Рационализация - форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит рациональное объяснение индивидом своих желаний и действий, котрые в действительности обусловлены иррациональными влечениями, которые социально или личностно неприемлемы.
Реактивное образование - форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит трансформация в сознании эмоционального отношения к объекту на противоположное.
Регрессия - форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит возврат к более примитивным формам поведения и мышления, которые были свойственны для более ранней стадии онтогенетического развития.
Сублимация - форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации энергия сексуального влечения преобразовывается в социально приемлемые формы активности, в частности в творческую активность.
Либидо во фрейдизме - теоретическое понятие, призванное объяснить динамику психической жизни на основе аналогии с энергией, как она трактуется в физике. Первоначально З.Фрейд понимал под либидо только энергию сексуального влечения, имеющего прежде всего бессознательную форму. Затем оно было распространено и на другие формы поведения, связанные с отношениями к родителям, детям, к самому себе. В силу того, что либидо может иметь не только энергетический потенциал, но и определенную направленность, было сформулировано положение, что в индивидуальном развитии возможно перенаправление либидозной энергии в новое русло. Так была сформулирована идея о вытеснении и замещении сексуальной фиксированности либидо путем регрессии или сублимации. В окончательном варианте фрейдовского психоанализа под либидо понималась энергетическая основа двух основных влечений человека - к удовольствию и жизни (Эрос), с одной стороны, и к разрушению и смерти (Танатос), с другой. У К.Г.Юнга либидо не связывается с сексуальностью и рассматривается как витальная психическая энергия метафизического статуса, переживаемая индивидом как бессознательное стремление, облекаемое в различные символические формы.
Комплекс Эдипа - понятие, введенное в рамках классического психоанализа для объяснения формирования социальной, или моральной инстанции субъекта (Супер-Эго). В этом понятии воспроизводится античный миф об Эдипе, который убивает отца и женится на матери. В соответствии с этим происходит приписывание сыну сексуального влечения к собственной матери, обусловливающего агрессию по отношению к отцу, место которого стремиться занять ребенок. Амбивалентность отношения к отцу (агрессия и стремление к выполнению его роли) инициирует идентификацию, за счет которой происходит усвоение мужской социальной роли и системы моральных инструкций и запретов, свойственных взрослому, что и образует Супер-Эго (сверх-Я).
Комплекс Электры - понятие классического психоанализа, выступающее женским аналогом Эдипова комплекса. В качестве основы выступает миф об убийстве микенской царевной Электрой своей матери как мести за убийство ею своего мужа и отца Электры.
Оценка теории, её значение для личного роста.
Влияние интеллектуальных течений 19 в на становление научных взглядов К.Г.Юнга: философии, литературы, алхимии, восточных учений.
Аналитическая психология - направление неофрейдизма, основателем которого является швейцарский психолог и культуролог К.Г.Юнг. Это учение основано на понятии коллективного бессознательном, в котором нашли отражение данные антропологии, этнографии, истории культуры и религии, проанализированные Юнгом в аспекте биологической эволюции и культурно-исторического развития, и которое проявляется в психике индивида. В качестве единицы анализа психики Юнг предложил понятие архетипа как врожденного образца поведения, соответствующего различным пластам психики человека: животного, общечеловеческого, родового, семейного и индивидуального. Энергетика архетипа обусловлена тем, что он является проявлением либидо. Кроме понятия коллективного бессознательного Юнг дал описание экстравертированной (направленной преимущественно на внешний мир) и интровертированной (направленной на внутренний, субъективный мир) установок.
Структура личности в концепции Юнга. Коллективое бессознательное. Архетипы. Основные психологические функции и установки. Типы личности. Взгляд Юнга на проблему развития личности и личностный рост. Общая оценка теории и в настоящее время.
Стадии оформления индивидуальной психологии А.Адлера.
