Смекни!
smekni.com

Дети-сироты 2 (стр. 6 из 12)

Для подростка характерны две сферы общения – общение со взрослыми и общение со сверстниками [7; с. 206]. Многие функции взаимоотношений со сверстниками у подростков совпадают с таковыми у младших детей. Они помогают научиться контролировать социальные формы поведения, развивать соответствующие возрасту навыки и интересы, учат сопереживать, вместе решать общие проблемы.

Потребность приспосабливаться к сверстникам проявляется уже в ранние школьные годы и к подростковому возрасту значительно увеличивается. Однако уже после 14-15 лет следует постепенный и неуклонный ее спад.

Многие полагают, что жизненные взгляды родителей и сверстников не совместимы, и что падение родительского влияния в подростковом возрасте неизбежно. Однако взгляды родителей и сверстников во многом совпадают, так как основы их закладывались в одном и том же обществе. Нередко взгляды родителей и сверстников только с виду резко отличаются друг от друга, на самом же деле различие это поверхностно.

Подростки нуждаются в тесном общении со сверстниками, в их поддержке: какими бы ни были понимающими родители и другие окружающие взрослые, их роль всегда ограничена, так как подростки только стремятся достичь статуса взрослых, в то время как взрослые его уже достигли [11; с. 152-153].

Ориентация и равнение на товарища с целью приобрести сходные качества создают оптимальные условия для осознания и оценки подростком собственных особенностей. Взрослый – это образец желанный, но практически трудно досягаемый, его качества часто проявляются в жизненных ситуациях и отношениях, которые еще отсутствуют у школьника, поэтому подростку легче сравнить себя со сверстником и видеть собственные недостатки и успехи [35; с. 212].

Общественное мнение играет колоссальную роль в формировании самосознания и самооценки. Человек начинает верно относится к самому себе после того, как он научится правильно относиться к другим людям и прислушиваться к тому, как оценивают его самого. Исследования показали, что вначале у школьника создается представление о себе на основе той оценки, которую ему дают другие. И даже потом делается попытка самостоятельно разобраться в своем внутреннем мире.

Как отмечает Л. И. Божович, развитие самосознания и важнейшей его стороны – самооценки – это сложный и длительный процесс, сопровождающийся у подростка целой гаммой специфических переживаний. Еще очень незрелые попытки анализа своих возможностей сопровождается то взлетом, то, напротив, сомнениями в себе и колебаниями. Часто самооценка у подростка оказывается противоречивой: сознательно он воспринимает себя как личность значительную, даже исключительную, верит в себя, свои способности, ставит себя выше других людей. Вместе с тем внутри его гложут сомнения [5; с. 420-421].

Таким образом, развитие самооценки в процессе самопознания подростка происходит скачками: с ростом ее объективности наблюдается резкие переходы от одной самооценки к другой, могут иметь место и крайности в оценке самого себя. Процесс установления самооценки сопровождается переживанием самых разнообразных чувств. Поскольку интерес к себе у подростка обострен. Подросток очень чуток к оценке взрослыми отдельных качеств его личности, интеллекта, способностей. Он отличается очень большой ранимостью. Часто болезненными переживаниями любых критических замечаний о себе, которые могут привести к развитию таких свойств личности, как замкнутость, сознание своей неполноценности, неуверенность в себе, стеснительность, робость и т.д.

Самовоспитание впервые становится возможным именно в подростковом возрасте. Оно подготавливается соответствующим уровнем общего психического развития, в частности развитием интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов и соответствующим уровнем развития отдельных сторон самосознания – самопознание, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования. Обладая такой психологической готовностью к более полному восприятию требований жизни и осознанию своего положения во внешнем мире, своей ценности подросток пытается изменять себя, самосовершенствуется.

При этом самооценка подростка и представление о себе направляет регулятивный процесс его самовоспитания. Но поскольку самооценка еще не обладает достаточной степенью устойчивости и адекватности, а представление о своем идеале не содержит пока необходимой степени зрелости, подросток может воспитывать в себе с его точки зрения положительные, но объективно отрицательные качества.

Таким образом, кризис подросткового возраста связан с возникновением в этот период нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей, в отличие от всех других людей, присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (то есть стремление проявить себя в тех качествах личности, которые он считает ценными) и самовоспитанию [5; с. 417].

