- интерпретация внутреннего мира другого человека – основана на использовании субъектом совокупности внутренних психологических средств, своего психологического опыта;
- интуиция – знание, возникающее без осознания путей и условий его получения,
- герменевтика – искусство и теория истолкования различного рода текстов;
3. методы практической психологии, или психотерапевтической практики (гипноз, психоанализ, бихевиоральная терапия, гештальттерапия, клиент-центрированная терапия, рациональная терапия, логотерапия, транзактный анализ, Т – группы, психодрамма, группы встреч, танцевальная терапия, арт-терапия, психосинтез, другие)*.
Список литературы
Основная литература:
1. Введение в психологию/ Под общ. Ред. А.В. Петровского. – М., 1997.-С. 407-413.
2. Общая психология. / Сост. Е.И. Рогов. – М., 1995.- С.328-331.
3. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.,1995.- Гл. 1, 3.
Дополнительная литература:
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.Курс лекций.-М.,1996.-С.9-21.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999. – Гл.1-3.
Основные понятия: психология, предмет, школы психологии (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология, когнитивная психология), психика, сознание, бессознательное, поведение, личность, отрасль психологии, объяснительная, описательная, практическая психология, метод, наблюдение, эксперимент, тест, анкетирование, опрос.
Раздел 2. Психика. Сознание. Бессознательное.
Тема 2.1. Психика. Сознание. Бессознательное
Требования к знаниям:
1. основных понятий, применяемых в психологии;
2. сферы использования категориального аппарата и основ психологии;
3. методов психологической диагностики самосознания личности;
4. собственных особенностей Я - концепции и самооценки.
Требования к умениям:
1. подбирать адекватные конкретному социальному исследованию методы сбора данных;
2. интерпретировать полученные результаты в соответствии с задачами исследования.
Содержание учебного материала
Предметом современной психологии является психика. Психика – свойство высокоорганизованной материи отражать своими состояниями определенную деятельность: в форме ощущений, восприятий, мысли, чувств, волевых процессов и др явлений психики.
Мозг и психика*.
Категории психических явлений — психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые), психические состояния, психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности).
Свойства психики основываются на том, что психике присущи идеальные характеристики, субъективные, психика активна, избирательна.
Основными функциями психики являются отражение и регулирование.
Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения. "Единство психики как системы выражается в общей ее функции: являясь субъективным отражением объективной действительности, она выполняет функцию регуляции поведения"[4]. Тесная взаимосвязь указанных функций обеспечивает целостность психики в норме, единство всех психических проявлений, интеграцию всей внутренней психической жизни. Эти же функции обеспечивают и непрерывное взаимодействие, взаимосвязь, интеграцию человека с окружающей средой. Человек – активная система, и в окружающем его мире также много активных объектов. Поэтому следует различать активное и реактивное отражение, активное и реактивное регулирование.
Отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объектов воспроизводить признаки, структурные характеристики и отношения других объектов. Формы и уровни отражения: психическое (взаимодействие, сопровождающееся обменом информации), физиологическое (взаимодействие, сопровождающееся обменом вещества и энергии, ведет к изменениям физиологического функционирования организма, но не поведения), физическое (любое внешнее изменение объекта: ветер и скала).
Эволюционное развитие психики
Раздражимость (способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия) и чувствительность (способность организмов отражать воздействие биологически нейтральное, но связанное с биотическими свойствами среды) — объективные признаки возникновения психики.
Стадии и уровни развития психики в животном мире (стадия элементарной сенсорной психики и стадия перцептивной психики) – гипотеза Леонтьева – Фабри*.
Главные особенности психической «деятельности» животных, отличающие ее от психики человека *.
Венцом развития психики является сознание. Предпосылки возникновения сознания:
- биологические:
1. анатомо-физиологические особенности (прямохождение, высвобождение руки, относительно большой объем головного мозга);
2. усложнение строения нс и специфичность органов чувств;
- социальные:
1. появление труда;
2. совместная трудовая деят-ть;
3. появление речи.