Индивидуальная психология - направление глубинной психологии, основанное А.Адлером. В названии этого направления, производного от латинского individuum, что означает неделимый, выражается его кредо - исследовать целостность личности без членения ее на сознательное и бессознательное. Во всех проявлениях личности ведущим является такое качество, как реализация жизненной цели или смысла жизни, которая начинается у ребенка уже в первые 3 - 5 лет и в которой складывается особый жизненный стиль. Как цель, так и стиль жизни личности тесно связаны с условиями семейного воспитания. На ранних этапах формирования этого психологического направления в качестве движущих сил развития личности рассматривалась стремление к компенсации врожденного чувства неполноценности за счет достижения атрибутов власти и могущества. В дальнейшем движущей силой развития стал рассматриваться социальный интерес как стремление сотрудничать с другими людьми для достижения общих целей. При его недоразвитии возможны проявления преступности, наркомании, психопатологических отклонений.
Комплекс неполноценности - теоретическое понятие в индивидуальной психологии А.Адлера, обозначающее энергетический потенциал психической активности, вызванный переживанием каждым человек в раннем детстве ощущения собственной недостаточности. Происходит вытеснение этого чувства в бессознательное и придание ему за счет этого характера постоянной ненасыщаемости, а стремление к позитивному переживания чувства компетентности стимулирует различные виды деятельности, в которых возможен реальный или мнимый успех.
Психологический смысл чувства неполноценности. Стремление к превосходству. Социальная заинтересованность и целенаправленность поведения личности. Стиль жизни и установки, связанные со стилем жизни. Креативное Я. Анализ роли социального контекста в развитии личности. Общая оценка концепции личности Адлера.
Неофрейдизм - направление в психологии, возникшее в 20-30-е гг., в котором ключевые понятия психоанализа З.Фрейда были переработаны, на основе постулата о социальной детерминированности психики человека. При этом в основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества. Наиболее влиятельными представителями неофрейдизма являются американские психологи К.Хорни, Г.С.Салливен и Э.Фромм.
Основные положения и принципы социокультурной теории К. Хорни.
Теория личности К.Хорни - система представлений, которые развивались в дискуссии со многими положениями З.Фрейда. Были отвергнутым пан-сексуализм и фатальная роль детства в формировании характера и неврозов, достигнуто понимание роли культурной среды в возникновении неврозов. В теории Хорни основой выступает чувство базальной тревожности, обусловленное противостоянием индивида природным и социальным силам. Общество, с одной стороны, способствует формированию у индивида определенной структуры потребностей, а, с другой, выступает преградой для их реализации. Это приводит к возникновению чувства тревоги и поведения, ориентированного на достижение безопасности, а в конечном счете и к формированию определенного типа личности (агрессивного, уступчивого и отчужденного от общества).
Психологический смысл «чувства беспокойства» в концепции Хорни. Основные поведенческие стратегии и типы невротической личности.
Гуманистическая теория личности Э. Фромма.
Теория личности Ф.Фромма - система представлений, в которых постулируется ведущая роль в человеческом поведении бессознательных побуждений, но, в отличие от теории З.Фрейда, здесь они рассматриваются как социально, а не биологически обусловленные. Человек теряет инстинктивные связи с природой, но на их место приходят экзистенциальные и исторические социальные противоречия, которые служат источником общественно обусловленных потребностей. Но если общество препятствует их удовлетворению, формируются иррациональные способы решения проблем человеческого существования в форме мазохизма, садизма, деструктивизма или конформизма, реализация которых приводит к образованию различных типов характера и возникновению неврозов.
Экзистенциальные потребности человека. «Социальный характер» в концепции Фромма. Проблема отчуждения. Бегство от свободы. Компульсивные механизмы. Общая оценка теории и статус в настоящее время.
Эпигенетический принцип в концепции Эриксона. Проблема идентичности и жизненные кризисы. Психосоциальные стадии развития личности. Общая оценка теории.
Список литературы
Основная литература:
1. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. – М., 1997. –С.45-151, 151-189.
2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб, 1997. – Гл. 3, 4, 5.