Стержнем подросткового возраста является самооценка, которая начинает регулировать поведение подростка в его общении со сверстниками и взрослыми; с повышением адекватности самооценки растет умеренность и целесообразность общения – напротив, чем ниже уровень самосознания, тем более импульсивным является поведение.

1.4 Понятие «смысложизненные ориентации»

1.4.1 Деятельность субъекта как основа личности

А.Н. Леонтьев считал, что процесс формирования личности может быть представлен как развитие воли. Безвольное импульсное действие – это действие безличное, хотя о потере воли можно говорить только по отношении к личности. Поэтому он полагал, что авторы, которые считают волю важнейшей чертой личности, с эмпирической точки зрения правы. Однако, воля – это одно из выражений личности. Основу личности составляет то особое строение деятельности субъекта, которое возникает на определенном этапе развития его человеческих связей с миром. По А.Н. Леонтьеву, человек живет как бы во все более расширяющейся для него действительности. В начале это просто узкий круг непосредственно окружающих его людей и предметов, чувственное их восприятие и усвоение известного о них, усвоение их значения. Но далее перед ним открывается действительность, которая лежит за пределами его практической деятельности и прямого общения: развиваются границы познаваемого, представляемого или мира.

На известном уровне развития мотива сначала выступают как только «знаемые», как возможные, реально еще не побуждающее никаких действий. А.Н. Леонтьев считал, что для понимания процесса формирования личности нужно непременно это учитывать, хотя расширение знаний не является определяющим для него; поэтому воспитание личности и не может сводиться к обучению, сообщения знаний.

Формирование личности предполагает развитие действий субъекта. Действия, все более обогащаясь, вступают в противоречие с породившими их мотивами. В результате, как считал А.Н. Леонтьев, происходит сдвиг мотивов по цели, изменение их иерархии и рождение новых мотивов – новых видов деятельности. На этом этапе, продолжающимся вплоть до подросткового возраста, процесс формирования личности не заканчивается, он только подготавливает рождение сознающей себя личности.

По А.Н. Леонтьеву, личность рождается дважды: первый раз – когда у ребенка проявляются в явных формах коли мотивированность и соподчиняемость его действий, второй раз – когда возникает его сознательная личность. В последнем случае имеется ввиду какая-то особая перестройка сознания. Возникает задача – понять необходимость этой перестройки и то, в чем именно она состоит.

Психическое отражение, сознание уже не может оставаться ориентирующим лишь те или иные действия субъекта, оно должно также активно отражать иерархию их связей, процесс происходящего подчинения и переподчинения их мотивов. Это требует особого внутреннего движения сознания.

В движении индивидуального сознания, считал А.Н. Леонтьев, теперь открывается движение еще в одном измерении. Оно заключается в состоянии мотивов друг с другом: некоторые занимают место подчиняющих себе другие и как бы возвышаются над ними, некоторые даже вовсе утрачивают свою смыслообразующую функцию. Становление этого движения и выражает собой становление связей системы личностных смыслов – становления личности.

По А.Н.Леонтьеву, формирование личности представляет собой процесс непрерывный, состоящий из ряда сменяющихся стадий. Поэтому, прослеживая последовательное его течение, заметны лишь отдельные сдвиги. Но если взглянуть на него, как предлагал А.Н.Леонтьев, с некоторого удаления, то переход, знаменующий собой рождение личности, выступает как событие, изменяющее ход всего последующего психического развития.

Существуют многие явления, которые отличают этот переход. Прежде всего перестройка сферы отношений к другим людям, к обществу. Если на предшествующих стадиях общество открывается в расширяющихся общениях с окружающими, то теперь это положение оборачивается: окружающие люди все более начинают выступать через объективные общественные отношения. Переход, о котором идет речь, и начинает собой изменения, определяющие главное в развитии личности, в ее судьбе. [2]

1.4.2 Особенности смысложизненных ориентаций подростков

Личность, представляя собой динамическую систему, находит­ся в состоянии непрерывного изменения и развития. В процессе такого личностного становления постепенно все большее значе­ние приобретают его внутренние движущие силы, позволяющие человеку все более самостоятельно определять задачи и направ­ление собственного развития. Система ценностных ориентации личности выступает в качестве регулятора и механизма такого развития, определяя форму реализации намеченных целей и при утрате ими побудительной силы в результате их достижения сти­мулируя постановку новых значимых целей.