Определение сознания сталкивается с большим количеством трудностей, связанных с очень разными подходами к этой проблеме. Проблема сознания является одной из глобальнейших и сложнейших проблем в психологии.
"Сознание, – писал В. Вундт, – заключается лишь в том, что мы вообще находим в себе какие бы то ни было психические состояния". Сознание психологически представляет собой, с этой точки зрения, как бы внутреннее свечение, которое бывает ярким или помраченным, или даже угасает совсем, как, например, при глубоком обмороке (Ледд). Поэтому оно может иметь только чисто формальные свойства; их и выражают так называемые психологические законы сознания: единства, непрерывности, узости и т.д. По мнению У. Джеймса, сознание есть "хозяин психических функций", то есть фактически сознание отождествляется с субъектом. Сознание – это особое психическое пространство, "сцена" (К. Ясперс). Сознание может быть условием психологии, но не ее предметом (Наторп). Хотя его существование представляет собой основной и вполне достоверный психологический факт, оно не поддается определению и выводимо только из самого себя. Сознание бескачественно, потому что оно само есть качество – качество психических явлений и процессов; это качество выражается в их презентированности (представленности) субъекту (Стаут). Качество это не раскрываемо, оно может только быть или не быть.
Общая черта всех выше приведенных взглядов – это акцент на психологической бескачественности сознания.
Несколько иная точка зрения у представителей французской социологической школы (Дюркгейм, Хальбвакс и др.). Психологическая бескачественность сознания здесь сохраняется, но сознание понимается как плоскость, на которую проецируются понятия, концепты, составляющие содержание общественного сознания. Этим сознание отождествляется со знанием: сознание – это "со-знание", продукт общения знаний.
Представляет интерес система взглядов Л. С. Выготского на сознание. Он пишет о том, что сознание – это рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя. "Сознательно то, что передается в качестве раздражителя на другие системы рефлексов и вызывает в них отклик" [5]. "Сознание есть как бы контакт с самим собой" [6]. Сознание есть со-знание, но лишь в том смысле, что индивидуальное сознание может существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальным субстратом. Сознание не дано изначально и не порождается природой, сознание порождается обществом, оно производится. Поэтому сознание не постулат и не условие психологии, а ее проблема – предмет конкретно-научного психологического исследования. При этом процесс интериоризации (то есть вращивания внешней деятельности во внутреннюю) состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предсуществующий внутренний "план сознания"; это процесс, в котором этот внутренний план формируется. Элементами сознания, его "клеточками", по Выготскому, являются словесные значения.
Взгляды на проблему сознания А. Н. Леонтьева во многом продолжают линию Выготского. Леонтьев считает, что сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, и его действия и состояния. Первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир; на более позднем этапе предметам сознания становится также и деятельность, осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Порождаются внутренние действия и операции, протекающие в уме, в "плане сознания". Сознание-образ становится также сознанием-реальностью, то есть преобразуется в модель, в которой можно мысленно действовать.
По мнению Б. Г. Ананьева, "как сознание психическая деятельность есть динамическое соотношение чувственных и логических знаний, их система, работающая как единое целое и определяющая каждое отдельное знание. Эта работающая система есть состояние бодрствования человека, или, другими словами, специфически человеческая характеристика бодрствования и есть сознание" [7]. По Ананьеву, со-знание выступает как составная часть эффекта действия. Первоначальные факты сознания – это восприятие и переживание ребенком результатов своего собственного действия. Постепенно начинают осознаваться не только эффекты действий, но и процессы деятельности ребенка. Индивидуальное развитие сознания осуществляется путем перехода от сознания отдельных моментов действия к целенаправленной планомерной деятельности. При этом все состояние бодрствования становится сплошным "потоком сознания", переключаемого с одного вида деятельности на другой. "Сознание как активное отражение объективной действительности есть регулирование практической деятельности человека в окружающем его мире" [8].