяжелых испытаний, не заботясь ни о своем теле, ни о
семье, ни об имеющихся у него возможностях, для того чтобы слушать и
практиковать учение. В качестве символа такого посвящения, а также
бессамостности, перед тем как слушать об учениях Будды, мы умственно
принесем в жертву наши тела, средства и источники добродетели. Подно-
шение мандалы равносильно подношению всей вселенной, образованной на-
шей коллективной кармой и увиденной в великолепном сиянии, наполненной
чудесами и волшебством.
Читаем ли мы лекцию о доктрине или слушаем ее, наше состояние долж-
но соединяться с осознанием прибежища и осознанием человеколюбия, сос-
тоящего в стремлении помогать другим. Достигается это троекратным пов-
торением строфы о прибежище и возникновении соответствующего сознания
с одновременными размышлениями и медитацией:
Вплоть до самого просветления я иду под покровительство
Будды, Учения (Дхармы) и Верховной общины (сангхи).
Благодаря заслуге, полученной от слушания доктрины,
Пусть я обрету буддство, чтобы помогать перерождающимся существам.
От этого возникают хорошие или плохие последствия - в зависимости от
добрых или злых побуждений. Постоянное действие человеколюбивых помыс-
лов необычайно важно. Во время повторения строфы нужно культивировать
ее смысл в медитации.
Наконец, перед началом лекции по доктрине обычно повторяется стро-
фа, восхваляющая Будду и признающая его доброту. Этот стих взят из
трактата Нагарджуны "Основополагающие строфы о Пути Срединности" ("Му-
ламадхьямака-карика"). Обычай читать его завел один из моих учителей
Куну Лама Ден-дцин-гьел-цен.
"Я буду восхвалять Гаутама-Будду,
Который из сострадания (анукампа) (букв.: проникнутый состраданием)
Проповедовал подлинное учение (саддахарма),
Дабы разрушить все ложные взгляды (сарвадришти)"*.
____
* Это заключительные строки (XXVII, 30) труда Нагарджуны, они пере-
ведены В. Андросовым с санскритского оригинала.
Вообще говоря, мы пришли сюда вместе, поскольку вы разделяете инте-
рес к буддийской доктрине, и мы надеемся совместными усилиями обрести
большое успокоение в наших жизнях и устранить страдания, насколько это
возможно. В силу того, что у нас имеются тела, нам нужна пища, одежда,
кров и т. д., но только этого недостаточно. Удовлетворением этих пот-
ребностей нельзя исполнить чаяния человеческих существ. Неважно то,
сколь хороши физические обстоятельства нашей жизни. Если нет счастья в
наших умах, то беспокойство, подавленность и тому подобное делают не-
возможным хорошее самочувствие. Нам необходимо стремиться и достигать
счастья психически, а для этого надо знать, как это делать и как одо-
левать физические страдания. Следовательно, самое главное - соединить
усилия по достижению внешних улучшений с сосредоточением на внутренних
интересах.
Западная цивилизация добилась и продолжает добиваться огромного
прогресса в материальном развитии, но если бы было возможно посредс-
твом техники также достичь внутреннего счастья, то современное общест-
во стало бы более совершенным. Без духовного роста мы будем покорены
внешними вещами, и, даже называясь по-прежнему людьми, мы будем похо-
дить на части машин. Итак, в нашей сегодняшней беседе мы обсудим, как
умом обрести счастье и совершенство.
В историческом прошлом человечества было много учителей, опиравших-
ся на свой собственный опыт, которые давали советы и обучали других
более плодотворным путям жизни. Я буду говорить об одной из всех этих
многочисленных систем мысли, а именно о той, которую предложил челове-
честву добрый учитель Шакьямуни Будда. Внутри его учений уровни прак-
тики были описаны в соответствии со способностями его последователей.
Они распались на два больших направления, или на две Колесницы: Малую
(хинаяна) и Великую (махаяна). Внутри Великой колесницы имеются пове-
данные Буддой как сутры, так и мантры. Два этих подразделения отлича-
ются элементами Пути достижения тел Будды.
Добавим, что Будда установил в дальнейшем четыре отдельные школы:
Великого толкования, или вайбхашика; Сутр, или саутрантика; Только
сознания, или читтаматра (она же называется йогачарой. - Примеч. пере-
водчика); и Срединного пути, Или мадхьямика. Учения этих четырех школ
представляют обе колесницы, а также как собрание сутр, так и собрание
тантр. Эти собрания составляют приблизительно 100 томов текстов, пере-
веденных на тибетский язык главным образом с санскрита. Примерно 200
томов суть толкования этих священных писаний, созданные индийскими
учеными и постепенно также переведенные на тибетский язык.
Писания подразделяются на четыре основные группы: [1] труды по дис-
циплине, которые главным образом касаются практической этики, общей
для Малой колесницы, [2] сочинения о совершенствовании мудрости, [3]
собрание различных сутр и [4] свод тантрических произведений. Согласно
пояснениям "Ваджра-панджара тантры", тантрическая система состоит из
четырех отделов, которым соответственно принадлежат все тексты тантр.
Они называются тантра действия (крийя), тантра исполнения обетов
(чарья), тантра йоги и тантра наивысшей йоги (аннутара).
В "Ваджра-панджара тантре" говорится:
"Тантры действия служат низшему (уровню практики).
Бездеятельная йога (или чарья) - тем, кто выше этого.
Высокая йога явлена для высоких существ.
Наивысшая йога - для тех, кто выше их".
Тексты и практики сутр, тантр, Малой и Большой колесниц были расп-
ространены в Тибете повсюду. С течением времени различные методы пере-
дачи письменного и духовного наследия отдельными учителями, а также
разграничивающее использование определенных философских идей и понятий
привели к возникновению незначительных отличий в интерпретации и при-
менении. В Тибете появились многочисленные школы, которые в целуем
можно сгруппировать по четырем основным направлениям, ведущим свои ли-
нии преемств от учения Будды, - это ньигмапа, сакьяпа, карчжупа и ге-
лукпа. Несмотря на их поверхностные расхождения, все эти школы опира-
ются на одинаковые основоположения.
Сочинение Цзонхавы "Три принципиальных аспекта Пути к Просветле-
нию", которое мы будем сегодня обозревать, является толкованием многих
стадий духовного пути, подразделенных на три главные. Хотя этот текст
посвящен всему священному собранию, его основным источником стали сут-
ры Совершенствования мудрости ("Праджняпарамита").
В каком смысле происходят эти учения из сутр Совершенствования муд-
рости? Эти сутры содержат подробное учение о пустотности и тайное уче-
ние о стадиях пути. Из трех главных аспектов пути аспект, затрагива-
ющий правильный взгляд на действительность, ведет свое начало от от-
четливой доктрины пустоты. В Большой колеснице правильный взгляд
представлен школами Только сознания и Срединного пути. Труд Цзонхавы
опирается исключительно на систему Срединного пути, а из двух ее вет-
вей он явно заинтересован в позиции школы Срединного пути сведения к
абсурду (прасангика), нежели во мнениях школы Самостоятельно-срединно-
го пути (сватантрика).
Трактат как раз излагает взгляд на пустотность в школе Срединного
пути сведения к абсурду. Оставшиеся аспекты пути - решимость стать
свободным от циклического существования и альтруистическое сознание
просветления - вышли из тайных учений сутр Совершенствования мудрости,
а именно: о пути и о стадиях достижения состояния чистоты.